Цели урока:
- познакомить детей с работой органов дыхания;
- объяснить, как «путешествует» воздух;
- научить носовому дыханию;
- проводить профилактические мероприятия простудных заболеваний;
- научить соблюдать гигиенические правила в помещении, очищающие воздух и улучшающие дыхание.
Оборудование:
таблица «Строение органов дыхания», название
органов дыхания на отдельных карточках, иллюстрации о функциях носовой
полости, изображение воздушного пузырька, текстовые задания на
карточках, пословицы и поговорки.
Ход урока
- Упражнение не релаксацию и концентрацию внимания.
– Все вы – воздушные шарики, очень красивые,
веселые, вас надувают, и вы становитесь все легче и легче, поднимаетесь
все выше и выше. Веревочка оторвалась, и вы летите туда, куда дует
теплый, ласковый ветерок.
Вам легко, спокойно, хорошо, вы видите сверху
полянки, ручейки, домики. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы
снова в этой комнате. Потянулись и на счет «три» открыли глаза.
- Рассказ о своем здоровье (как спали, делали зарядку или нет, какие
гигиенические процедуры выполнили, как себя чувствуете, какое настроение
и т.д.).
– Сегодня на уроке мы будем путешествовать вместе с
Воздушным пузырьком, выясним, что нужно делать, чтобы воздух был чистым и
свежим, и научимся защищать себя от простуды.
– Подумайте и вспомните, какие органы человеческого организма участвуют в дыхании:
а) носовая полость;
б) гортань;
в) трахея;
г) бронхи;
д) легкие?
(Дети называют органы дыхания и приклеивают карточки на таблицу.)
– На улице холодно и морозно. Когда вы шли в школу, то вдыхали воздух через нос или через рот? (Ответы детей.)
– Итак, Воздушный пузырек попадает в носовую полость. Что происходит с воздухом в носу?
Каждой группе предлагается иллюстрация для обсуждения и анализа (в течение 2 мин.).
1 группа – иллюстрация о том, что в носу воздух фильтруется.
2 группа – иллюстрация о том, что в носу воздух согревается.
3 группа – нос – орган обоняния, воспринимает запахи, предупреждает об опасности.
4 группа – слизистая оболочка носовой полости убивает бактерии и микробы.
(После двухминутного обсуждения в группах дети выступают со своими заданиями и делают выводы.)
– Воздушный пузырек в носу согрелся, очистился от
пыли и микробов и отправился дальше в гортань и трахею. Трахея устроена
очень хитро. Когда мы едим или пьем, она закрывается маленькой
заслонкой, чтобы пища не попала в легкие, а когда делаем вдох, Воздушный
пузырек бежит не в желудок, а в легкие.
Подумайте и попытайтесь поразмышлять, почему же есть такая поговорка: «Когда я ем, я глух и нем». (Ответы детей.)
Итак, очень опасно разговаривать, кричать, смеяться, когда принимаешь пищу.
А наш Воздушный пузырек продолжает свое
путешествие и попадает в бронхи. Это две широкие трубки, их стенки
покрыты слизистой оболочкой с ресничками. Здесь воздух еще раз
самоочищается от пылинок и микробов. В легкие воздух попадает еще раз
профильтрованным.
- Дыхательная гимнастика «Любимый носик». Цель – научиться дыханию через нос, профилактика простудных заболеваний.
А сейчас без промедления
Мы разучим упражнения.
Их, друзья, не забывайте
И почаще повторяйте.
1. Вдох – погладь свой нос
От крыльев к переносице.
Выдох – и обратно
Пальцы наши просятся.
2. Вдохни одной ноздрей,
А выдохни другою.
Попеременно ноздри закрывай.
И насморк скоро убежит.
Ты так и знай!
3. Дай носу подышать. На выдохе мычи.
Звук «м» мечтательно пропеть старайся,
По крыльям носа пальцами стучи
И с радостью при этом улыбайся! (Все упражнения повторять 3–5 раз.)
– Теперь Воздушный пузырек отдохнул и отправился в легкие.
А почему они так называются? (Ответы детей.)
Легкие покрывает сеть кровеносных сосудов.
Воздушный пузырек, попадая в легкие, проникает в
артериальную кровь и разносится по всему организму. А вот другой пузырек
воздуха. Он переправляется венозной кровью.
Почему он такой грустный? (Ответы детей.)
Этот Воздушный пузырек при выдохе выводится из
организма. Мы выдыхаем углекислый газ. Здоровье человека зависит не
только от того, как он дышит, но и какой воздух мы вдыхаем – чистый и
свежий или грязный.
– Сейчас, работая в группах, вы должны в течение 5
минут написать свой проект по тому заданию, которое предлагается вашей
группе, и защитить свой проект.
1-я группа – роль комнатных растений.
2-я группа – значение проветривания.
3-я группа – значение влажной уборки.
4-я группа – роль носового дыхания.
- Защита проектов.
- Итог урока.
– Итак, давайте вспомним остановки, которые делает Воздушный пузырек в своем удивительном путешествии.(Ответы детей.)
Будьте здоровы!
|