Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 05.05.2024, 14:33:29
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Употребление имен числительных в речи
17.03.2011, 20:40:02

Цели урока:   научить употреблять имена числительные в устной и письменной речи; развивать творческое начало в речи шестиклассников; способствовать воспитанию культуры речи.

Ход урока:

I. 1.  Вступительное  слово учителя.

       Доброе утро, ребята!

      Сегодня восемнадцатое апреля две тысячи восьмого года. Пятый день недели. Через двенадцать  суток наступит третий месяц весны – май, который завершит 2007-2008 учебный год. Три прекрасных месяца летних каникул пройдут как один день. И вы, подросшие сантиметров на десять и поправившиеся  от полутора  до двух килограммов, на правах учащихся седьмого класса первого сентября без пятнадцати девять соберетесь в одном из двадцати учебных кабинетов. И я, придя к вам на первый урок в новом учебном году, скажу: «Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока…»

       Но это произойдет не раньше ста сорока четырех дней.

А тема нашего сегодняшнего урока: «Употребление имен числительных в речи».

2. Сообщение темы урока, его целей и задач.

– Кто запомнил, какие числительные я употребила в своем обращении к вам?

– К какому стилю речи можно отнести мое вступительное слово?

– Назовите тип речи.

    Итак,  мы с вами рассмотрели употребление числительных в разговорной речи. В течение урока нам с вами предстоит выяснить, в каких речевых ситуациях возможно употребление слов, обозначающих число, количество или порядок при счете.

II. Словарно-орфографическая работа

      А сейчас предлагаю вам выполнить словарно-орфографическую работу с проверкой методом программирования.  Листочки с группой слов перед вами. Прошу заложить программу (вставить пропущенные буквы, пронумеровать слова): 1девяност…  девять, 2двен(нн)адцать, 3один(нн)адцатый, 4 трист…, 5четыр…мя, 6пят…надцатые, 7сорок… тысяч…, 8 трин(нн)адцатыми, 9мил(лл)ионер, 10сем…сот двадцатый

     Программы заложены! Слушайте задания:   назовите

- количество порядковых числительных (4); их числовое значение (36 810)

- числовое значение количественных числительных (12 457)

- порядковые номера слов, в которых пропущена буква Ь (пятое, десятое)

- слова, в окончаниях которых пропущена буква А (триста, сорока)

- количество слов, которые числительными не являются (одно, девятое)

- числовое значение слов с удвоенной согласной (39)

(Ответ 3-4 уч-ся записывают на доске, 1 отвечает с места. За правильный ответ – жетон «1 ум)». Цена заработанного «ума» оценка «5»)

III. Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях.

- Внимательно прослушайте текст и определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ.

    Лось – самый крупный вид семейства оленей. Длина тела достигает 3 метров, высота в холке 2 метра, весят они 400-500 килограммов. За сутки взрослый лось летом съедает до 35 килограммов корма. Лосиное молоко  содержит 14% жира, 9% белка и 6% сахара. Предполагают, что приручить лосей удалось около 4 тысяч лет назад.

Б е с е д а   п о   т е к с т у.

- В этом тексте много терминов: семейство, длина тела, высота в холке, вес, процентное содержание жира, белка. Это средства языка, характерные для научного стиля речи.

-  Назовите числительные, употребленные в этом тексте. С какой целью они употреблены?  (Для того, чтобы назвать вес, длину, количество, т.е. для точности). Табличка со словом точность  прикрепляется к доске.

- Обратите внимание на правописание этого слова, запишите его в тетрадях и подчеркните сочетание – чн-.

- Запишите по памяти 1-2 словосочетания с числительным из услышанного текста и выделите в них ошибкоопасные места (до тридцати пяти килограммов, около четырех тысяч, девять процентов).

Вывод класса. Мы познакомились с употреблением числительных в научном стиле речи. В научной литературе, в учебниках по математике, биологии, географии имена числительные записываются цифрами. Нам надо научиться правильно их произносить и писать.

- Внимательно прочитайте эту запись. Докажите, что это текст. Определите, к какому стилю речи он относится.

Уважаемые жители д. Нуркеево!

Со 2  по 25 марта  аптека № 1 закрыта на ремонт.

Ближайшая дежурная аптека находится по адресу:

ул. Гагарина, 5 и работает круглосуточно.

Администрация аптеки № 1

Учащиеся отвечают: Это текст. В нем предложения связаны по смыслу и грамматически. Это объявление. Оно состоит из трех частей:

1) обращение (кому объявляется)

2) информация (что объявляется)

3) кто объявляет

Этот текст относится к официально-деловому стилю речи.

- Произнесите правильно числительные, употребленные в объявлении. Какова их роль в этом тексте? (Обозначение даты, адреса, № аптеки).

- Имена числительные в текстах официально-делового стиля речи употребляются для конкретности.

       Табличка со словом конкретность  прикрепляется к доске. Слово записывается в тетради, учащиеся подчеркивают в слове ошибкоопасные места, запоминают правописание слова.

 -  Между людьми широко распространены деловые отношения, многие из которых закрепляются различными документами: заявлением, распиской, договором, доверенностью и т.д., в которых неизбежно употребление числительных, обозначающих количество, сумму, время…

     А вот в художественных текстах роль числительных может оказаться самой неожиданной, как в тексте, который я предлагаю вам для дальнейшей работы. Текст называется «Предки».  Каково лексическое значение слова предки?

 (Работа с «Толковым словарем русского языка», самостоятельное знакомство с текстом, выразительное чтение текста).

 

 

Предки

    Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два Числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге, сели отдохнуть. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему ты пишешься с двумя н, а я с одной?» Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом и  соединились. Так появились в числительном Одиннадцать две н – одна от корня, другая –  от бывшего предлога».

Беседа по тексту. – О чьих предках идет речь в этом тексте?

- В каком значении употреблено слово «предок»?

- Почему числительные Одиннадцать и Двенадцать написаны с большой буквы?

- Почему со словом Одиннадцать глагол употреблен в форме среднего рода – Одиннадцать ответило?

- Почему числительное Одиннадцать пишется с удвоенной н?

- Объясните постановку двоеточия в первом предложении. Произведите синтаксический разбор предложения и составьте его схему. (Это предложение осложнено однородными подлежащими Одиннадцать и Двенадцать. При них есть обобщающее слово два Числительных, после которого и ставится двоеточи.).

- Что вы можете сказать об особенностях данного текста? (Этот текст начинается со слова «Однажды...» В нем есть предложения с прямой речью. Это средства языка, доказывающие принадлежность текста к художественному стилю. По типу речи –  это повествование. По жанру – это сказка. Одиннадцать и Двенадцать – сказочные персонажи; Арифметика и Грамматика – названия сказочных стран).

- В этой сказке в увлекательной форме дается образец употребления имен числительных в художественной речи. Она станет образцом для вашей домашней творческой работы.

IV.  Домашнее задание. Сочинить сказку, в которой есть числительное. Для составления лингвистических сказок предлагаю такое начало: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были слова». Жили они счастливо и дружно, потому что Его Величество Числительное Три правил страной честно и справедливо. Слова были очень трудолюбивы, они охотно согласовались в словосочетаниях, выстраивались в роли разных членов предложения, составляли интересные рассказы, поучительные сказки и восхитительные стихи. В их нелегком труде помогали знаменитые ученые и строгие судьи Фонетика, Орфография, Морфология, Словообразование и Пунктуация. Казалось, что ничто не сможет помешать счастью слов, но хитрый Глагол Три решил примазаться к царю  и заполучить полцарства…»

- Вот вам речевая ситуация… Попробуйте разрешить судьбу царства.

- Как вы понимаете значение слова «примазаться»?                                              

- Это разговорное слово вносит в текст иронию.

V. Подведение итогов урока.

- В текстах каких стилей речи могут употребляться имена числительные?

- Можем ли мы в жизни обойтись без имен числительных?

- Можно ли человека, который неправильно произносит числительные в речи, назвать грамотным, культурным человеком?

- Как вы думаете, до появления письменности, до появления научных книг употребляли люди в свей речи числительные?

Выступление группы учащихся-исследователей:

- Да, люди издавна очень часто в своей речи употребляли имена числительные. Доказательством этому служат народные пословицы, поговорки, загадки и сказки (зачитывают записи, сделанные в самодельных книжках-малышках).

 

Р.S. В случае, если темп урока очень высок и до звонка остается пара минут, можно запланировать небольшой конкурс исполнения строчек из песен, в которых есть имена числительные. Например, «Миллион, миллион алых роз…», «Три танкиста, три веселых друга…», «Дважды два – четыре, дважды два – четыре…» и т.д.
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, Орфография, письмо
Просмотров: 3709 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0