Цели: сформировать у школьников
представления о почве как о важном для растений
факторе внешней среды, о видах корней и типах
корневых систем, корнеплодах.
Оборудование: проростки пшеницы и
фасоли, гербарные экземпляры растений с
различными корневыми системами, таблицы с
изображением корней (мочковатая и стержневая
корневые системы); таблицы: «Механизированная
обработка полей», «Животные в природном
сообществе», «Вегетативное размножение
корневыми, стеблевыми и листовыми черенками»,
«Горох посевной».
ХОД УРОКА
I. Изучение нового материала
1. Корень – орган растения.
Совместное заполнение схемы «Органы
растения», начерченной учащимися на доске по
памяти.
2. Рассказ учителя о значении корня:
– удерживает растение в почве;
– поглощает из почвы воду и минеральные
вещества;
– в корнях откладываются в запас питательные
вещества (демонстрация корнеплодов или их
изображений);
– синтез аминокислот и гормонов;
– дыхание;
– симбиоз с грибами и клубеньковым и бактериями
(демонстрация таблицы «Горох посевной»);
– вегетативное размножение корнеотпрысковых
растений.
3. Почва, ее состав и свойства. (Актуализация
знаний учащихся о почве из курса природоведения.)
Беседа по вопросам.
– Что такое почва?
– Каков состав почвы?
– Чем отличается почва от горной породы (песок,
глина и т.д.)?
– Из чего образуется перегной?
– Что такое севооборот?
– Какое он имеет значение?
4. Рассказ учителя о
почвообразовании.
Почвообразование — длительный
процесс. В среднем на образование слоя почвы в 1
см требуется 1000 лет. Почва – природное богатство.
Обращаться с ней нужно бережно, по-хозяйски. Меры
по охране почв: своевременное внесение
удобрений; севооборот – средство от чрезмерного
истощения почв; предупреждение массового
вытаптывания пастбищ, лугов, пахотных земель
скотом и людьми; после экскурсий на природу не
оставлять на месте отдыха консервные жестяные
банки, пластиковые бутылки и пакеты, битое
стекло, не сыпать на землю поваренную соль.
5. Чем больше в почве перегноя, тем
она лучше, плодороднее. Но имеются земли мало
пригодные для хозяйственной деятельности
человека: болота, знойные пустыни, равнины,
покрытые сетью оврагов, коркой выступившей под
солнцем соли, иссеченные ветровой и водной
эрозией. (Запись в тетрадях под диктовку.)
6. Учитель записывает на доске,
ученики переписывают в тетрадь: «Мелиорация –
коренное улучшение земель».
7. Творческая работа по заданию:
закончите предложения, написанные на правой
половине доски, используя текст на левой
половине (устно).
1. Земли южных засушливых районов... (в)
2. У болот, переувлажненных земель
человек старается... (б)
3. Там, где мешает соль, ... (г)
4. В песчаные почвы добавляют... (а)
5. Тяжелые почвы – ... (е)
6. Неровные участки... (ж)
7. Уплотненные почвы... (д)
а) глину, органические удобрения;
б) отнять воду;
в) орошают, проводят снегозадержание;
г) почву промывают, добавляют в нее гипс, проводят
глубокую обработку;
д) глубже вспахивают;
е) пескуют;
ж) планируют, делая их удобными для обработки. (Демонстрация
таблицы «Механизированная обработка полей».)
8. Эти и другие мелиоративные
мероприятия повышают урожай зерновых, овощей,
трав, собираемых с этих земель, в 2–5 раз.
Мелиорация требует больших затрат труда, знаний,
изобретательности, любви к природе. Здесь ваша
помощь, ребята, просто необходима. Выявление
земель, требующих улучшения, анализы почв,
посадка деревьев и кустарников, посев трав,
создание новой техники, помогающей улучшить
почву, – далеко не полный перечень тех дел, в
которых вы можете и должны принять участие.
9. Запись на доске и в тетрадях:
«Почва – среда обитания организмов». (Демонстрация
таблицы «Животные в природном сообществе».)
10. Внешнее строение корня. (Демонстрация
таблиц, проросших семян пшеницы и фасоли.)
Все корни растения составляют его корневую
систему. Различают два типа корневых систем:
стержневая и мочковатая. Виды корней: главный,
боковые, придаточные.
Из зародышевого корешка семени развивается
главный корень. Боковые корни отрастают от любых
корней. Если же корни отрастают от стебля или
листа – они называются придаточными. (Демонстрация
таблицы «Вегетативное размножение растений
корневыми, стеблевыми и листовыми черенками».)
Размножение корневыми черенками
11. Работа с учебником (В.А.
Корчагиной «Биология»).
– Рассмотрите рисунок в учебнике и
скажите, чем отличаются придаточные корни от
боковых. Как называют корневые системы
одуванчика, мятлика? Почему?
– На рисунке в учебнике рассмотрите
разновидности стержневых корневых систем.
Охарактеризуйте разновидности: нитевидную,
веретеновидную, реповидную, ветвистую.
Горизонтальные отводки
II. Закрепление знаний о почве, видах корней,
типах корневых систем
Беседа по вопросам.
– Какие корни называют главными,
боковыми, придаточными?
– Какая корневая система развивается, если
посадить веточку или листик?
– Какую корневую систему имеют горох, фасоль,
пшеница, овес, кукуруза?
– Какое значение имеет корень для растения?
– Какие разновидности стержневых корневых
систем вам известны?
– Какие мероприятия проводятся по повышению
плодородия почв и их охране?
III. Домашнее задание
|