Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 19.04.2024, 04:00:37
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [185]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок биологии «Корень: внешнее и внутреннее строение»
03.01.2014, 13:24:12

Оборудование:

пророщенные семена фасоли,  ржи;

гербарные экземпляры корней однодольных и двудольных растений;

макет «Корень»;

влажный препарат «Корень»;

таблица «Внутреннее строение корня»;

лупы ручные (ув.3-4Х);

демонстрационный вариант опыта по изучению особенностей роста корней (3 шт.);

Цель урока: изучить внешнее и внутреннее строение корня и научить отличать корневые системы двудольных и однодольных растений

Задачи урока

Развивающие: развить представление о роли корня в жизни растений, взаимосвязи органов в организме; продолжить развивать умение изучать натуральные объекты, делать выводы, следовать алгоритму задания, инструкции;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе

Образовательные: сформировать представление об анатомическом строении корня, разновидностях корневых систем

Методический подход – организация деятельности учащихся по изучению материала

 

Вступление

Учитель.

ТРАВЫ И ЛЕГЕНДЫ

« — Что ж ты молчишь, старик? Али нет у тебя зелья, али корня какого приворотить ее? Говори, высчитывай, какие есть чародейные травы? Да говори же, колдун!

— ...Всякие есть травы. Есть колюка-трава, сбирается в Петров пост. Обкуришь ею стрелу, промаху не дашь. Есть тирлич-трава, на Лысой горе под Киевом растет. Кто ее носит на себе, на того ввек царского гнева не будет. Есть еще плакун-трава, вырежешь из корня крест да повесишь на шею, все тебя будут как огня бояться!..

(А. К. Толстой. «Князь Серебряный»)

Сопровождается рассказом учащихся.

Ученик 1.

Растение с такими исключительными свойствами не могло возникнуть обычным путем и поэтому о происхождении женьшеня сложено множество легенд. В одной из них утверждается, что растение рождается от молнии. Если молния ударит в прозрачную воду горного источника, то источник уходит под землю, а на его месте вырастает растение, вобравшее в себя силу небесного огня.

Ученик 2.

В Китае верили, что только честный человек может найти женьшень. Встретим заветное растение в лесу, сборщик закрывал лицо руками, падал на землю, громко причитая: «Панцуй, не уходи! Я чистый человек, душа моя свободна от грехов, сердце мое открыто и нет у меня худых помышлений». И лишь выждав некоторое время, осторожно открывал глаза в надежде, что женьшень поверил ему. Бытовало также поверье, что ночью, во время своего цветения, растение светится необычайно ярким светом. Если в такую ночь выкопать корень, то он сможет не только излечить больного, но и воскресить мертвого. Однако добыть такой корень трудно, потому что его стерегут дракон и тигр. Лишь очень мужественные и сильные люди могут найти светящийся корень.

Ученик 1.

Древние арабы и немцы верили в мандрагор, демонических духов, напоминавших маленьких безбородых человечков, которые обитали в этих растениях. В Древней Греции мандрагору называли растением Цирцеи, богини ведьм, которая готовила из корня сок и воспользовалась им, чтобы превратить спутников Одиссея в свиней. Арабские мужчины носят корни мандрагоры в качестве амулетов, чтобы усилить свою мужественность. Из легенд известно, что мандрагора сжимается при приближении человека. Прикосновение к ней может быть роковым. Выдернутая с корнем мандрагора кричит и сочится кровью, а тот, кто вырывает ее, умирает в мучениях. Также верят, что корень может предсказывать будущее: он качает головой в ответ на задаваемые вопросы.

Ученик 3.

В «Огороднике» Василия Левшина, выпущенном в 1817 г., читаем: «Корень репы… довольно питателен. Сок из свежих реп, на терке истертых, выдавленный и подваренный с сахаром, составляет верное средство от цинги… Мазание оным опухших и кровь источающих десен исцеляет их дни в два». От простуды помогал сок томленой репы.

Ученик 3.

А ещё: свекла, брюква, репа, морковь, лопух, репей, цикорий, эхинацея и много других растений, корни которых человек использует в пищу или в целебных целях.

Учитель.

Как вы думает, о чём пойдет речь сегодня на уроке?

Этап изучения нового материала

Тема урока: «Корень: внешнее и внутреннее строение».

(Открывают тетради, записывают число и тему)

Козьма Прутков говорил: «Зри в корень». Почему, когда пытаются найти причину какой либо проблемы или объяснить какое либо явление, так говорят?

Фронтальная работа с классом

Учитель:

Чем же так важен корень?

Какое место занимает он в организме растения?

— это орган: часть растения, выполняющая определённую функцию.

Каково значение корней для жизни растения?

- держат растение в почве

- поглощают воду и минеральные соли

Верно. Уточните в учебнике на с.50 основную функцию корней.

Прочитаем вместе определение корня, предложенное в учебнике.

Корень – специализированный орган растения. Он закрепляет растение в почве и активно поглощает из неё воду с минеральными солями. Главная функция корней - почвенное (минеральное) питание.

Запишем определение в тетрадь.

Обратите внимание, на слайде растения пустынь отличаются корневой системой от растений умеренной полосы. Почему?

— в поисках воды корень углубляется в песчаную почву.

Учитель.

В процессе жизни у растения формируется много корней. Одни их них появляются вследствие ветвления главного корня, другие образуются на побеге. Все вместе они образуют корневую систему растения.

Прочитаем на с.51. про  отличия  корней растения.

В корневой системе различают главный, боковые и придаточные корни. Главный корень развивается из зародышевого корня. Придаточными называют корни, развивающиеся на стеблевой части побега (стебле, листьях). Боковые корни возникают на корнях всех видов (главном, боковых и придаточных).

Работа с флеш-анимацией из коллекции единых цифровых образовательных ресурсов

Если нет возможности выходить в интернет на уроке, можно с помощью функции клавиатуры  Print screen перенести анимацию в PowerPoint

Учитель

Дадим название корней, показанных на рисунке.

Учитель

А как у растения появляется корень?

— у зародыша есть зародышевый корешок. Он прорастает.

Учитель.

Рассмотрите слайд №5. По каким признакам отличаются изображенные на нём семена?

— числом семядолей: у двудольных их две, у однодольных - одна

— у однодольных кожура срастается с околоплодником

Учитель

Будут ли двудольные и однодольные различаться строением корневых систем? Видами корней?

Что бы проверить ваши предположения, проведем лабораторную работу по изучению корней семян фасоли и ржи.

Групповой метод работы

Учащиеся объединены в группы по четыре человека. В группе уже выбран помощник учителя, который контролирует  точность работы по инструкции, объемы выполнения заданий и полноту записи в тетрадь каждым членом группы.

Оборудование: в чашках Петри пророщенные семена фасоли, ржи; лупа, линейки, карандаши, гербарные экземпляры растений гороха и ржи с развитыми корневыми системами, инструкция к лабораторной работе.

Инструкция

Часть I.

1. Рассмотрите проросшие корешки фасоли и ржи

2. Какое количество корней формирует фасоль, рожь? Запишите в тетради.

3. Сравните проростки  фасоли и ржи с гербариями взрослых растений. Какие типы корневых систем они формируют? Почему именно такие? Из каких видов корней состоят корневые системы у взрослых растений ржи и фасоли?

Отчёт о работе

признак

фасоль

рожь

Количество корней

один

три

Типы корневых систем

стержневая

мочковатая

Виды корней, формирующих корневую систему

главный и боковые

придаточные и боковые

Вывод:  (Какие типы корневых систем характерны для двудольных и однодольных растений?)

Фронтальная беседа

Учитель

Проведем выборочную проверку полученных в ходе практической работы данных

Выявлены ли отличия проростков ржи и фасоли по количеству корней?

Какие виды корней формируют корневую систему у фасоли? Ржи?

Учитель

На слайде представлены теперь уже известные вам сведения. Какие?

На слайде показано прорастание семян однодольных и двудольных растений. Мы можем определить класс растения по формирующейся корневой системе.

—  у однодольных рано прекращает расти главный корень и формируется масса придаточных корней;

— у двудольных главный корень продолжает нарастать.

Учитель.

Итак, корневые системы делят на типы. По какому признаку?

— развивается ли главный корень или нет.

Ещё раз назовём типы корневых систем, используя анимацию.

Работают с флеш-анимацией из коллекции единых цифровых ресурсов

Учитель.

Используя материал учебника, определите, какие типы корневых систем представлены на следующем слайде.

— 1,2,4 – стержневая, 3,5 – мочковатая.

Учитель:

Все ли из изображенных двудольных растений имеют стержневую корневую систему?

— нет, подорожник формирует мочковатую корневую систему.

Учитель.

Итак, мы сделали вывод о том, что двудольные имеют стержневую корневую систему. Мочковатые корневые системы характерны для однодольных растений и некоторых двудольных.

Еще раз рассмотрим проросшие семена фасоли и ржи и обратим внимание на особенности внешнего строения корней. Одинаковы ли все участки главного корня фасоли? Ржи?

¾  нет, они различаются по строению, форме

Учитель:

Найдите в учебнике на с. 52  описание  внешнего строения корня

(Один из учащихся читает вслух)

Итак, какие детали внешнего строения корня, используя лупу, можем рассмотреть на проросших семенах?

— корневой чехлик

— корневые волоски

Учитель:

Перейдите к инструкции к лабораторной работе. Часть №2.

Работа в группах

Часть II

1. Рассмотрите проросшие семена фасоли и ржи.

2. Найдите корневой чехлик.

3. Рассмотрите корневые волоски (представлены в виде пушка)

4. Изучите микропрепарат  «Зоны корешка лука»

5. Внимательно рассмотрите форму, размеры клеток в каждой зоне.

Используя тетрадь с печатной основой к учебнику Пономаревой И.Н. «Ботаника 6 кл.» сделайте подписи к рисунку и ответьте на вопросы.

Фронтальная беседа

Учитель

Итак, назовем детали внешнего строения корня.

— корневой чехлик

— корневые волоски

Уточним детали внутреннего строения корня.

— зона деления

— зона роста (растяжения)

— зона всасывания

— зона проведения

Проверим названные детали строения корня, используя тетрадь с печатной основой.

Индивидуальная устная  работа

Комментируют выполнение лабораторной работы, части II.

Фронтальная беседа

Учитель

Почему же корень имеет именно такое строение?

— оно обеспечивает выполнение главных функций корня: укрепление в почве, поглощение воды и минеральных солей, проведение растворов в стебель.

Учитель:

Обратите внимание на поперечный срез корня через зону всасывания, показанный на слайде. Мы видим центральный проводящий цилиндр корня – транспортную систему, обеспечивающую движение двух, взаимно противоположных потоков. Используя с. 57 учебника, поясните, каких именно потоков?

¾ восходящий ток – вода с растворенными минеральными солями; нисходящий ток – растворы органических веществ.

Учитель.

Всё верно. Но как же растёт корень? Для ответа на этот вопрос используем видеосюжет.

Просмотр видеофрагмента «Рост корня».

Ответ на вопрос учителя

¾ корень растёт верхушкой

¾ кончик корня, защищённый чехликом раздвигает почвенные частицы

¾ на главном корне формируются боковые корни, защищённые корневыми чехликами

Учитель:

Для всех ли корневых систем условия обитания в почве одинаковы?

Приведите примеры, возможных причин формирования разнообразных корневых систем. Вспомним верблюжью колючку.

Учитель

Проанализируем материал слайдов,  попробуем установить: какие видоизменения корней и, в связи с какими обстоятельствами жизни растений, сформировались в ходе эволюционной приспособленности? Может, вы приведете дополнительные примеры видоизменения корней.

¾ у верблюжьей колючки длинный корень, т.к. вода в доступна только на большой глубине

¾ корневые отпрыски сформировались у бодяка, льнянка, вьюнка. Они обеспечивают вегетативное размножение растений.

¾ корневые шишки образуются у георгины и батата. Корнеплод – у петрушки. Служат для запасания органических веществ.

¾ корнеплоды встречаются и у моркови, свёклы, репы, редиса.

Учитель:

На слайде показаны мангровые заросли, процветающие на океанических островах. Их корни нужны для дыхания растения, т.к. почва погружена в воду. У повилики корни – присоски, у пальмы – ходульные корни, дающие дополнительную опору стволу, у монстеры – воздушные корни.

 

Этап закрепления материала

Фронтальная беседа

1.Таким образом, подведём итог – какие же функции могут выполнять корни?

¾ якорная

¾ всасывающая

¾ вегетативного размножения

¾ дыхательная

¾ запасания питательных веществ

¾ опорная

Проверим, отгадаете ли вы эти функции на слайде.

2. Ответим на вопросы.

А – стержневая корневая система, боковые корни, главный корень;

Б – зоны деления и роста

В – корневые волоски, зона всасывания;

Г – мочковатая корневая система, придаточные корни;

Д – корневой чехлик, зона деления;

Учитель: проверим, как вы усвоили отличия в корневых системах двудольных и однодольных растений

Назовём двудольные и однодольные растения

— А и В – однодольные

— Б и Г – двудольные

Проверим

Работа в парах

Учитель: выполним тестовое задание с взаимопроверкой.

Выполняют в рабочих тетрадях, затем меняются и проверяют карандашом, выставляют отметки. Ответы даны на слайде.

Поднимите руки, кто справился с тестом на отметку «5»?

Учитель выборочно берет тетради.

 

Этап рефлексии

А теперь составим синквейн по материалам урока

Учащиеся предлагают, а учитель выписывает на доску, пока не сложится основная тема.

Корень главный, боковой, придаточный, растет, укрепляет, запасает – важен!

Оценки за урок.

Домашнее задание.

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: Носик | Теги: биология в школе, урок биологии, зоология, учителю биологии, конспект урока, готовые конспекты уроков, ботаника
Просмотров: 3222 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0