Оборудование:
пророщенные семена фасоли, ржи;
гербарные экземпляры корней однодольных и двудольных растений;
макет «Корень»;
влажный препарат «Корень»;
таблица «Внутреннее строение корня»;
лупы ручные (ув.3-4Х);
демонстрационный вариант опыта по изучению особенностей роста корней (3 шт.);
Цель урока: изучить внешнее и внутреннее строение корня и научить отличать корневые системы двудольных и однодольных растений
Задачи урока
Развивающие: развить представление о
роли корня в жизни растений, взаимосвязи органов в организме; продолжить
развивать умение изучать натуральные объекты, делать выводы, следовать
алгоритму задания, инструкции;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе
Образовательные: сформировать представление об анатомическом строении корня, разновидностях корневых систем
Методический подход – организация деятельности учащихся по изучению материала
Вступление
Учитель.
ТРАВЫ И ЛЕГЕНДЫ
« — Что ж ты молчишь, старик? Али нет у
тебя зелья, али корня какого приворотить ее? Говори, высчитывай, какие
есть чародейные травы? Да говори же, колдун!
— ...Всякие есть травы. Есть
колюка-трава, сбирается в Петров пост. Обкуришь ею стрелу, промаху не
дашь. Есть тирлич-трава, на Лысой горе под Киевом растет. Кто ее носит
на себе, на того ввек царского гнева не будет. Есть еще плакун-трава,
вырежешь из корня крест да повесишь на шею, все тебя будут как огня
бояться!..
(А. К. Толстой. «Князь Серебряный»)
Сопровождается рассказом учащихся.
Ученик 1.
Растение с такими исключительными
свойствами не могло возникнуть обычным путем и поэтому о происхождении
женьшеня сложено множество легенд. В одной из них утверждается, что
растение рождается от молнии. Если молния ударит в прозрачную воду
горного источника, то источник уходит под землю, а на его месте
вырастает растение, вобравшее в себя силу небесного огня.
Ученик 2.
В Китае верили, что только честный
человек может найти женьшень. Встретим заветное растение в лесу, сборщик
закрывал лицо руками, падал на землю, громко причитая: «Панцуй, не
уходи! Я чистый человек, душа моя свободна от грехов, сердце мое открыто
и нет у меня худых помышлений». И лишь выждав некоторое время,
осторожно открывал глаза в надежде, что женьшень поверил ему. Бытовало
также поверье, что ночью, во время своего цветения, растение светится
необычайно ярким светом. Если в такую ночь выкопать корень, то он сможет
не только излечить больного, но и воскресить мертвого. Однако добыть
такой корень трудно, потому что его стерегут дракон и тигр. Лишь очень
мужественные и сильные люди могут найти светящийся корень.
Ученик 1.
Древние арабы и немцы верили в
мандрагор, демонических духов, напоминавших маленьких безбородых
человечков, которые обитали в этих растениях. В Древней Греции
мандрагору называли растением Цирцеи, богини ведьм, которая готовила из
корня сок и воспользовалась им, чтобы превратить спутников Одиссея в
свиней. Арабские мужчины носят корни мандрагоры в качестве амулетов,
чтобы усилить свою мужественность. Из легенд известно, что мандрагора
сжимается при приближении человека. Прикосновение к ней может быть
роковым. Выдернутая с корнем мандрагора кричит и сочится кровью, а тот,
кто вырывает ее, умирает в мучениях. Также верят, что корень может
предсказывать будущее: он качает головой в ответ на задаваемые вопросы.
Ученик 3.
В «Огороднике» Василия Левшина,
выпущенном в 1817 г., читаем: «Корень репы… довольно питателен. Сок из
свежих реп, на терке истертых, выдавленный и подваренный с сахаром,
составляет верное средство от цинги… Мазание оным опухших и кровь
источающих десен исцеляет их дни в два». От простуды помогал сок
томленой репы.
Ученик 3.
А ещё: свекла, брюква, репа, морковь,
лопух, репей, цикорий, эхинацея и много других растений, корни которых
человек использует в пищу или в целебных целях.
Учитель.
Как вы думает, о чём пойдет речь сегодня на уроке?
Этап изучения нового материала
Тема урока: «Корень: внешнее и внутреннее строение».
(Открывают тетради, записывают число и тему)
Козьма Прутков говорил: «Зри в корень».
Почему, когда пытаются найти причину какой либо проблемы или объяснить
какое либо явление, так говорят?
Фронтальная работа с классом
Учитель:
Чем же так важен корень?
Какое место занимает он в организме растения?
— это орган: часть растения, выполняющая определённую функцию.
Каково значение корней для жизни растения?
- держат растение в почве
- поглощают воду и минеральные соли
Верно. Уточните в учебнике на с.50 основную функцию корней.
Прочитаем вместе определение корня, предложенное в учебнике.
Корень – специализированный орган
растения. Он закрепляет растение в почве и активно поглощает из неё воду
с минеральными солями. Главная функция корней - почвенное (минеральное)
питание.
Запишем определение в тетрадь.
Обратите внимание, на слайде растения пустынь отличаются корневой системой от растений умеренной полосы. Почему?
— в поисках воды корень углубляется в песчаную почву.
Учитель.
В процессе жизни у растения формируется
много корней. Одни их них появляются вследствие ветвления главного
корня, другие образуются на побеге. Все вместе они образуют корневую
систему растения.
Прочитаем на с.51. про отличия корней растения.
В корневой системе различают главный,
боковые и придаточные корни. Главный корень развивается из зародышевого
корня. Придаточными называют корни, развивающиеся на стеблевой части
побега (стебле, листьях). Боковые корни возникают на корнях всех видов
(главном, боковых и придаточных).
Работа с флеш-анимацией из коллекции единых цифровых образовательных ресурсов
Если нет возможности выходить в интернет
на уроке, можно с помощью функции клавиатуры Print screen перенести
анимацию в PowerPoint
Учитель
Дадим название корней, показанных на рисунке.
Учитель
А как у растения появляется корень?
— у зародыша есть зародышевый корешок. Он прорастает.
Учитель.
Рассмотрите слайд №5. По каким признакам отличаются изображенные на нём семена?
— числом семядолей: у двудольных их две, у однодольных - одна
— у однодольных кожура срастается с околоплодником
Учитель
Будут ли двудольные и однодольные различаться строением корневых систем? Видами корней?
Что бы проверить ваши предположения, проведем лабораторную работу по изучению корней семян фасоли и ржи.
Групповой метод работы
Учащиеся объединены в группы по четыре
человека. В группе уже выбран помощник учителя, который контролирует
точность работы по инструкции, объемы выполнения заданий и полноту
записи в тетрадь каждым членом группы.
Оборудование: в чашках Петри пророщенные
семена фасоли, ржи; лупа, линейки, карандаши, гербарные экземпляры
растений гороха и ржи с развитыми корневыми системами, инструкция к
лабораторной работе.
Инструкция
Часть I.
1. Рассмотрите проросшие корешки фасоли и ржи
2. Какое количество корней формирует фасоль, рожь? Запишите в тетради.
3. Сравните проростки фасоли и ржи
с гербариями взрослых растений. Какие типы корневых систем они
формируют? Почему именно такие? Из каких видов корней состоят
корневые системы у взрослых растений ржи и фасоли?
Отчёт о работе
признак
|
фасоль
|
рожь
|
Количество корней
|
один
|
три
|
Типы корневых систем
|
стержневая
|
мочковатая
|
Виды корней, формирующих корневую систему
|
главный и боковые
|
придаточные и боковые
|
Вывод: (Какие типы корневых систем характерны для двудольных и однодольных растений?)
Фронтальная беседа
Учитель
Проведем выборочную проверку полученных в ходе практической работы данных
Выявлены ли отличия проростков ржи и фасоли по количеству корней?
Какие виды корней формируют корневую систему у фасоли? Ржи?
Учитель
На слайде представлены теперь уже известные вам сведения. Какие?
На слайде показано прорастание семян
однодольных и двудольных растений. Мы можем определить класс растения по
формирующейся корневой системе.
— у однодольных рано прекращает расти главный корень и формируется масса придаточных корней;
— у двудольных главный корень продолжает нарастать.
Учитель.
Итак, корневые системы делят на типы. По какому признаку?
— развивается ли главный корень или нет.
Ещё раз назовём типы корневых систем, используя анимацию.
Работают с флеш-анимацией из коллекции единых цифровых ресурсов
Учитель.
Используя материал учебника, определите, какие типы корневых систем представлены на следующем слайде.
— 1,2,4 – стержневая, 3,5 – мочковатая.
Учитель:
Все ли из изображенных двудольных растений имеют стержневую корневую систему?
— нет, подорожник формирует мочковатую корневую систему.
Учитель.
Итак, мы сделали вывод о том, что
двудольные имеют стержневую корневую систему. Мочковатые корневые
системы характерны для однодольных растений и некоторых двудольных.
Еще раз рассмотрим проросшие семена
фасоли и ржи и обратим внимание на особенности внешнего строения корней.
Одинаковы ли все участки главного корня фасоли? Ржи?
¾ нет, они различаются по строению, форме
Учитель:
Найдите в учебнике на с. 52 описание внешнего строения корня
(Один из учащихся читает вслух)
Итак, какие детали внешнего строения корня, используя лупу, можем рассмотреть на проросших семенах?
— корневой чехлик
— корневые волоски
Учитель:
Перейдите к инструкции к лабораторной работе. Часть №2.
Работа в группах
Часть II
1. Рассмотрите проросшие семена фасоли и ржи.
2. Найдите корневой чехлик.
3. Рассмотрите корневые волоски (представлены в виде пушка)
4. Изучите микропрепарат «Зоны корешка лука»
5. Внимательно рассмотрите форму, размеры клеток в каждой зоне.
Используя тетрадь с печатной основой к
учебнику Пономаревой И.Н. «Ботаника 6 кл.» сделайте подписи к рисунку и
ответьте на вопросы.
Фронтальная беседа
Учитель
Итак, назовем детали внешнего строения корня.
— корневой чехлик
— корневые волоски
Уточним детали внутреннего строения корня.
— зона деления
— зона роста (растяжения)
— зона всасывания
— зона проведения
Проверим названные детали строения корня, используя тетрадь с печатной основой.
Индивидуальная устная работа
Комментируют выполнение лабораторной работы, части II.
Фронтальная беседа
Учитель
Почему же корень имеет именно такое строение?
— оно обеспечивает выполнение главных
функций корня: укрепление в почве, поглощение воды и минеральных солей,
проведение растворов в стебель.
Учитель:
Обратите внимание на поперечный срез
корня через зону всасывания, показанный на слайде. Мы видим
центральный проводящий цилиндр корня – транспортную систему,
обеспечивающую движение двух, взаимно противоположных потоков. Используя
с. 57 учебника, поясните, каких именно потоков?
¾ восходящий ток – вода с растворенными минеральными солями; нисходящий ток – растворы органических веществ.
Учитель.
Всё верно. Но как же растёт корень? Для ответа на этот вопрос используем видеосюжет.
Просмотр видеофрагмента «Рост корня».
Ответ на вопрос учителя
¾ корень растёт верхушкой
¾ кончик корня, защищённый чехликом раздвигает почвенные частицы
¾ на главном корне формируются боковые корни, защищённые корневыми чехликами
Учитель:
Для всех ли корневых систем условия обитания в почве одинаковы?
Приведите примеры, возможных причин формирования разнообразных корневых систем. Вспомним верблюжью колючку.
Учитель
Проанализируем материал слайдов,
попробуем установить: какие видоизменения корней и, в связи с какими
обстоятельствами жизни растений, сформировались в ходе эволюционной
приспособленности? Может, вы приведете дополнительные примеры
видоизменения корней.
¾ у верблюжьей колючки длинный корень, т.к. вода в доступна только на большой глубине
¾ корневые отпрыски сформировались у бодяка, льнянка, вьюнка. Они обеспечивают вегетативное размножение растений.
¾ корневые шишки образуются у георгины и батата. Корнеплод – у петрушки. Служат для запасания органических веществ.
¾ корнеплоды встречаются и у моркови, свёклы, репы, редиса.
Учитель:
На слайде показаны мангровые заросли,
процветающие на океанических островах. Их корни нужны для дыхания
растения, т.к. почва погружена в воду. У повилики корни – присоски, у
пальмы – ходульные корни, дающие дополнительную опору стволу, у монстеры
– воздушные корни.
Этап закрепления материала
Фронтальная беседа
1.Таким образом, подведём итог – какие же функции могут выполнять корни?
¾ якорная
¾ всасывающая
¾ вегетативного размножения
¾ дыхательная
¾ запасания питательных веществ
¾ опорная
Проверим, отгадаете ли вы эти функции на слайде.
2. Ответим на вопросы.
А – стержневая корневая система, боковые корни, главный корень;
Б – зоны деления и роста
В – корневые волоски, зона всасывания;
Г – мочковатая корневая система, придаточные корни;
Д – корневой чехлик, зона деления;
Учитель: проверим, как вы усвоили отличия в корневых системах двудольных и однодольных растений
Назовём двудольные и однодольные растения
— А и В – однодольные
— Б и Г – двудольные
Проверим
Работа в парах
Учитель: выполним тестовое задание с взаимопроверкой.
Выполняют в рабочих тетрадях, затем меняются и проверяют карандашом, выставляют отметки. Ответы даны на слайде.
Поднимите руки, кто справился с тестом на отметку «5»?
Учитель выборочно берет тетради.
Этап рефлексии
А теперь составим синквейн по материалам урока
Учащиеся предлагают, а учитель выписывает на доску, пока не сложится основная тема.
Корень главный, боковой, придаточный, растет, укрепляет, запасает – важен!
Оценки за урок.
Домашнее задание.
|