Цель:
- Выяснить характерные признаки царства грибов.
- Изучить особенности строения, питания шляпочных грибов.
- Раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.
- Развивать умения анализировать, систематизировать, обобщать и делать
выводы.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Начать наше занятие мне бы хотелось со слов Тараса Шевченко:
"Биологии необходим восторг.... А восторг этот приобретается глубоким
пониманием красоты, бесконечности, симметрии и гармонии в природе.” Тарас Шевченко.
Природа приносит нам множество удивительных загадок. И с одной из них мы и
попытаемся сегодня познакомиться.
Чтобы определить тему нашего занятия, Вам предлагается следующее задание:
прочитайте слова (карточки на доске):
Вода |
Ель |
Береза |
Лисица |
Дятел |
Подберезовик |
Мухомор |
Песок |
Кузнечик |
Лягушка |
Сирень |
Ящерица |
Щука |
Ландыш |
? Найдите лишние слова. Почему они лишние? (Песок,
вода.)
О: Обозначают предметы неживой природы.
? Какие тела обозначают оставшиеся слова?
О: Тела живой природы.
? Назовите признаки живой природы.
О: Предметы живой природы дышат, питаются, растут, размножаются, умирают,
двигаются. Все живое имеет клеточное строение.
З: Разделите оставшиеся слова на группы.
О: Растения, животные, грибы.(вывешиваю над получившимися столбиками короны)
? О каком же царстве живых организмов мы будем говорить сегодня? (изучены
царства растений и животных)
(Тема занятия.)
(Совместная постановка цели урока)
III. Изучение нового материала.
Грибы – это особая группа живых существ. В настоящее время известно около
100 тыс. видов грибов. (Узнать о которых можно только по результатам их деятельности.)
Среди многоклеточных грибов особую группу составляют шляпочные грибы. О
которых мы подробнее и будем говорить сегодня.
Я предлагаю отправиться в лес на грибные полянки.
И каждый возможно на полянке встретит свой любимый гриб.
Чуть рассвело, мы вышли с кузовком.
В румяном блеске тучка проплывала.
И утренним росистым холодком
Лесная глубь навстречу нам дышала.
Раздвинули затейливую сеть
Глухих ветвей и вышли на дорожку
Вот первый гриб! Как весело глядеть
На крепкую приземистую ножку.
На красный бархатистый колпачок!
А там второй, забавный и пригожий,
Запрятался под высохший листок!
?: Какие грибы вы встретили на тропинке?
Ученые долгое время не могли решить, что такое грибы? Растения? Животные?
Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям. После длительного изучения в
19 веке грибы выделили в особое царство.
? На основании каких признаков грибы выделили в самостоятельное царство?
Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо вспомнить признаки животных и
растений.
? Вспомните, какими признаками характеризуются представители царства растений?
? Вспомните характерные особенности царства животные?
Задание: Давайте выявим признаки царства грибов. На информационных листах
имеется задание 2 – текст с информацией об особенностях грибов. Ваша задача
подчеркнуть признаки, характеризующие данное царство.
Важная часть гриба – тело гриба – белые
паутинистые нити – грибница – спрятано в земле, а то, что люди кладут в корзинку,
называется плодовым телом гриба. Плодовое тело гриба состоит из шляпки и пенька.
Гриб имеет клеточное строение. В клетках гриба отсутствует хлорофилл. В
клеточной оболочке содержится особое вещество – хитин. Запасным питательным
веществом клетки гриба является гликоген.
Грибы неподвижны, обладают неограниченным ростом.
? Какие признаки характерны для царства грибов?
Задание: Давайте сравним между собой данные царства. Для этого
промаркируем выбранные признаки. Над признаком сходства грибов с животными
поставьте букву "Ж”, букву "Р” – если это признак сходства грибов с растениями,
букву "Г” – отличительный признак грибов и "?” – если затрудняетесь соотнести
признак куда-либо.
Каковы же результаты нашей самостоятельной работы?
? Есть ли сходство в строении растений и грибов? Почему грибы не отнесли в
царство растений?
Растения |
Грибы |
Животные |
- Способны к фотосинтезу
- Клетки покрыты плотной целлюлозной оболочкой
- Существуют некоторые ограниченные движения, но в целом
неподвижны
- Запасное питательное вещество – крахмал
- неограниченный рост
|
- Тело гриба – грибница. Плодовое тело состоит из шляпки и пенька.
- Клетки покрыты плотной хитиновой оболочкой.
- Запасное питательное вещество – гликоген
- Неподвижны
- Неограниченный рост
- Не способны к фотосинтезу, питаются готовыми органическими
веществами.
|
- Не способны к фотосинтезу, питаются готовыми органическими
веществами.
- Клетки покрыты плотной хитиновой оболочкой.
- Обладают подвижностью
- Запасное питательное вещество – гликоген
- Ограниченный рост
|
? Обнаружили ли признаки сходства грибов с животными?
Зачитайте признаки, на основе которых грибы выделили в особое царство.
Физкультминутка.
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились с лукошком по грибы.
Поднимите руку, кто из вас любит ходить за грибами? Вы, наверное, наблюдали,
что определенный вид грибов произрастает под определенным видом деревьев: рыжики
в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин.
? С чем связано такое "доброжелательное соседство” грибов и деревьев?
Выскажите свои предположения.
О: Нити грибницы оплетают корни дерева. Гриб из дерева получает органические
вещества, которые сам не может производить ввиду отсутствия хлорофилловых зерен.
Гриб же растению поставляет воду и минеральные соли.
Как же называется данное "сожительство”?
Задание: Выберите из предложенных терминов тот, который будет отражать
содержание данного понятия.
Цитоплазма в переводе с греческого "цитос” – сосуд, "плазма” – образование.
Хлорофилл – "хлорос” – зеленоватый, "филлон” – лист.
Фотосинтез – "фотос” – свет, "синтез” – соединения.
Симбиоз – "симбиозис” – совместная жизнь.
Человека издавна привлекали грибы. Какова история использования грибов?
Сообщение учащегося: "Использование шляпочных грибов в древней Руси”.
Задание: Чтобы "тихая охота” была удачной, необходимо отличать съедобные
грибы от ядовитых. Давайте посмотрим какие вы грибники – наполните корзинку
грибами. Все ли из этих грибов вы возьмете? (Работа в парах с карточками на
столе: корзинка и иллюстрации съедобных и ядовитых грибов.)
IV. Подведение итогов.
В заключение нашего занятия давайте подведем маленькие итоги.
Задание: У нас рассыпалась картинка, Вам необходимо собрать ее, при этом
делая небольшие выводы по занятию. (На доске разбросаны
иллюстрации съедобных и ядовитых грибов, дерева, карточки с признаками грибов,
карточки с компонентами строения гриба, симбиоз и т.д..)
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание: Графический калейдоскоп.
|