Нам понадобится сама
кладовая — дом (можно условный), сделанный из
листов бумаги с заданиями. Урок проводится в
форме игры «Что? Где? Когда?» (каждый ряд —
команда).
Учитель. Сегодня у нас урок-детектив. Перед
нами закрытая дверь в Кладовую литературных
тайн. Чтобы открыть её, нужно назвать пароль:
книги, в заголовки которых входят слова с корнем
-тайн-. (Ж.Верн. «Таинственный остров»; А.Гайдар.
«Военная тайна»; Г.Адамов. «Тайна двух океанов»;
В.Корчагин. «Тайна реки злых духов».) Итак,
дверь в кладовую открывается.
Как у всякого секретного помещения (а именно
таким и является Кладовая тайн), у неё есть проходная.
А царит в ней Хранитель тайн. Он задаёт свой
вопрос: сюжеты каких произведений, которые будут
изучаться в 8-м классе, связаны с тайной? Для
ответа на него обратимся к оглавлению учебника. («Ревизор»
Н.В. Гоголя — тайно едет ревизор. «Мцыри»
М.Ю. Лермонтова — тайна, которой окружены
детство, родина Мцыри. «Парадокс» Короленко —
тайна, связанная с человеком-уродом. «Песня о
Соколе» Горького — тайна Сокола, как нужно
жить. «После бала» Л.Толстого — тайное, чтобы
никто не видел, наказание солдата.)
Мы в Зале любимых книг. Определите авторов и
названия книг, которые упоминаются в
стихотворении.
Как сказочное кружево, волшебный длится миг,
В старинном вальсе кружатся герои детских книг!
Здесь царь Салтан командует сложнейшей из фигур,
Со всей своей командою на бал пришёл Тимур!
К нам гости долгожданные спешат со всех сторон:
С царевной Несмеяною явился Робинзон!
Звеня большими шпорами, отважен и румян,
С друзьями мушкетерами танцует д’Артаньян.
С огромным дядей Стёпою семь гномов пляшут в ряд,
А он, усердно топая, одет как на парад.
Того, кто дружит с книжкою, ничуть не удивит
С весёлою мартышкою учёный Айболит.
Иванушка с Жар-птицею, прекраснейшей из
птиц, —
Все сходят вереницею с распахнутых страниц.
И рады им мечтатели! И ждут и помнят их
Все новые читатели любимых детских книг!
Итак, выполнив предыдущее задание, мы получили
возможность попасть в Зал литературных героев.
И вновь тайны. Чтобы их раскрыть, ответим на
вопросы, выполним новые задания.
- Кто мы? (В роли героев — ученики.)
А. Мой заветный пароль — Океан и Ассоль.
Когда я был ещё маленьким мальчиком, во мне
постепенно укладывалось огромное море. Я сжился
с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая
те книги, за золотой дверью которых открывалось
синее сияние океана. Вот почему я стал капитаном!
На моём галиоте «Секрет» уже вся команда в сборе.
И Ассоль ожидает нас на юге. (А.Грин. «Алые
паруса» — Артур Грей.)
Б. Мой любимый вид транспорта — ядро.
Каждый, кто усомнится хоть в одном слове, будет
иметь дело с моей шпагой… из обломка земной оси! (Э.Распе.
«Приключения барона Мюнхаузена» — Карл
Фридрих Иероним Мюнхгаузен.)
В. Однажды мне довелось встречать Новый год в
Лилипутии. На ужин мне подали десяток быков,
жаренных на вертеле, восемь вяленых баранов, 19
копчёных поросят и сотни две цыплят… И дюжину
бочек с вином. (Д.Свифт. «Приключения
Гулливера» — Лемюэль Гулливер.)
- Мы уже изучали и будем изучать произведения,
герои которых совершают преступления. Чаще всего
это преступления нравственного характера:
против окружающих людей, близких, против самих
себя. Важную роль в раскрытии этих преступлений
играют улики — вещественные
доказательства. О каких преступлениях говорят
данные предметы? В каких произведениях?
А. Кукла с растрёпанными волосами, раздетая,
без глаз. (Е.И. Носов. «Кукла».
Преступление — равнодушие, безразличное, а
чаще жестокое отношение к окружающему.)
Б. Кинжал. (В.Шекспир. «Ромео и Джульетта».
Джульетта убивает себя кинжалом. Вражда двух
семей, передававшаяся по наследству, погубила
любовь.)
В. Телеграмма. (К.Г. Паустовский.
«Телеграмма». Преступление — забывать о
близких людях, которые ждут и любят.)
А вот маленькая потайная комната. Что за
тайна здесь кроется? Чтобы перешагнуть её порог,
нужно отгадать загадку.
Союз — мой первый слог,
Второй мой слог — предлог.
А целое — у молодца
Посередине лица. (Но–с.)
— С каким произведением связана эта отгадка?
(«Нос» Н.В. Гоголя.)
— "Марта 25 числа случилось в Петербурге
необыкновенно странное происшествие”. Какое? (Исчезает
нос с лица майора Ковалёва.)
Какова же разгадка тайны? Обычно во время
расследования преступления выдвигаются версии.
Что же произошло с носом майора Ковалёва? Каждая
команда должна письменно составить свою версию.
Мы в последнем помещении Кладовой тайн — Зале
литературоведения. Перед вами три отрывка из
произведений, которые будут изучаться в 8-м
классе. Чем они отличаются?
1.
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
(«Мцыри» М.Ю. Лермонтова.)
2. "Отправляясь на следующий день к Гагиным,
я не спрашивал себя, влюблён ли я в Асю, но я много
размышлял о ней, её судьба меня занимала, я
радовался неожиданному нашему сближению. Я
чувствовал, что только с вчерашнего дня я узнал
её, до тех пор она отворачивалась от меня”. («Ася»
И.С. Тургенева.)
3.
Ромео. Меня перенесла сюда любовь,
Её не останавливают стены.
В нужде она решается на всё,
И потому — что мне твои родные!
Джульетта. Они тебя увидят и убьют.
(«Ромео и Джульетта» В.Шекспира.)
(«Мцыри» М.Ю. Лермонтова — поэма,
лирическое произведение; «Ася»
И.С. Тургенева — повесть, эпос; «Ромео и
Джульетта» В.Шекспира — драма.)
В конце игры подводятся итоги. |