Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 17:38:26
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок-диалог по роману Л. Н. Толстого "Война и мир"
16.02.2011, 23:56:37

Цель урока: воспитание талантливого читателя художественного текста

Задачи:
1. Помочь увидеть красоту внутреннего мира семей, анализируя
текст, акцентировать внимание на лучших нравственных качествах.
2. Развивать умения сопоставления, анализа эпизодов, умение работы с художественной деталью, развивать умение анализа нравственных качеств через совершаемые поступки.
3. Пробудить интерес к проблеме семейного воспитания, к главным нравственным ценностям.

Оформление доски:
Эпиграфы:
Семья - это во крепость и в добро.
Бытие, 2:18.
Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом раскрыт навстречу
Всех дорог.
М. Волошин.
I. Слово учителя.
Как много значит в жизни каждого из нас семья. Семья. Это, конечно, родительский дом. И как бы ни было порой в нем скучно, оттого что иногда, подобно Базарову, мы духовно перерастаем своих родителей, все же он – наша главная пристань. Пусть не всегда, опять же как Базаров, мы спешим к нему, а появившись, опять же через три дня исчезаем, но сознавать, что он есть и что там всегда поймут – великое благо.

В какой семье хотел бы жить ты? Сегодня мы будем говорить об этом.
Класс, получив домашнее задание, поделился на две группы единомышленников – приверженцев семей Ростовых – Болконских.
Ваша страничка о семье, в которой хотел бы воспитываться ты.

II. Пересказ-анализ эпизодов.
1. Выступления учащихся. Высказываются сначала «Ростовы», затем «Болконские».
Рассказывая о семье Ростовых, учащиеся анализируют эпизоды, в которых раскрываются:
а) гостеприимство, радушие, хлебосольство, доброта;
б) любовь и доверие между родителями и детьми;
в) отношение к друзьям;
г) артистизм отца и детей;
д) сцена проигрыша.
По «сцене проигрыша денег Николаем Ростовым (т. 2, ч. 1, гл. 14-16) учитель может добавить: не о деньгах, а о сыне думает, платя долг, отец. В подобных ситуациях за карточные долги, бывало, расплачивались жизнью. Но сцена проигрыша – это не только защита дворянской чести, достоинства, это душевное понимание беды. Спустя много лет Николай, похоронив отца, так же не откажется от долгов беспечного и гостеприимного отца. Заплатив ценой неимоверных усилий долг, он сохранит доброе имя семьи.
2.Вывод учителя: Да, тянулись к семье Ростовых люди. В этой семье царила атмосфера доброты, душевности. Друг к другу тянулись и сами Ростовы, что не во всякой семье бывает. Отчего Наташа и Николай с такой нежностью относятся к отцу и матери? Оттого, что родители относятся к детям с высочайшим уважением, доверяя, признавая право на принятие решений.
У меня тоже есть страничка о Ростовых, о которой я хочу сказать.
Какую семью можно считать благополучной? Где живут мирно, не ссорятся? Мало. Я думаю, где легко и радостно живется «старичкам», от возраста иногда беспомощным, смешным. Сделать своих родителей счастливыми – наш долг и обязанность. И моя страничка та, где граф и графиня Ростовы не прячут слез счастья, радуясь, что воспитали внимательных и совестливых детей.
III. Слово ребятам, которые хотели бы жить в семье Болконских.
Сейчас мы побываем в имении Лысые Горы, где на видном месте в гостиной висит генеалогическое древо Болконских, а ведут свою родословную князья Болконские от Рюриковичей.
1. Вначале заслушивается ответ на индивидуальное домашнее задание:
«Почему старый Болконский гордится своим происхождением «от Рюриковичей?» (межпредметные связи с историей – слово о Рюрике).
2. Рассказывая о семье Болконских, учащиеся анализируют эпизоды:
А) день в имении;
Б) воспитание детей: строгость – проявление любви;
в) страницы, раскрывающие главное в характере Марии;
г) сцена прощания отца с Андреем, который отправляется на войну. Главные нравственные заповеди отца сыну
3.Возможно индивидуальное задание - ответ на проблемный вопрос: «Отчего Мария не хочет говорить об отце с Бурьен, когда гувернантка пытается заговорить о характере князя? (Т. 1, ч. 1, гл. 22.- индивидуальное домашнее задание). Не достоин своих родителей тот, кто не умеет их защитить. А защитить – это никому-никому не позволить ни говорить, ни даже думать о них плохо.
Вывод учителя: Да, в этой семье атмосфера сдержанности, требовательности. Два источника людских пороков – праздность и суеверие, две добродетели – деятельность и ум. Постоянная и упорная деятельность. Что пишет любящий отец своему другу Кутузову, отправляя сына на войну? - «чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго в адъютантах не держал – скверная должность». И сын благодарит отца за это.
Слово учителя. Замечательно, что у многих из вас есть своя страничка о понравившейся семье. Замечательно потому, что вы уже задумываетесь над проблемами взаимоотношений, проблемами воспитания – над очень важными проблемами - и в нужный момент сможете сделать правильный выбор.
IV. Обобщающее задание (работа в группах): составить обобщающий портрет семей. Учащиеся работают на ватмане фломастерами, затем плакаты вывешиваются на доске.

Ростовы - это Болконские – это
Искренность, гостеприимство, хлебосольство, широта души, радушие, простота, разносторонность интересов, артистизм, музыкальность, чуткость, оптимизм, бескорыстие, дружелюбие. Честность, честь семьи – главное, деятельность, трудолюбие, образованность, гордость, высокие требования к себе и к людям, неравнодушие к тревогам и заботам своего времени, щепетильность, достоинство.

V. Вывод.
Разная система ценностей в этих семьях? Безусловно. Разная настолько, что старшие члены семьи не принимают друг друга и сватовство Андрея к Наташе кажется чем-то странным для всех («он казался чем-то из чужого мира»). Но если свести сказанное о семьях в одно определение, то получим слова с одним корнем. Корень один, лексическое значение слов разное.
Учитель дописывает под таблицами слова: душевность, духовность.
2. Индивидуальная работа по толковому словарю с последующей записью в тетрадях.
Душевность – жизнь души, душевный – полный искреннего дружелюбия.
Духовность – жизнь духа, ума, духовный – относящийся к умственной деятельности.
Возможно дополнительное слово учителя:
Хочется рассказать о тех страничках, которые еще прочитаны не всеми.
Какая самая главная строка в любой книге, которую нужно тщательно исследовать? Верно, название. «Война и мир». Я считаю очень важными страницами страницы 12 года. Когда близка беда, каждый делает выбор, и на первое место встает проблема: я или Отчизна. В минуту опасности эти, столь разные семьи, думают не о себе. Душевные Ростовы разорены материально, но обогатились духовно. Старый князь Болконский, не выдержав нашествия на родную землю, умирает со словами: «Погибла Россия… Погубили»
Лучшие семьи России. Так, наверно считал Толстой, бесконечно любя столь разные миры Ростовых и Болконских. И недаром в них, в любимых семьях, проглядывают черты столь любимых писателем людей. Мамы, которая умерла рано, - в облике некрасивой, но прекрасной Марии, отца – в облике героя войны 1812 года Николая Ростова, деда по материнской линии – в образе умнейшего человека России князя Николая Болконского.
«Мир спасется красотой», - сказал Достоевский. Но какой? Красотой души, отношений, поступков. Наверное, так. Все это рождается в семье.

VI. Рефлексия. Письменный ответ на вопрос: «После урока я понял, что…» (что понял, о том и напиши).

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, грамотност, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература
Просмотров: 1907 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0