Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 23.11.2024, 11:03:51
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

УРОК-ДИАЛОГ "Исправленная карта, или мир вверх ногами"
27.01.2011, 21:09:05

Учитель вывешивает на доску карту, предложенную в 1979 г. австралийцем Стюартом Мак-Артуром. На этой карте Северное полушарие находится внизу, а Южное — вверху, вследствие чего карта выглядит перевернутой. Увидев карту, учащиеся пришли в недоумение. Завязался следующий диалог.

Маша: Юлия Геннадьевна, вы ведь ошиблись и повесили карту вверх ногами.

Учитель: Нет, ребята, я не ошиблась, это такая необычная карта.

Юля: Конечно, карта висит правильно, ведь название карты не перевернуто, если бы карта висела не так, то и буквы были бы наоборот.

Настя: Тогда эта карта была, наверное, нарисована очень давно. Раньше, когда люди начали изготавливать первые карты, они изображали на них Землю в искаженном виде.

Маша: Верно, на карте Геродота Африку вообще трудно узнать и Аравийский полуостров слишком большой.

Учитель: Нет, ребята, это не древняя карта. Эта карта была издана в 1979 г., то есть около двадцати лет назад.

Юра: Эта карта не может быть древней, это сразу видно, так как все материки здесь выглядят правильно, как мы привыкли видеть, только почему-то вверх ногами. А на карте Геродота Австралии и Америки нет вообще.

Ира: Но это неправильная карта, ведь ей нельзя пользоваться.

Учитель: Ученый, который издал эту карту, утверждает, что это «исправленная карта мира», иными словами, он не согласен с изображением Земли таким образом, как мы привыкли видеть на обычных картах.

Настя: А может, этот ученый живет не у нас. Ведь если вспомнить, то в Южном полушарии все наоборот: когда у нас лето, у них зима, когда у нас холодно, то у них жарко. Вот ученый такую карту и нарисовал.

Сережа: Да, да. Ведь если на глобус посмотреть, то они там вниз головой ходят в Южном полушарии.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы совершенно правы. Автор карты, Стюарт Мак-Артур, действительно живет в Южном полушарии, в Австралии. В небольшом пояснении к карте он так объясняет свой подход: «Наконец сделан первый шаг. Первый шаг в долгожданном крестовом походе, призванном возвысить нашу славную, но обделенную вниманием страну, которой по справедливости полагается находиться не в тени северян, а, наоборот, над ними. Больше мы не намерены выносить извечные пренебрежительные шутки типа «где-то там внизу». Юг, наконец-то, поднялся наверх. Перевернем карту. Перевернем мир! Юг превыше всего. Юг на вершине мира! Славься, Австралия — Царица вселенной!»

Алеша: Ну, может быть, для жителей Австралии это хорошая карта, и по ней им удобно передвигаться, а вот нам, жителям Северного полушария, это совсем не удобно.

Учитель: Ребята, а почему неудобно пользоваться такой картой и что значит пользоваться картой?

Ира: Пользоваться картой — это значит знать ее условные знаки, уметь находить нужные горы, равнины, города, реки.

Настя: Ира забыла еще про то, что по карте можно измерить расстояние между двумя точками и определить направление.

Учитель: А можно ли по карте Мак-Артура найти, например, Москву, измерять расстояния, определять направления, то есть сделать все то, о чем говорили Ира и Настя.

Никита: Найти Москву, Волгу и Урал можно! Вот они. А вот расстояние измерить, конечно же, нельзя, ведь раз карта перевернута, то и все направления и расстояния будут перевернуты.

Маша: Как это перевернутые расстояния? Это просто смешно!

Учитель: Ребята, а как можно доказать, верны или не верны результаты измерений на карте австралийца?

Алеша: Очень просто! Надо измерить что-либо на обычной карте и на карте Мак-Артура.

Учитель: Давайте измерим расстояние между Москвой и Екатеринбургом. Что для этого надо сделать?

Никита: Надо измерить с помощью линейки расстояние между этими городами, затем разделить полученное расстояние на масштаб карты. Так мы получим ответ.

Ребята проделывают указанные действия, потом сообщают учителю результат. Никита производит соответствующие действия на обычной стенной карте. Результат записывается на доске.

Учитель: Давайте теперь измерим то же расстояние, но уже по карте Мак-Артура.

Класс вычисляет расстояние и приходит к выводу, что результаты вычислений по разным картам совпадают.

Алеша: Хорошо! С расстояниями получилось, а как же быть с направлениями?

Учитель: Давайте проверим! Кто помнит, как определяются направления на карте?

Аня: Направление север—юг определяется по меридианам, а запад—восток — по параллелям.

Учитель: Давайте определим, в каком направлении надо двигаться, чтобы попасть из Москвы в Курск.

Аня: Если смотреть по обычной карте, то на юг, а если по карте австралийца, то на север. Вот и не получается!

Настя: А почему на север? На карте Мак-Артура юг вверху, значит тоже на юг.

Юра: А ведь верно. Но тогда получается, если я захочу прославиться, то смогу карту боком повесить и сказать, что это что-то новое.

Ира: И какое же направление будет у тебя вверху?

Юра: Западное, а восточное — внизу, север — слева, юг — справа.

Учитель: Юра прав. Земля — это шар, поэтому на самом деле не существует такого понятия, как правильное или неправильное изображение верха или низа. Карта Мак-Артура кажется нам неправильной, потому что мы привыкли к картам, на которых Северное полушарие находится вверху. А ведь еще 600 лет назад на многих европейских картах наверху помещался восток, а не север.

Ценность этого урока заключается в том, что ребята шаг за шагом движутся к истине. И смешные на первый взгляд предположения способствуют этому движению. Результатом совместной работы является правильный научный вывод детей о том, что карта Мак-Артура верна, так как Земля — это шар и поэтому не имеется никаких ограничений на то, чтобы изображать земную поверхность на плоскости в любом произвольном направлении. Однако следует помнить, что карты, в отличие, скажем, от планов местности, традиционно принято ориентировать на север. Таким образом, на грамотной современной карте север всегда будет вверху, юг — внизу, запад — слева, восток — справа.

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, поурочные планы, глобус, атлас, конспект урока, урок географии, Материк, педсовет, география в школе, Страны
Просмотров: 989 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0