Ход урока
1. Введение.
- Почему мы обращаемся к роману
М.А. Булгакова «Белая гвардия»?
- Какие мысли приходят к нам в результате
чтения романа?
(Учащиеся говорят о том, что роман Булгакова -
одно из немногих произведений, которое
рассказывает о видении Гражданской войны белыми
офицерами. В нём поднимаются сложные
общечеловеческие проблемы, одной из которых
является проблема нравственного выбора в
сложные исторические времена. Особенно
интересна роль семьи в их разрешении.)
- Какую форму урока лучше выбрать?
(Учащиеся предлагают форму урока-дискуссии.)
- Вспомним правила проведения
урока-дискуссии.
(Одиннадцатиклассникам они должны быть хорошо
известны, но можно предложить заранее
подготовленные распечатки.)
2. Определение темы дискуссии, главных
проблем, над которыми будем работать. Предложим
ученикам высказывания исследователей
творчества Булгакова и самого писателя.
"Булгаков смолоду смотрел на движущуюся
историю как на часть биографии, а на свою судьбу
как на некоторую частицу истории” (В.Лакшин).
"Уделяя столько внимания изображению жизни
дома Турбиных, Булгаков защищает вечные,
непреходящие ценности в своем романе: дом,
родину, семью” (И.Подхватилин).
"И, наконец, последние мои черты в погубленных
пьесах - «Дни Турбиных», «Бег» и романе «Белая
гвардия» - упорное изображение русской
интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В
частности, изображение русской
интеллигентско-дворянской семьи, волею
непреложной исторической судьбы брошенной в
годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии”
(из письма М.А. Булгакова И.В. Сталину).
3. Определение и запись темы дискуссии и
проблем для дальнейшего исследования.
В результате обмена мнениями приходим к теме
«Человек. Семья. История» и следующим проблемам
для исследования:
а) отношения "человек - человек”;
б) отношения "человек - семья - дом”
(взаимоотношения, взаимопроникновение);
в) отношения "человек - время - война”
(человек - частица истории);
г) отношения "семья - время - война”
(значение семьи в смутные времена);
д) отношения "человек - семья - вечность”.
(Как выжить? В чём спасение?)
4. Учащимся предлагается выбрать аспект
проблемы, интересующий их, и распределиться по
группам для работы.
5. Работа в группах: накопление материала,
анализ информации, подготовка к выступлению и
оппонированию. (Обязательно помнить о правилах
работы в группах.)
6. Собственно дискуссия (обмен мнениями).
а) Отношения "человек - человек”. Выступающие
отмечают, что для Турбиных и их друзей главное в
отношениях между людьми - искренность, правда,
честь. Интерес вызывают отношения Турбиных и
Тальберга, Николки и семьи Най-Турс, Турбиных и
Лисовичей.
б) Отношения "человек - семья - дом”. Прежде
всего объясняется само понятие "дом”. Дом -
жилище, дом - семейные устои, дом - традиции, дом -
духовный мир, дом - отечество, дом - мироздание.
Особенности дома Турбиных (любовь, уют, покой,
традиции, главное - духовные ценности, вера и
надежда), притягивающие к нему людей.
в) Отношения "человек - время - война”.
Обсуждается вопрос о защите города, немцах,
петлюровцах. Турбины на войне. Зачем они идут
фактически погибать? Алексей, Николка, их друзья
становятся на защиту прежде всего вечных
ценностей: дома, родины, семьи.
Идёт разговор об офицерах Белой гвардии,
"показанных не в «плакатной личине врага», а как
обычные люди - хорошие и плохие, мучающиеся,
заблуждающиеся, умные и ограниченные, показанных
изнутри, а лучшие в этой среде - с очевидным
сочувствием” (Б.Мягков). Особо отмечаются
Най-Турс, Малышев. Особо говорится об ужасе
братоубийственной войны.
г) Отношения "семья - время - война”.
Выступающие приходят к выводу, что для Булгакова,
как и для Л.Н. Толстого, "равноценны” в своей
значимости сцены семейные и исторические. Это
отмечали и критики. Что несут Турбины во внешний
мир? И что мир даёт им?
Особое внимание учащиеся уделяют Елене, её
отношению к братьям, мужу, друзьям. Молитва Елены.
Сон Алексея. Мечта о покое, мирной жизни. Турбины
ищут объяснения этому историческому бедствию,
чувствуют, что это "неизбежное возмездие за
долгое равнодушие сытых” (Б.Мягков).
д) Время историческое и вечность. Особое
внимание уделяется эпиграфам, связанным с
прошлым (воспоминания), настоящим (только миг) и
будущим (вечность). Начало и конец романа - что
относится к этим пластам? Последняя запись на
печке: "Я взял билет на «Аиду»”. Почему? (Вечная
ценность человеческой жизни - душа, питаемая
красотой и любовью.)
Далее разговор идёт о символах романа. Святой
Владимир с крестом. (Вера православная, с которой
нет разрыва и не чувствуется полной верности ей.
Крест - символ мученичества, покаяния,
искупления. "Кто ответит за кровь?”) Звезда -
символ надежды. Символы цвета.
Главный вопрос: в чём видит Булгаков спасение?
(В любви и духовности.)
Финал романа открыт - он приглашает читателя к
дальнейшим размышлениям.
7. Заключение.
Вопрос классу. Следующее произведение, которое
мы будем изучать, роман «Мастер и Маргарита». Что
наследует он у романа «Белая гвардия»? ("Вопрос о
свете и покое. Тему дома. Связь частного лица и
истории. И связь неба и земли”. И.Золотусский.)
|