Цель: расширение знаний о плодах и
семенах и их роли в жизни растений.
Задачи: ознакомление учащихся с
особенностями распространения плодов и семян в
природе, биологическим значением приспособлений
к распространению семян; развитие навыков
поведения на природе, развитие навыков
оформления работы.
Оборудование: карточки
«Разнообразие плодов растений»; папка со
сложенными в ней пакетами из газетной бумаги;
записная книжка (тетрадь) и карандаш; полоски
белой бумаги для этикеток; задания; нож.
Подготовительный этап
В конце последнего урока по данной
теме необходимо провести подготовку к экскурсии:
– разделить класс на звенья и
выбрать звеньевых;
– на каждое звено выдать папку с пакетами из
газетной бумаги, карандаш, записную книжку,
полоски белой бумаги для этикеток;
– провести инструктаж о правилах поведения в
природе;
– школьникам – прочитать статью
«Распространение плодов и семян» в «Книге для
чтения по ботанике».
ХОД ЭКСКУРСИИ
Учитель. Ребята! Сегодня мы идем на
экскурсию. Она пройдет по школьному участку и
прилегающим территориям. Перед выходом из школы
постройтесь по звеньям. Во время экскурсии не
отставайте и не расходитесь, слушайтесь
звеньевых. Когда звеньям необходимо будет
разойтись для работы – я дам команду.
(Класс строится по звеньям, учащиеся выходят на
школьный двор.)
Мы на территории школьного двора. Справа от меня
цветник – это часть царства Флоры, хозяйки
Царства растений. Она хочет быть уверена, что вы
дорожите природным богатством, а потому
интересуется, знаете ли вы правила поведения в
природе. Давайте их вспомним.
Ученики. Не ломать деревья и
кустарники. Не рвать цветы. Не затаптывать
растения, а ходить по дорожкам и тропинкам.
Собирать плоды с минимальным ущербом для
растений.
Учитель. Молодцы! Теперь нет
сомнения в том, что вы всегда будете бережно
относиться к природе. Но вы, юные ботаники, должны
не только любить, но и знать природу. Поэтому
Флора загадает загадки: вам надо будет правильно
назвать растения. Верные ответы будут пропуском
в царство Флоры.
Загадка для 1-го звена
Я на розу так похож,
Разве, что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
(Шиповник.)
Загадка для 2-го звена
Он совсем не хрупкий,
Спрятался в скорлупке.
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину.
Из плодов он тверже всех
Называется…
(Орех.)
Загадка для 3-го звена
С колпачком на голове,
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве
Дуба золотого.
(Желудь.)
Загадка для 4-го звена
Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий.
(Земляника.) |
Учитель. Вспомните, ребята, к
каким типам относятся названые вами плоды.
Ученик. К сочным (шиповник,
земляника) и сухим (желудь, орех).
Учитель. Правильно. Вы получили
пропуск в царство Флоры (каждому звену выдается
пропуск).
Учитель. Теперь мы можем пройти в
цветник. Посмотрите, ребята, как много цветков на
этом участке. Знаете, как они называются?
Правильно, это астры. Они очень разнообразны по
цветовой гамме. Посмотрите (учитель срывает
несколько семян с пушинками и дует на них), что вы
видите?
Ученик. Семена летят, у них
парашютики.
Учитель. Сейчас вы видели, на какое
расстояние разлетаются семена астр. При ветре
расстояние увеличивается. Плоды астры созревают
осенью и отправляются путешествовать. Небольшой
порыв ветра, и закружатся пушинки астр и полетят
на новое место. Так, что же помогает
распространению астр?
Ученик. Ветер.
Учитель. Правильно, ветер. А сейчас
вы выполните практическое задание № 1, 4, 6 (см.
ниже). Каждое звено соберет по соцветию астры –
так мы не нанесем большого вреда природе.
(Ученики выполняют работу, после чего
собираются около учителя.)
Взгляните себе под ноги, что вы видите?
Ученик. «Носики» – мы их на нос
цепляем.
Учитель. А какому растению они
принадлежат?
Ученик. Клену.
Учитель. Верно, это семена клена.
Они тоже разносятся на большие расстояния от
материнского растения. Как вы думаете с помощью
чего это происходит?
Ученик. С помощью ветра.
Учитель. Правильно. Возьмите
несколько образцов этих плодов для коллекции и
пойдемте к скамеечкам, посидим, посмотрим, что вы
собрали и записали.
Кто скажет, под каким деревом мы сидим?
Ученик. Под акацией.
Учитель. Верно. Обратите внимание
на ее плоды. Они большие, их не перенести ветру.
Как вы думаете, каким способом они
распространяются?
Ученик. Акация разбрасывает
семена.
Учитель. Да, эти семена
разбрасываются. Таким способом распространяются
семена не только акации. (Демонстрирует
коробочку мака на стебле.) Посмотрите, вот
сухая коробочка мака. Я наклоняю стебель и
отпускаю. Видите, мелкие семена с силой
выбрасываются из коробочки. У разных растений
семена разбрасываются с разной силой. Плодики
кислицы, например, разбрасываются на расстояния
до 1,5 м. «Выстреливаются» и плодики фиалок (демонстрирует
фотографии, открытки.) Соберите, пожалуйста, и
эти семена для коллекции.
(Дети собирают семена, а затем собираются возле
учителя.)
Мы получили телеграмму от Незнайки. Он просит
нашей помощи:
«Ребята, помогите отгадать загадку.
Расцветаю всюду смело и порой бывает так, что
вцеплюсь я озверело даже в самых злых собак».
Учитель. Кто же поможет Незнайке
отгадать, что это за растение?
Ученик. Это репей.
Учитель. А почему он цепляется к
собаке?
Ученик. Наверно, чтобы собака
перенесла его в другое место.
Учитель. Верно. В телеграмме
Незнайки говорится о репейнике, который
распространяется с помощью колючек. Семена
растений, которые имеют колючки или шипики,
распространяются животными и человеком.
Пойдемте теперь к речке и постараемся отыскать
такое растение, пользуясь определителем. Теперь
вам надо выполнить задания № 1, 5, 6.
(Ребята выполняют работу, а затем собираются
около учителя.)
Наш маршрут проходит теперь по березовой аллее, в
которой развешены карточки с загадками для
каждого звена. Дальше можно будет идти, только
отгадав эти загадки. (Карточки можно развесить
заранее, во время самостоятельной работы
учащихся.)
Загадки
Загадка для 1-го звена
Синий мундир,
желтая подкладка.
А в середине сладко.
(Слива.)
Загадка для 2-го звена
Когда спело, душисто,
Румяно, золотисто,
Будто медом налилось,
Видно семечки насквозь.
(Яблоко, плоды яблони.)
Загадка для 3-го звена
Телятки гладки,
Привязаны к грядке.
(Огурцы.)
Загадка для 4-го звена
Кафтан на мне зеленый,
Сердце, как кумач.
На вкус, как сахар сладкий,
А весь похож на мяч.
(Арбуз.) |
Учитель. Вы правильно
отгадали растения. А кто из вас знает, как эти
плоды распространяют семена?
Ученик. Я думаю, что эти семена
распространяют человек и животные.
Учитель. Созревшие ярко-красные,
желтые, черные ягоды привлекают животных и
человека. Действительно, семена многих растений
путешествуют в их желудках и при этом успешно
расселяются.
Подумайте, о какой ягоде и способе ее
распространения говорится в следующей загадке.
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. |
Ученик. Это малина.
Учитель. Совершенно верно. О птицах
и других животных мы уже говорили, а вот о роли
человека стоит поговорить подробнее, т.к. именно
человек сыграл большую роль в расселении
растений. Очень много семян культурных растений
перевозилось из одной страны в другую. Так,
подсолнечник и помидоры привезли из Перу,
кукурузу – из Мексики.
Дома вспомните, о чем мы говорили, и заполните
таблицу.
Названия растений |
Дикорастущее,
культурное |
Способ
распространения |
Приспособленность к
распространению |
1. Яблоко |
культурное |
животными, человеком |
толстая семенная
кожура |
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
Вернемся к разговору о сочных
плодах. Подумайте, где в природе вы видели ягоды и
плоды?
Ученик. В саду, лесу, огороде, на
даче.
Учитель. Верно! Вот мы вместе и
будем их искать в школьном саду и на пришкольном
участке.
Здесь мы выполним задания № 1, 2, 3, 6, 7.
Каждое звено имеет карточки-задания и
определители. Выбирайте то растение, которое
есть в определителе, по одному растению на звено.
Ученик. А можно сфотографировать
яблоко или другой крупный плод, его же не
засушишь?
Учитель. Конечно, можно! То, что
тебе интересно по теме «Распространение семян»,
можешь сфотографировать и приложить к отчету.
(Ученики выполняют практическую часть.)
Учитель. Какие выводы вы можете
сделать на основании своих наблюдений?
Ученик. Мы пришли к выводу, что
наиболее характерные приспособления плодов и
семян к распространению ветром – различные
выросты плодовой кожуры: летучки, крылатки,
волоски. Для плодов и семян, распространяемых
животными, характерны приспособления в виде
крючков, шипиков. С помощью животных
распространяются семена со съедобными плодами.
(Если дети затрудняются и ответы разрозненные,
то подвожу их к выводу наводящими вопросами.)
Учитель. Как вы думаете, для чего
семена путешествуют?
Ученик. Чтобы заселить новые места,
чтобы выжить.
Учитель. Каждое растение стремится
освоить большую территорию, чтобы обеспечить
жизнь виду. А скажите, нужно ли человеку знать
сроки созревания плодов и семян, и для чего?
Ученик. Чтобы использовать эти
знания в своей жизни при посадке растений, сборе
урожая.
Учитель. На этом наша экскурсия
окончена, и мы пройдем в школу, где каждое звено
получит форму отчета.
Задания (порядок работы)
1. Соберите плоды для гербария,
определите названия плодов, пользуясь
определительной карточкой «Разнообразие плодов
растений».
2. Найдите сочные плоды, отделите
семена от мякоти.
3. Определите, какое значение имеет
мякоть плода для распространения семян.
4. В плодах крылатках и летучках
найдите семена и определите значение крылышек и
пушинок.
5. В плодах и соплодиях с
прищепками, найдите семена и выясните роль
прищепок.
6. Напишите на этикетках названия
растений, с которых взяты плоды, способ
распространения этих плодов. Плоды, взятые с
разных растений, положите вместе с этикетками в
разные пакеты.
7. Плоды сохраните для коллекции.
8. Сведения, полученные на
экскурсии, запишите в записную книжку.
Форма отчета
1. Составить коллекцию семян с
указанием их способа распространения по образцу
2. Оформить книжки-малютки с
загадками или стихами по теме «Плоды и способы их
распространения».
3. Приложить фотографии растений с
места экскурсии (по возможности).
4. Составить композицию из семян,
отражающую способ их распространения.
Итог
Из работ учащихся (конкурсных) создаем стенд
(рис. 2) об экскурсии (можно съемный) ее можно легко
хранить и удобно обновлять устаревшие элементы. |