I. Организационный этап – 1 мин.
II. Этап постановки целей и задач урока – 1мин.
III. Лекция-24мин.
IV. Фильм -10 мин.
V. Рефлексия. – 2 мин.
VI. Заключительный этап. – 2 мин.Ход урока:
I. Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас обычный урок, но с
довольно необычными формами работы. Я попрошу от вас внимания, внимания
и еще раз внимания.
II. Этап постановки целей и задач урока.
Учитель: НАО является кладовой, в которой хранятся огромные
запасы углеводородного сырья. На территории НАО ведется разработка и
добыча полезных ископаемых как российскими, так и зарубежными
компаниями. Среднегодовой объем добычи углеводородов в НАО составляет 19
мил. тон нефти в год. При этом добыча природного газа почти не
добывается. Меж тем природный газ – топливо будущего, на котором будет
работать мировая экономика 21 века.
Извлекаемые запасы газа на территории округа составляют 523,5 млнм3,
конденсат 21,4 млн. тонн.
Арктика становится ключевой стратегической ресурсной базой России в
21 веке. Для добычи углеводородного сырья необходима электроэнергия,
которая вырабатывается дизельными электростанциями, работающие на
дизельном топливе. Среднее потребление дизельного топлива на выработку 1
кВтч составляет 221 гр. Для выработки необходимого количества энергии
требуется тысячи тони дизельного топлива, которое в основном
доставляется на месторождения в зимний период (по зимнику).
Вместе с нефтью из скважин добывается попутный газ, который
практически весь сжигался на факельных установках. В связи с этим к 2о12
году по государственной программе 95% газа должно использоваться в
промышленности, в частности на газопоршневых и газотурбинных
электростанциях.
Учитель: Что лежит в основе работы электростанции?
Ученик: Генератор
Учитель: Запишем: генератор это устройство, преобразующее
какой-либо вид энергии в электроэнергию. Какое явление используется в
работе генератора?
Ученик: Явление электромагнитной индукции.
Учитель: Каково устройство генератора?
Ученик: Генератор состоит из ротора (подвижной части) и статора
(неподвижной части).
Учитель: Посмотрим на модель генератора.
Основные части индукционного генератора – это подвижный ротор и
неподвижный статор. Насаженный на вал генератора ротор представляет
собой электромагнит, который вращается внутри статора. В пазах статора
уложены проводящие "контур – обмотки”, в которых при вращении ротора
переменное магнитное поле порождает вихревое электрическое поле.
Вследствие чего возникает индукционный ток. Этот ток передается от
генератора во внешнюю цепь.
В генераторе механическая энергия вращения преобразуется в
электрическую энергию. Но чтобы получить механическую энергию нужно
топливо для вращения турбин (поршня). Какие виды топлива вы знаете?
Ученик: Дрова, уголь, ядерное топливо, нефть и газ.
Учитель: В настоящее время самым распространенным видом топлива
является нефть и газ. Естественно, что человек ищет наиболее дешевое
топливо. Что можно для этого сделать?
Ученик: Разработать новые технологии по добыче и переработки
сырья, использования двух разных видов топлива.
Учитель: Примером может послужить, ввод в эксплуатацию нового
энергоцентра на "Тэдинском” месторождении мощностью 10,5 Мегаватт.
Газотурбинные станции " Солар” производства США, работают на газовом
топливе, используя попутный газ. Одной из особенностей этих станций
является двухтопливная система, позволяющая работать как на дизельным,
так и на газовом топливе.
И так произведем расчеты:
1кВтч электроэнергии – 0,35 м3 .
1кВтч электроэнергии – 221 г.
Стоимость дизельного топлива 1т – 25000руб.
Ученик: 0,221* 25000 = 5.525руб
Учитель: Мощность одной турбины – 2600кВтч
Произведем расчет суточной выработки электроэнергии:
Ученик: 2600*24 = 62.400кВтч , тогда месячная выработка
электроэнергии будет
62.400*31 = 1 934 400 кВтч
Учитель: Произведем расчет топлива для выработки данного объема
электроэнергии
Ученик:1 934 400*0,221 = 427,5 тонн
Учитель: Стоимость топлива тогда составит:
Ученик: 427,5 * 25000 = 10. 687т
Учитель: Мы с вами посчитали стоимость топлива 1 турбины, а в
состав энергоцентра входит 3 турбины. И так мы можем сделать вывод о
экономической эффективности использования попутного газа.
Активная экономическая политика НАО способствует значительному
увеличению налоговых поступлений в бюджетную систему Российской
Федерации.
Со времени добычи углеводородного сырья начали активно развивать и
шельфовые зоны. Таким примером является морская ледостойкая стационарная
платформа "ПРИРАЗЛОМНАЯ” первая в мире платформа такого класса.
Она предназначена для разработки приразломного месторождения в
Печерском море в 60км. к с-з от Варандея и в 310км. от г. Нарьян-Мар.
Введение платформы в эксплуатацию оживит экономику региона:
– это и открытие рабочих мест, и востребование транспортной системы,
а так же солидные налоговые отчисления в окружной бюджет.
А сейчас я предлагаю посмотреть фильм "Арктика – стратегия будущего”
Просмотр фильма.
III. Этап обобщения материала
Учитель: Сегодня на уроке вы узнали об экономическом значении
нефтедобывающих компаний в развитии экономики страны. Где и как
используются различные виды топлива. Устройство генератора и значение
ресурсной базы РФ.
IV. Рефлексия.
Учитель: Наш урок подходит к завершению. Хотелось бы услышать
ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не
понравилось, чем бы хотелось заняться еще. Для этого, пожалуйста,
поднимите ваши руки. Кому было интересно на уроке, легко справились с
заданием – поднимают обе руки. Кто испытывал затруднения, но тоже
справился с заданием – поднимают одну руку.
V. Заключительный этап.
Учитель:
Спасибо всем нам за урок, а теперь давайте подведем итоги вашей
работы на сегодняшнем уроке. |