образовательные: сформировать
представление о реке и её частях; речной системе
и её элементах; развивающие: продолжить
формирование умений работать с географической
картой, составлять описание географического
объекта – реки; умения выделять главное в
изучаемом материале; способствовать развитию
общенаучных навыков и умений: анализировать,
обобщать, делать выводы;
воспитательные: развивать познавательный
интерес к предмету; продолжить формирование
нравственных качеств, сотрудничества и
взаимопомощи; использовать материал урока для
воспитания любви к родному краю, бережного
отношения к природе.
Оборудование: учебник география для 6 класса,
атлас для 6 класса, контурные карты для 6 класса,
физическая карта мира и физическая карта России,
интерактивная карта России, компьютер, проектор.
Жетоны учащимся, которые они получают за полные
правильные ответы.
Тип урока: изучение нового
материала. В содержание урока включен материал
основного (базового) обучения – региональный
компонент.
Вид урока: бинарный урок –
урок-путешествие.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап. Приветствие. Проверка
готовности к уроку. Организация внимания.
2. Актуализация опорных знаний, подготовка к
восприятию материала
Учитель географии.
Наш мир, в котором мы живем,
устроен очень гармонично. Все в нем
взаимосвязано. Сегодня мы попробуем объединить
два таких разных, на первый взгляд, предмета, как
география и литература. Темой нашего урока будет
географический объект, о котором сложено немало
загадок. Отгадайте их:
- Течёт, течёт – не вытечет; бежит, бежит – не
выбежит.
- Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
– О каком объекте гидросферы идет речь? О реке.
Откройте тетради и запишите тему урока: Реки.
3. Изучение нового материала.
3.1. Значение рек.
Если можно встретить человека, который не видел
океан или ни разу не был на море, то о реке такого
сказать нельзя. Реку видел каждый из нас.
Вопрос: Какую роль играют реки в
жизни человека? Ответы учащихся. За правильные
ответы учащиеся получают жетоны.
История человечества неразрывно связана с
природой и особенно с одним из важнейших ее даров
– водой. Человек пользовался реками как удобными
путями, они поили своими водами поля и сады,
давали свет и тепло. На берегах рек создавались и
развивались крупные города, происходили
кровопролитные битвы.
Вывод: реки играют важную роль в жизни человека
и природы.
Учитель литературы:
Красота рек восхищала многих
художников, писателей, поэтов на создание своих
произведений. Например, знаменитый русский поэт
Некрасов посвятил вот такие строки реке Волга.
О, Волга!... колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я?
А.П.Чехов посвятил такие строки могучей
сибирской реке Енисей.
"Я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай
Волга нарядная, скромная, грустная красавица,
зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который
не знает, куда девать свои силы и молодость…”
Вопрос классу: Какие стихи вы знаете, которые
были посвящены реке?
Река!
Из чащи вырастая,
Немая, светлая, густая,
Как бы литая из стекла,
Едва текла.
Свое пружинистое тело,
Закутав в мягкие леса,
Она белела и алела,
И отражала небеса.
Пора разливов миновала,
Река ничем не выдавала,
Что целый мир
В глубинах вод
Она несет.
В. Павлинов.
3.2. Строение реки.
Учитель географии: Разные чувства вызывали
реки у поэтов, писателей, художников. А мы
попробуем дать научное определение реке?
Что такое река? (выслушиваются ответы детей и
делается вывод).
Ответы уч-ся: это естественный водный поток,
текущий в определенном направлении в
выработанном им русле. Важные признаки:
естественный поток, а не созданный руками
человека, течет в заданном природой направлении
и углублении.
Река – это поток воды, текущий в
выработанном им углублении – русле реки. (Запись
в тетради).
"Исток реки”
– А откуда река может брать свое
начало? (Одна река вытекает из озера, другая из
болота, третья из родника, четвертая начинается в
горах). Начало реки это исток.
"Устье реки”
– Куда впадают реки (Река впадает в
море, озеро или другую реку). Конец реки
называют устьем.
"Строение реки”.
Каждая река состоит из истока, устья,
русла. Река течет по уклону земной поверхности:
её начало всегда расположено выше, чем окончание.
Зарисуйте и подпишите основные части реки.
Дайте определения терминов: исток,
приток, устье, русло.
Исток – начало реки.
Устье – конец реки.
Приток – река (водоток), впадающая в другую реку
Русло реки – это углубление, в котором река
течет.
Вопрос: Сколько рек на земле? На
Земле почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину
более 1000 км.
Задание: Используя атлас стр. 32
назовите крупнейшие реки мира и определите, на
каких материках они располагаются? Как на карте
обозначаются реки? На карте реки обозначаются
извилистой линией синего цвета. А пунктирной
линией? (пересыхающие реки). Учитель показывает
реки на карте.
Задание: Определите по карте стр.14–
15, где находится исток реки Амазонка (в горах
Анды), Инд (Гималаи). Где находится устье реки
Амазонка (Атлантический океан), Нил (Средиземное
море), Миссисипи (Мексиканский залив), Янцзы
(Желтое море).
Вопрос: Сколько рек в России? А в России
насчитывается около 2,5 млн. рек и крупных ручьев.
Задание: Найдите в атласе на карте
России с.16 – 17 крупнейшие реки. Назовите их,
определите их притоки.
Учитель показывает реки на карте.
Крупными реками являются: Енисей с Ангарой, Обь с
Иртышом, Лена, Амур, Волга, Печора, Северная Двина.
Мезень и др.
Иногда река начинается от слияния двух
рек. Например, Обь при слиянии двух рек Бии и
Катуни, река Амур при слиянии рек Шилки и Аргуни.
Вопрос: Каким притоком – правым или
левым – является Иртыш для Оби, Ангара для
Енисея? (версии ребят)
Ответ: чтобы узнать, каким
притоком является, нужно встать лицом к устью
главной реки (вниз по течению), если приток
впадает в главную реку справа значит он правый,
если слева, то он левый.
Расстояние от истока до устья
называется длиной реки. Самая длинная река мира
– Нил.
Учитель литературы: Литературная пауза. По
четверостишиям определите, о каких реках нашей
страны идет речь, используя карту России, стр.16-17.
1.Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река. Палькин.
2. (Терек) ОН воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид,
И приветливо ласкаясь
Морю Каспию журчит. М. Ю. Лермонтов.
3. Коварная, лихая, сумасбродная,
Родная дочь Байкала – старика
Ты по тайге меж гор течёшь, свободная
Могучая сибирская река.
Какой реке посвятил стихи Молчанов-Сибирский?
Притоком какой реки она является?
4. Поэт Кокарев посвятил стихи реке.
Тебе кипучее начало
Дано вершинами Саян,
Недаром гордо, величаво
Ты мчишься в грозный океан.
Какая это река? В какой океан она мчит свои воды?
5. В своих стихах А. Чепуров так описывает свою
встречу с этой рекой:
Ошеломлён огромностью потока
Я спрашивал у неба и земли
"Какие силы Дальнего Востока
Такое диво сотворить могли?”
И свой ответ они не задержали
С большой горы, где лес и камень хмур
Аргунь и Шилка – две реки сбежали.
Назовите, какая река образуется при слиянии
Шилки и Аргуни?
Учитель географии:
Слайд 8 Какая река расположена вблизи нашего
населенного пункта? Кто из Вас знает, куда
впадает она? Где начинается? (Река Москва. Она
вытекает из Старьковского болота, иногда его
называют "Москворецкой лужей” и впадает в реку
Оку. А Ока впадает в Волгу. Следовательно, мы
живём в бассейне реки Волга).
3.3. Анализ стихотворений, посвященных
Волге.
Учитель литературы: Волга – это символ и
любовь России; народ ласково называет реку
"Волга-Матушка”. Свою любовь к Волге выразили в
своих произведениях великие писатели и поэты. –
Вот как описывает Волгу Николай Алексеевич
Некрасов в своём стихотворении "На Волге”
(отрывки):
О Волга! Колыбель моя!
Любит ли кто тебя, как я?
Один по утренним зарям,
Когда ещё всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По тёмно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Н. Палькин.
"Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.
Светлый дом, как девичья светёлка,
Тёплый вечер, сумрачная ель.
Стойте, люди! Здесь родилась Волга!
Здесь её и дом, и колыбель”.
Задание: Какими изобразительно-выразительными средствами можно дать
определение Волге? Ответ учащихся: Эту реку нашей
Родины называют "красавицей”, "матушкой”,
"колыбелью”, "главной улицей России”. Все эти
эпитеты заслужены великой рекой – самой длинной
и многоводной в Европе. Бассейн её занимает
третью часть Восточно-Европейской равнины.
Учитель географии:
Группа учащихся нашего класса совершила
виртуальное путешествие по Волге и составила
отчет который предлагает нашему вниманию.
Презентация "Путешествие по Волге”
Отчет учащихся: Наше путешествие по Волге
началось от её истока.
Исток Волги находится на Валдайской
возвышенности, расположенной к северо-западу от
Москвы. У села Волговерховье Тверской области из
небольшого болотца пробивается родник, дающий
начало Волге. Здесь стоят сруб и часовня. На арке
есть название: "Исток великой русской реки
Волги”. Ученик показывает исток реки на карте.
В самом начале пути река часто пробивается
сквозь массивы горных пород, пересекая
возвышенности, чтобы проложить себе путь к
Каспийскому морю. Ученик показывает устье реки
на карте.
Но затем пороги исчезают, и Волга, разлившись
широко, становится почти судоходной: медленно и
величественно несет свои воды дальше на восток.
О Волге
Не приметен ничем, не широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает еще ручеек,
Что его впереди ожидает.
Сколько верст ему надо пройти,
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольется в пути,
Сколько чаек над ним закружится.
Сколько долгих минует годов,
Сколько волн разойдется кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.
Николай Якушев
На берегах Волги раскинулись 67 городов. В
некоторых из них мы сделали остановки.
Остановка: Ярославль. 1000 лет назад, в 1010 году,
ростовский князь Ярослав Мудрый, стремясь
обезопасить подступы к одному из крупнейший
городов Руси – Ростову Великому, основал здесь
город-крепость и назвал его своим именем–
Ярославль. Он на 150 лет старше Москвы. Этот город
дал стране первый автомобиль.
У Волги двести притоков, хотя в неё несут свои
воды 7000 рек. Самые крупные из притоков – Ока и
Кама. Ученик показывает притоки реки на карте.
Остановка: Москва. Первое летописное
упоминание о Москве как поселении относится к 1147
году. Этот год и считается годом основания
города. Основателем Москвы является суздальский
князь Юрий Владимирович Долгорукий. В настоящее
время Москва – один из крупнейших городов мира.
На месте впадения Оки в Волгу построен город
Нижний Новгород.
Остановка: Нижний Новгород. Это один из
старинных русских городов. Нижний Новгород
–третий по численности населения город в России,
основан в XIII. Его расположение у слияния Оки с
Волгой способствовало развитию промышленности и
торговли. Визитная карточка города – кремль и
живописный мыс Стрелка, где Ока сливается с
Волгой.
От Казани и после слияния с Камой река круто
поворачивает к югу.
Остановка: Казань. Столица Татарстана. Была
основана в 12 веке как крепость и торговый центр.
Это крупный промышленный центр и главный центр
татарской культуры в России. Она поставляет
турбохолодильные и электронно-вычислительные
машины, компрессоры, синтетический каучук,
полиэтилен, кинофотопленку, изделия бытовой
химии и т.д. В этом городе родился Ф.И. Шаляпин.
На пути реки к югу стоит массив Жигулевских гор,
и Волга образует здесь Самарскую Луку – крутую
огромную излучину. Слева можно увидеть шапку
Царева кургана, а справа — гору Серную.
Остановка: Самара. Для охраны границ
государства от набегов кочевников была
построена крепость Самара – в 1586 год.
В 21 км выше Волгограда от реки отделяется левый
рукав – Ахтуба (длиной более 500 км), которая течёт
параллельно основному руслу. Обширное
пространство между Волгой и Ахтубой, называется
Волго-Ахтубинской поймой.
Остановка: Волгоград. Этот старинный город
(до 1925 г. — Царицын, затем Сталинград) был основан
в 1589 году как сторожевая крепость при впадении
реки Царица в Волгу. "За Волгой земли нет!”,
таким был девиз защитников Сталинграда, когда в
1942 году немцы предполагали пересечь Волгу именно
в районе этого города. 200 дней продолжалась
Сталинградская битва.
Наши бойцы выстояли. В нынешнем Волгограде о
сражениях Великой Отечественной войны
напоминает величественный Мамаев курган и
символическая скульптура Родины-матери.
В 46 км к северу от Астрахани Волга распадается
на 500 рукавов, протоков и мелких речек, образуя
дельту.
Наше путешествие приближается к концу.
Последняя остановка.
Остановка: Астрахань. Её
достопримечательность – пятиглавый Успенский
собор, построенный в петровские времена с белым
кремлем. Современный город – это город моряков,
корабелов, рыбаков. Город расположен на 11
островах.
Волга очень нуждается в охране. Поэтому в месте
впадения Волги в море создан Астраханский
заповедник.
Здесь можно увидеть: лебедей, гусей, розовых
пеликанов, др. А цапли в заповеднике – всех
расцветок и размеров, какие есть в мире: большие и
малые, серые, рыжие, желтые и даже ночные.
Астраханский заповедник – это место, где растет
такое редкое растение, как лотос. Людей издавна
изумляла красота лотоса, его крупный (до 30 см
диаметром) цветок с нежными ярко-розовыми
лепестками. Лотос занесен в Красную книгу.
Учитель географии: Заслушав интересный
отчет, мы с Вами совершили увлекательное
путешествие по Волге и по городам, расположенных
на ней. Территория, с которой стекают в реку
поверхностные и подземные воды называют
бассейном реки.
Определите, откуда в реку стекают воды? Ответ: С
Урала, Восточно-Европейской равнины. Очертания
бассейна реки имеет вид дерева: ветвистую крону,
которого составляют притоки Верхней Волги,
Нижняя же Волга, имеющая небольшие притоки,
образует ствол дерева.
Практическая работа на интерактивной
доске с использованием интерактивной карты.
Давайте найдём на интерактивной физической
карте России реки Волга, Обь, Лена и Енисей. (На
карте включены только следующие слои: названия
водных объектов, градусная сеть, реки и озёра).
Обозначим на ней бассейн реки Волга. На контурной
карте России выполнить задание. Инструктивная
карточка для выполнения задания на контурной
карте:
- Найти и подписать реку Волга. Название реки
подписываем у истока и устья реки.
- Найти и подписать притоки – р.Ока, р.Кама.
- Обвести бассейн реки Волга.
- Подписать города, о которых узнали во время
путешествия.
4. Рефлексия (повторение). Написание
синквейна.
5. Подведение итогов и результатов урока.
Подсчет жетонов, которые набрали учащиеся,
выставление оценок.
И завершить наш урок хочу словами:
Когда-то выбежала Волга
Послушать голос ветерка,
Сбежать с Валдая ненадолго
А получилось – навека.
Волга – это не просто река, это история, поэзия,
музыка, культура и любовь всей России.
6. Домашнее задание. параграф 30. п 1.2. доделать
контурную карту.
|