Цели и задачи:
- повторить, обобщить и проверить знания и умения
учащихся по теме "Давление. Плавание тел”;
- развить представления учащихся о способах
определения давления, применении явлений,
связанных с давлением тел;
- усвоить и закрепить навыки работы с законами
Паскаля и Архимеда; отработать умение находить
выталкивающую силу в любых ситуациях;
- научиться самостоятельно готовить и проводить
физический эксперимент;
- повторить основные физические величины и
единицы их измерения;
- развить навыки применения полученных знаний в
новых ситуациях;
- развить и закрепить знания учащихся об условиях
плавания тел и обобщить эти знания на процессы
воздухоплавания;
- развивать навыки самостоятельности при решении
задач;
- прививать интерес учащихся к изучаемым темам и
предмету;
- познакомиться с навыками работы с
дополнительной литературой.
Материалы и Вакуумный насос; магдебурские
полушария, воздушный шарик, оборудование:
мыльные пузыри, воронка с полиэтиленом.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Проведение зачета в форме соревнования
команд. (Учащиеся класса разбиваются на 4
команды и готовятся в течение 2-х недель).
Представление команд, защита названия и
эмблемы. (Домашняя заготовка: участники
выбирают название команды, готовят эмблему.)
Задание 1 Физический диктант на 2 варианта
(каждая работа, выполненная на оценку "4” или
"5” приносит команде по 1 дополнительному баллу;
работы, выполненные на оценку "2” отнимают у
команды по 1 баллу).
(Бланк ответов дан в приложении)
Вопросы 1 варианту: |
Вопросы 2 варианту: |
1. Как называется прибор для измерения
атмосферного давления ? |
1. Как называется прибор для измерения
давления, большего или меньшего, чем атмосферное
давление? |
2. На тело, погруженное в жидкость или
газ, действует сила, которая называется … |
2. Величина, характеризующая действие
силы, приложенной к определенной поверхности,
называется… |
3. Как передается давление производимое
на газы? |
3. Как передается давление производимое
на твердые тела? |
4. За единицу атмосферного давления
принята величина равная … |
4. Нормальным атмосферным давлением
считается величина равная… |
5. Как называют устройства состоящие из
2-х или более сосудов, соединенных вместе? |
5. Как называют устройства позволяющие
получать выигрыш в силе? |
6. От каких физических величин зависит
давление производимое на дно сосуда? |
6. От каких физических величин зависит
давление газа на стенки сосуда? |
7. Записать формулу закона Архимеда. |
7. Записать формулу для вычисления
давления жидкости на дно сосуда. |
8. Записать формулу для расчета выигрыша
в силе, даваемого прессом |
8. Записать формулу для расчета высоты
уровней разнородных жидкостей в сообщающихся
сосудах |
9. Записать формулу для вычисления силы
давления |
9. Записать формулу для определения
давления тела на поверхность опоры |
10. Перечислить условия плавания тел
(сравнить силу тяжести и выталкивающую силу) |
10. Перечислить условия плавания тел
(сравнить плотность тела и плотность жидкости) |
Задание 2 Выполнить практическую работу
по определению силы давления, производимого
атмосферой
(правильно выполненное задание оценивается в 3
балла)
для 1-й команды на поверхность крышки
парты;
для 2-й команды на поверхность обложки
учебника;
для 3-й команды на поверхность
тетрадного листа;
для 4-й команды на поверхность
фотографии размером 10 х 15 см.
Атмосферное давление учащиеся должны
определить по одному из приборов на
демонстрационном столе.
Задание 3 (домашняя заготовка) Конкурс
загадок по теме "Давление, плавание тел”
Участники команд поочередно загадывают
загадки своим соперникам (каждый правильный
ответ оценивается в 1 балл).
Задание 4 Решение задач на скорость (за 5
минут)
Каждый участник получает индивидуальную
карточку с задачами. Для каждой команды даются
справочные таблицы "Плотности веществ”.
(Правильно решенная задача оценивается в 5
баллов).
№ 1.
1 |
Какой силой можно удерживать в воде
стальной рельс объемом 0,7м3? |
2 |
Вычислить давление столба керосина
высотой 30 см на дно сосуда. |
3 |
Вес фарфорового изделия в воздухе равен
23Н, а в воде 13Н. Определите плотность фарфора. |
4 |
Определить вес в масле фарфорового
изолятора объёмом 410 см3. |
5 |
Вычислить давление производимое
бегемотом массо1 1,5 т на поверхность суши
площадью 0,7 м2. |
№ 2.
1 |
Определите выталкивающую силу,
действующую на камень объемом 0,5м3,
находящийся в воде. |
2 |
На какой глубине давление морской воды
составляет 50 МПа ? |
3 |
С какой силой выталкивается кусок
дерева массой 800г при его полном погружении в
воду? |
4 |
В дне сосуда имеется пробка площадью 4
см2. С какой силой на эту пробку действует
вода, налитая в сосуд, если глубина, на которой
находится пробка, составляет 0,6 м ? |
5 |
Вычислить давление ртути высотой 40 см
на дно сосуда. |
№ 3.
1 |
Какая выталкивающая сила действует на
тело, если его вес в воздухе равен 170Н, а в воде 150Н? |
2 |
Объём шарика 25 см3. Определить
выталкивающую силу, действующую на этот шарик в
морской воде. |
3 |
Чугунный шар объемом 1 дм3
опустили в жидкость. Его вес уменьшился на 8,9 Н. В
какой жидкости находится шар? |
4 |
Какова глубина залегания пробки в дне
сосуда с водой, если на пробку площадью 15 см2
со стороны воды действует сила 150 Н |
5 |
Какое давление производит слон массой 3
т, если площадь одной его ступни равна 1000 см2
? |
№ 4.
1 |
Вычислите выталкивающую силу,
действующую на пузырек воздуха в воде, если его
объем 25 см3. |
2 |
Какая выталкивающая сила действует на
деталь объёмом 1,5 дм3, помещенную для
промывки в керосин? |
3 |
Вес алюминиевой шайбы объемом 50 см3,
погруженной в жидкость, уменьшился на 0,38 Н. В
какую жидкость погрузили шар? |
4 |
Какова плотность жидкости, если на
пробку площадью 10 см2, закрывающую
отверстие в дне сосуда на глубине 1,3 м, действует
сила 13 Н ? |
5 |
Какое давление оказывает тело массой 500
г на поверхность площадью 100 см2? |
№ 5.
1 |
Архимедова сила, действующая на
закрытую крышкой банку, равна 21 Н, а сила ее
тяжести – 23 Н. Вычислите вес банки в воде. |
2 |
Определить выталкивающую силу,
действующую на игрушку объёмом 170 см3,
полностью погруженную в воду. |
3 |
Какой объем молока вытесняет
алюминиевый черпак, упавший в бидон, если вес
черпака уменьшился на 2,1 Н? |
4 |
С какой силой давит атмосфера на
горизонтальную поверхность площадью 100 см2
? Давление атмосферы нормальное. |
5 |
Какой выигрыш в силе дает
гидравлический пресс площади поршней которого
равны 10 см2 и 500 см2 |
№ 6.
1 |
Вычислите вес акваланга в воде, если его
сила тяжести 140 Н, а архимедова сила 72 Н. |
2 |
Архимедова сила, действующая на
теннисный мячик, целиком погруженный в воду,
равна 3 Н, а сила тяжести мячика – 1 Н. Вычислите
подъемную силу этого мячика в воде. |
3 |
Вес детали, опущенной в масло,
уменьшается на 230 Н. Определите объем детали. |
4 |
Какова площадь горизонтальной
поверхности, на которую атмосфера действует с
силой 151,95 Н? Давление атмосферы нормальное. |
5 |
Какой выигрыш в силе дает
гидравлический пресс с площадью малого поршня 5
см2 и большого – 600 см2 |
№ 7.
1 |
Рыба карп вытесняет 500 см3 воды.
Найти выталкивающую силу, действующую на рыбу. |
2 |
Вычислите подъемную силу бревна в воде,
если его сила тяжести равна 450 Н, а архимедова
сила при полном погружении – 700 Н. |
3 |
Определить объём стальной детали,
погруженной в керосин, если её вес уменьшился на
0,22 кН. |
4 |
При спуске самолета показания
барометра-анероида увеличились на 2666,6 Па. На
сколько метров снизился самолёт ? |
5 |
Какой выигрыш в силе дает
гидравлический пресс площадь малого поршня
которого составляет 10 см2, а большого 220 см2? |
Задание 5 Найти в тексте ошибки и исправить их:
(за каждую, найденную ошибку команда получает по 1
баллу – время выполнения задания не более 3
минут).
"Благодаря тому, что Блез Паскаль открыл в 12
веке действие толкающей силы на тела,
погруженные в жидкость, стало понятным, почему
некоторые тела всплывают в воде, а некоторые
тонут: те, на которые действует толкающая сила,
всплывают, а те, на которые она не действует,
тонут. Оказалось, что у всплывающих тел плотность
вещества больше плотности жидкости.”
Задание 6 За 1 минуту ответить на вопросы
словами "ДА” или "НЕТ”.
1. |
Железный и деревянный шары равных
объёмов бросили в воду. На оба эти шары действуют
одинаковые выталкивающие силы |
|
2. |
Если сила тяжести, действующая на
погруженное в жидкость тело, больше архимедовой
силы, то тело всплывает |
|
3. |
Тело плавает в пресной воде, полностью
погрузившись в неё. Если тело поместить в спирт,
то оно останется в равновесии |
|
4. |
При переходе корабля из раки в море
его осадка уменьшается |
|
5. |
Железный и деревянный шары равных
масс бросили в воду. На оба эти шары действуют
одинаковые выталкивающие силы |
|
6. |
Если плотность тела равна плотности
жидкости в которой оно находится, то тело будет
плавать внутри жидкости |
|
7. |
Если сила тяжести, действующая на
погруженное в жидкость тело, меньше архимедовой
силы, то тело всплывает |
|
8. |
При переходе корабля из раки в море
его осадка увеличивается |
|
9. |
Железный и деревянный шары равных
объёмов бросили в воду. На железный шар действует
большая выталкивающая сила |
|
10. |
Если плотность тела равна плотности
жидкости в которой оно находится, то тело утонет
в этой жидкости |
|
11. |
Тело плавает в пресной воде, полностью
погрузившись в неё. Если тело поместить в спирт,
то оно утонет |
|
12. |
Железный и деревянный шары равных
масс бросили в воду. На деревянный шар действует
большая выталкивающая сила |
|
13. |
Сила Архимеда зависит от объёма
жидкости |
|
14. |
Если сила тяжести, действующая на
погруженное в жидкость тело, равна архимедовой
силе, то тело находится в равновесии |
|
15. |
Тело плавает в пресной воде, полностью
погрузившись в неё. Если тело поместить в спирт,
то оно всплывёт |
|
16. |
Железный и деревянный шары равных
объёмов бросили в воду. На оба эти шары действуют
разные выталкивающие силы |
|
17. |
Если лёд, плавающие в воде полностью
растает, то объём воды увеличится |
|
18. |
Если плотность тела равна плотности
жидкости в которой оно находится, то тело
всплывает на поверхность жидкости |
|
19. |
Если лёд, плавающий в воде полностью
растает, то объём воды уменьшится |
|
20. |
Сила Архимеда зависит от плотности
жидкости |
|
Задание 7 (домашняя заготовка). Конкурс
капитанов.
Капитаны команд показывают опыт и просят
другую команду объяснить увиденное.
Например:
- артизианский водолаз;
- стакан с водой накрыть листом бумаги и
перевернуть;
- в стакан с водой опустить картофелину, она
утонет, долить сильно солёной воды – картофель
всплывет;
- магдебурские полушария;
- на модели фонтана принцип его действия;
- мыльные пузыри;
Задание 8 Конкурс Э Р У Д И Т О В.
(Вызываются по 3 участника от каждой команды)
- Объяснить принцип работы прибора,
изображенного на рисунке.
- Перечислить физические величины от которых
зависит архимедова сила. Подтвердить фактами или
формулой.
- Что происходит с воздухом в комнате при его
подогреве? Почему?
- Перечислить физические величины от которых не
зависит архимедова сила. Подтвердить фактами или
формулой.
- В какой воде (морской или речной) легче плавать
и почему?
- Почему если стальной лист положить на
поверхность воды, то он утонет, а стальные
корабли не тонут?
- Собака легко перетаскивает утопающего в воде,
однако на берегу она не может сдвинуть его с
места. Почему ?
- Как изменяется давление газа при изменении его
плотности? Почему?
- Измеряя массу тел весами, мы должны вносить
поправку на действие в воздухе архимедовой силы.
Почему мы этого не делаем?
- Почему жир в супе всплывает на поверхность?
- Почему приходиться прилагать огромное усилие,
чтобы вытащить ногу, увязшую в глине или в болоте
?
Задание 9 Конкурс кроссвордов.
(домашняя заготовка – кроссворд составляют
участники команд по физическим понятиям из темы
"Давление. Сила Архимеда. Плавание тел”.
Количество слов в кроссворде 10 - 12).
(За каждое отгаданное слово команда получает по
1 баллу)
4. Подведение итогов и награждение
победителей.
|