Урок-игра по теме: «Млекопитающие»
Задачи урока: обобщить и
систематизировать знания учащихся об
особенностях строения высокоорганизованных
позвоночных животных – млекопитающих, проверить
умение выделять признаки приспособленности
млекопитающих к условиям обитания.
Оборудование: учебные таблицы по
теме, карточки с заданиями.
Первый рубеж «Работа с терминами»
Впиши термины вместо пропусков.
Карточка 1
. . . . . – пузыревидные выпячивания в легких на
концах бронхов.
. . . . . – мышечная перегородка, отделяющая грудную
полость от брюшной.
. . . . . – кровеносные сосуды, несущие кровь от
органов и тканей к сердцу.
. . . . . – конусовидные однокорневые зубы.
. . . . . – отряд водных млекопитающих. |
Карточка 2
. . . . . – то же, что млекопитающие.
. . . . . – третий отдел многокамерного желудка
жвачных животных.
. . . . . – мешковидный орган женской половой
системы.
. . . . . – отряд млекопитающих, примитивных
животных.
. . . . . – кровеносные сосуды, несущие кровь от
сердца к органам, тканям. |
Карточка 3
. . . . . – отряд млекопитающих, имеющих по четыре
или два пальца на ноге, покрытые копытами.
. . . . . – животные, способные регулировать
температуру тела.
. . . . . – последний отдел сложного желудка жвачных
животных.
. . . . . – отряд высших млекопитающих.
. . . . . – орган, осуществляющий связь между
организмом матери и зародышем в период
внутриутробного развития. |
Карточка 4
. . . . . – группа яйцекладущих млекопитающих.
. . . . . – передние однокоренные зубы, имеющие
долотообразную форму с острым режущим краем.
. . . . . – периодическая смена наружных кожных
покровов.
. . . . . – отряд млекопитающих, передние конечности
которых превращены в крылья.
. . . . . – слуховая косточка среднего уха
млекопитающих. |
Карточка 5
. . . . . – одна из слуховых косточек
среднего уха.
. . . . . – отряд млекопитающих, на ногах которых
развит третий палец.
. . . . . – второй отдел желудка у жвачных животных.
. . . . . – начальный отдел камерного желудка
жвачных.
. . . . . – высшие живородящие звери. |
Карточка 6
. . . . . . . . . . . . . . . – слой серого вещества,
покрывающий полушария большого мозга
млекопитающих.
. . . . . – слуховая косточка среднего уха
млекопитающих.
. . . . . – мышечная перегородка, отделяющая брюшную
полость от грудной.
. . . . . – мешковидный орган женской половой
системы.
. . . . . – последний отдел сложного желудка жвачных
животных. |
Второй рубеж «Третий лишний»
Определи, кто лишний в ряду и объясни
свой ответ.
Карточка 1
Ушан – полевка – вечерница Ответ
:
Белка – выхухоль – еж Ответ
: |
Карточка 2
Павиан – горилла – шимпанзе Ответ
:
Лось – кулан – жираф Ответ
: |
Карточка 3
Котик – афалина – сивуч Ответ
:
Ласка – песец – соболь Ответ
: |
Третий рубеж «Закончи фразу»
Заполни пропуски.
Карточка 1
1. В черепе млекопитающих наиболее развит . . . . .
отдел.
2. У жирафа и слона . . . . . шейных позвонков.
3. В яичниках развиваются . . . . .. |
Карточка 2
1. В позвоночнике млекопитающих выделяют . . . . .
отделов.
2. Пояс передних конечностей состоит из . . . . . и . . .
. ..
3. Детеныши белок, кроликов, мышей рождаются . . . . .,
. . . . ., . . . . . . |
Карточка 3
1. Оплодотворение у млекопитающих . . . . ..
2. Зубы обычно подразделяются на . . . . ., . . . . ., . . .
.
..
3. Питание зародыша у настоящих зверей происходит
через . . . . .. |
Карточка 4
1. У большинства млекопитающих . . . . .
температура тела.
2. Землеройки, кроты, ежи относятся к отряду . . . . . .
3. В основе селекции домашних животных лежит . . . . .
отбор. |
Карточка 5
1. Оболочка зародыша
вместе со стенками
матки образует . . . . . .
2. Скелет передних конечностей состоит из . . . . ., . .
. . ., . . . . ..
3. У всех млекопитающих . . . . . сердце.
Карточка 6
1. Покровы большинства млекопитающих
покрыты . . . . ..
2. Передний мозг млекопитающих покрыт . .
. . ..
3. У млекопитающих хорошо развит такой,
например, инстинкт, как . . . . .. |
Четвертый рубеж «Объясни»
Карточка 1
Почему жвачные животные не задерживаются долго
на пастбищах?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________ |
Карточка 2
Как изменялись органы дыхания от рыб к
млекопитающим?
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________ |
Карточка 3
Как изменялось строение кровеносной системы от
рыб к млекопитающим?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ |
Карточка 4
Как изменялось строение нервной системы от рыб
к млекопитающим?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ |
Карточка 5
Как изменялось строение сердца от рыб к
млекопитающим?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ |
Карточка 6
Какие признаки и особенности поведения обезьян
позволяют считать их предками человека?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ |
Пятый рубеж «Сделай надписи»
Карточка 1
Подпишите названия указанных отделов и костей
поясов и свободных конечностей скелета собаки.
1. _______________ 2.
_______________ 3.
_______________ 4.
_______________ 5.
_______________ 6.
_______________ 7.
_______________ 8.
_______________ 9.
_______________ |
Карточка 2
Подпишите названия отделов головного мозга
собаки.
1. _______________ 2.
_______________ 3.
_______________ 4.
_______________ 5.
_______________
|
Карточка 3
Укажите, что обозначено на рисунке цифрами.
1. _______________ 2.
_______________ 3.
_______________ 4.
_______________ 5.
_______________
|
Карточка 4
Укажите, что обозначено на рисунке цифрами.
1. _______________ 2.
_______________ 3.
_______________ 4.
_______________ 5.
_______________ |
Карточка 5
Укажите, что обозначено на рисунке цифрами.
1. _______________ 2.
_______________
3. _______________ 4.
_______________ 5.
_______________ 6.
_______________ 7.
_______________ 8.
_______________ 9.
_______________ 10.
_______________ 11.
_______________ 12.
_______________ 13.
_______________ 14.
_______________ 15.
_______________ |
Ответы:
Первый рубеж «Работа с терминами»
Карточка 1. Альвеолы; диафрагма; вены;
клыки; ластоногие.
Карточка 2. Звери; книжка; матка;
насекомоядные; артерии.
Карточка 3. Парнокопытные;
теплокровные; сычуг; приматы; плацента.
Карточка 4. Первозвери; резцы; линька;
рукокрылые; молоточек.
Карточка 5. Стремечко; непарнокопытные;
сетка; рубец; плацентарные.
Карточка 6. Кора больших полушарий;
наковальня; диафрагма; матка; сычуг.
Второй рубеж «Третий лишний»
Карточка 1. Полевка относится к ряду
грызунов, а ушан и вечерница – к отряду
рукокрылых.
Карточка 2. Белка относится к отряду
грызунов, а выхухоль и еж – к отряду
насекомоядных.
Карточка 3. Павиан относится к
семейству мартышковых, а горилла и шимпанзе – к
семейству человекообразных обезьян.
Карточка 4. Кулан относится к отряду
непарнокопытных, а лось и жираф – к отряду
парнокопытных.
Карточка 5. Афалина относится к отряду
китообразных, котик и сивуч – к отряду
ластоногих.
Карточка 6. Песец относится к семейству
волчьих, а ласка и соболь – к семейству куньих.
Третий рубеж «Закончи фразу»
Карточка 1. Мозговой; семь; яйцеклетки.
Карточка 2. Пять; лопаток и ключиц;
беспомощными, голыми, слепыми.
Карточка 3. Внутреннее; резцы, клыки,
коренные; через плаценту.
Карточка 4. Постоянная, высокая;
насекомоядных; искусственный отбор.
Карточка 5. Плаценту; бедра, голени,
стопы; четырехкамерное.
Карточка 6. Шерстью; корой; забота о
потомстве.
|