Цели:
- повторить и обобщить полученные знания по
изученному материалу по теме "Первоначальные
сведения о строении вещества";
- повысить интерес к изучению физики;
- воспитать чувства товарищества и
взаимовыручки;
- расширить кругозор учащихся
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, экран, презентация к
игре.
Оборудование для лабораторной работы:
линейки, проволока разного диаметра, карандаши,
амперметр, вольтметр, ваттметр.
Ход игры
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались для
того ,чтобы поучаствовать в игре "Первые шаги по
дороге в мир физики". И наше мероприятие
проходит в очень знаменательный для всего
ученого мира год. Вам всем хорошо известно, что 2011
год - это год 300-летия гениального русского
ученого М. В. Ломоносова. И сегодня мы не можем не
вспомнить о его могучем, многогранном,
самобытном таланте, который коснулся всех сторон
науки и культуры своего времени. То, что сделал
Ломоносов много раз более чем достаточно для
вечной славы нашего замечательного
соотечественника.
Ломоносов принадлежит не только истории. Его
имя и деяния всегда будут на знамени передовой
науки, направленной на служение народу. Во т и вы,
семиклассники, начали постигать азы, на мой
взгляд, самой интересной и трудной, но очень
необходимой человеку науки, физики. И если вы
будите проявлять усердие и упорство в изучении
этой науки, то, как знать, может, добьётесь
успехов, не менее значимых, чем поморский мальчик
их Архангельской губернии М. В. Ломоносов.
Физика - какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук.
Физика - опора и основа
Всех без исключения наук!
Ну, а мы начинаем нашу игру. Сейчас мы вам
раздадим маршрутные листы, из которых вам будет
понятно, какие испытания вас ожидают сегодня.
Наша игра состоит из 7 конкурсов - испытаний. В
результате этой игры мы выявим самых усердных и
смекалистых в изучении физики ребят. А начнём с
жеребьёвки. Тот номер, который вытащит капитан
команды и будет вашим порядковым номером для
участия во всех конкурсных испытаниях.
Приступим.
(Идёт жеребьёвка и определяется порядок
участия игроков в конкурсах)
Учитель: Первый конкурс называется
"Давайте познакомимся"
Чтоб игру уверенно начать,
Должны друг друга лучше вы узнать.
Команде каждой мы успеха пожелаем
И слово вам предоставляем.
(Капитаны представляют свои команды, зачитывая
название и девиз)
Учитель: Второй конкурс называется
" Разминка"
С нами загадки играют в прятки
(Каждой команде предлагается отгадать по три
загадки, связанные с физическими приборами,
явлениями, агрегатными состояниями вещества)
Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся.
(запах)
Поднялись врата, всему миру красота.
(радуга)
Я и туча, и туман, я ручей и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.
(вода)
В белом бархате деревни, и заборы, и деревья.
А как ветер нападёт, этот бархат опадёт.
(иней)
Я под мышкой посижу и что делать укажу:
Или разрешу гулять, или уложу в кровать.
(термометр)
Стучат, стучат, не велят скучать.
Идут, идут, а всё тут и тут.
(часы)
Качается стрелка туда и сюда.
Укажет нам север и юг без труда.
(компас)
На стене висит тарелка, по тарелке ходит
стрелка.
Эта стрелка наперёд нам погоду узнаёт.
(барометр)
На дворе переполох: с неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина, у неё теперь ангина.
(град)
У избы побывал - всё окно разрисовал,
У реки погостил - во всю реку мост мостил.
(мороз)
Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
(туча)
Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает.
Он от матери рождён и сам её рождает.
(лёд)
(жюри подсчитывает баллы)
Учитель: Третий конкурс называется
" Вопрос - ответ"
"Науку всё глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет"
Фирдоуси
(Каждой команде предлагается ответить на три
вопроса по теме "Первоначальные сведения о
строении вещества")
- Как называются частицы, из которых состоят
вещества? (молекулы и атомы)
- Из каких наблюдений следует, что размеры
молекул малы? (диффузия, броуновское движение,
фотографии молекул)
- Одинаковы ли размеры молекул одного и того же
вещества? (одинаковы)
- Одинаковы ли промежутки между молекулами?) (это
зависит от температуры, строения вещества,
агрегатного состояния вещества, промежутки
могут быть различными)
- Одинаков ли состав молекул одного и того же
вещества? (одинаков, если говорить о химически
чистом веществе)
- Одинаковы ли размеры молекул разных веществ? (различны)
- Температура одного тела больше, чем температура
другого . Оба тела из одного вещества. В каком
теле молекулы движутся быстрее? (в том, где
температура выше)
- При какой температуре замерзает лёд? (00
С)
- При какой температуре кипит вода? (1000 С)
- В какой воде соль раствориться быстрее -
холодной или горячей? (в горячей, с ростом
температуры процесс диффузии идёт интенсивнее)
- С одинаковой ли скоростью движутся молекулы
воздуха в зимнее и летнее время? (летом быстрее)
- Лёд и водяной пар состоят из одинаковых молекул
воды. Одинакова ли скорость молекул воды в
твёрдом и газообразном состояниях? (молекулы
водяного пара двигаются значительно быстрее)
(Жюри подсчитывает баллы)
Учитель: Четвёртый конкурс
называется "Глаз - алмаз"
"Наука начинается с тех пор, как начинают
измерять".
Д. И. Менделеев
(Каждой команде предлагается определить цену
деления и показание прибора)
Учитель: Пятый конкурс называется
"Лаборатория"
"Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений,
рождённых только воображением".
М. В. Ломоносов
(Каждой команде предлагается определить
диаметр проволоки, используя известный им способ
рядов)
Учитель: Шестой конкурс называется
"Капитаны, вперёд!"
Пословица недаром молвится.
(В конкурсе участвуют капитаны команд, им
предлагают прочитать пословицу и ответить на
вопросы)
- О каком физическом явлении(понятии, законе)
говорится в пословице?
- Каков её физический смысл?
- Верна ли пословица с точки зрения физики?
В чём её житейский смысл?
- 1-му капитану: Ему и беда, что с гуся вода.
- 2-му капитану: Дружба, как стекло: разобьёшь - не
сложишь.
- 3-му капитану: На мешке с солью и верёвка
солёная.
- 4-му капитану: Над маслом вода не всплывает, над
правдой кривда не поднимается.
(Жюри подсчитывают баллы)
Учитель: Седьмой конкурс
называется "Что есть что?"
Как порою нелегко
Разобраться, что есть что?
Я надеяться хочу,
Что вам задание по плечу!
(Каждой команде выдается таблица, в которую им
необходимо вписать слова, определив , что это:
тело, явление, вещество, физическая величина,
единица измерения физической величины)
Тело |
Явление |
Вещество |
Физическая величина |
Единица измерения физической величины |
компас |
молния |
древесина |
скорость |
секунда |
стакан |
ветер |
кислород |
путь |
метр |
Земля |
землетрясение |
железо |
время |
грамм |
гвоздь |
дождь |
нефть |
температура |
сутки |
капля |
диффузия |
стекло |
объём |
градус |
(Жюри подводит итоги конкурсов)
Учитель: Вот и подошла к концу наша
игра, а дорога в мир физики для вас,
семиклассники, только началась. Вы находитесь в
самом начале этого пути. Хочется надеяться, что
вы с удовольствием отправитесь в это интересное
путешествие. Будьте любознательны, и тогда
дорога будет легка, а знания, которые вы
приобретёте будут прочные .
(Объявляются итоги игры, вручаются грамоты
командам-победителям и призёрам ) |