Цель урока: дать возможность учащимся в
игровой, соревновательной форме сравнить
уровень своих знаний, показать свои
интеллектуальные способности в области
астрономии и связи с другими предметами, умения
решать задачи, общую эрудированность, знания в
области истории астрономии.
Условия проведения:
- Класс делится на 3-4 команды (можно провести игру
между классами как внеклассное мероприятие).
- Каждая команда придумывает название, связанное
с астрономией и по возможности эмблему команды и
девиз.
- Жюри астрономического боя формируется из
учителя и 2-3х учеников класса.
- В поединке по набранным баллам жюри определяет
победителя и награждает победителей грамотами,
учитель может поощрить представителей
команды-победительницы отметкой "5” в журнал.
Правила проведения боя:
- Бой состоит из нескольких раундов, каждый из
которых оценивается жюри определённым
количеством баллов. На выполнение заданий
отводится определённое время (см. таблицу).
№ |
Название раунда |
Время |
1 |
Анаграммы |
4 минуты |
2 |
Планеты |
5 минут |
3 |
Астрономия +… |
7 минут |
4 |
Загадки |
5 минут |
5 |
Космонавтика |
5 минут |
6 |
Великие астрономы |
7 минут |
7 |
Четвёртый лишний |
3 минуты |
8 |
Термины |
4 минуты |
9 |
Созвездия |
3 минуты |
10 |
Кроссворд |
5 минут |
- Команды получают задания данного раунда
одновременно, выполняют их определённое время и
сдают результаты жюри.
- Жюри ведёт подсчёт баллов, а команды в это время
(под руководством ведущего) выполняют задания
следующего раунда. После выполнения задания
второго раунда жюри сообщает результаты первого
раунда (можно вносить записи в таблицу,
начерченную на доске) и т.д.
- Жюри также ведёт и общий счёт боя на данный
момент, и результаты записываются в таблицу на
доске. Побеждает команда, набравшая наибольшее
количество баллов.
- Если всё задание выполнено верно во временных
рамках и раньше соперников, команда может
получить дополнительно 1 балл в каждом раунде.
Число и очерёдность раундов ведущий может
варьировать.
Представление команды
Оцениваются название, девиз, эмблема команды
(максимальная оценка 3 балла).
Раунд "А Н А Г Р А М М Ы”
Разгадайте анаграмму. За каждый
правильный ответ — 1 балл.
*Анаграмма – слово, образованное
перестановкой букв, составляющих другое слово
(например, "лиса” — "сила”).
Задания |
- Срам.
- Динар.
- Сократ.
- Урна.
- Добил.
|
- Карета.
- Тепло
- Улан.
- Низал.
- Каспер.
|
Ответы: 1. Марс, 2. Надир, 3. Кастор, 4. Уран, 5.
Болид, 6. Ракета, 7. Полет, 8. Луна, 9. Линза, 10. Парсек.
Раунд "П Л А Н Е Т Ы”
Ответьте на вопросы. За каждый
правильный ответ — 1 балл.
Задания |
- Эту планету открыл в 1930 году американский
астроном Клайд Томбо.
- Эта планета, в отличие от других планет,
вращается в направлении, обратном её движению
вокруг Солнца, причём в 243 раза медленнее Земли.
- На этой планете находится самая большая гора
Солнечной системы – гора "Олимп”, высотой 25 км.
- У этой планеты средняя плотность меньше
плотности воды, поэтому она не утонет в воде, если
бы нашлась ванна подходящих размеров.
- Если бы эта планета была крупнее, то она могла бы
стать звездой.
|
- На этой планете вот уже 300 лет бушует ураган –
Большое Красно Пятно, размеры которого больше
земного шара.
- На этой планете практически нет атмосферы,
поэтому велики суточные колебания температуры.
Температура на дневном полушарии достигает 40000С.
- У этой планеты имеются полярные шапки, в которых
возможно находится в виде льда вода.
- В таблице Менделеева есть химические элементы с
аналогичным названием планеты.
- В греческой мифологии название этой планеты
отождествляли с Богом торговли – Гермесом.
|
Ответы: 1. Плутон, 2. Венера, 3. Марс, 4. Сатурн, 5.
Юпитер, 6. Юпитер, 7. Меркурий, 8. Марс, 9. Уран,
нептуний, плутоний, 10. Меркурий.
Раунд "А С Т Р О Н О М И Я
+…”(межпредметные связи)
Ответьте на вопросы. За каждый
правильный ответ — 1 балл.
Задания |
- + история:
Это явление помогло установить историкам, что
на границе половецкой земли войска князя Игоря
были 1 мая 1185 года.
- + мир поэзии:
Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния, без грозных туч, Стремится от земли в зенит? Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар? О чём писал Ломоносов?
- + медицина:
Это часть солнечного излучения обладает рядом
свойств: высокая химическая активность, убивает
микроорганизмы, в небольших дозах благотворно
влияет на организм человека. Всё это нашло
широкое применение в медицине. Что это за
излучение?
- + народная мудрость:
"Мир освещается солнцем, а голова- …”.
Закончите народную пословицу.
- + математика:
Наименьшее расстояние от Земли до Сатурна 1,2
*109 км. Через какое время дойдёт свет от
Сатурна до Земли. Ответ выразите в часах.
|
- + музыка:
Профессиональный музыкант, который начал
заниматься астрономией как любитель, что не
помешало ему открыть в 1781 году планету Уран.
- + химия:
С помощью этого метода определяют химический
состав Солнца, звёзд, галактик, туманностей.
- + криминал:
Существует легенда, что Аристотель бросился в
море со скалы, отчаявшись разгадать это явление
природы. Назовите явление.
- + биология:
Замечена 11-летняя цикличность в размножении
трески, сельди, леща и других рыб. С такой же
периодичностью повторяются нашествия саранчи. С
чем это связано?
- + физика:
В настоящее время достаточно часто
используется световая энергия Солнца для работы
солнечных батарей (в калькуляторах, на спутниках
и т.д.). Какое физическое явление лежит в основе
работы солнечных батарей?
|
Ответы: 1. Солнечное затмение, 2. Полярное
сияние, 3. Ультрафиолетовое, 4. Знанием, 5. t=s/v=1,1 ч, 6.
Гершель, 7. Спектральный анализ, 8. Приливы и
отливы, 9. Солнечная активность, 10. Фотоэффект.
Раунд "З А Г А Д К И”
Отгадайте загадки. Правильный ответ — 1
балл.
Задания |
- Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.
- О каком небесном теле идёт речь, если оно
является прекрасным примером того, как из мухи
сделать слона?
- Что будет наблюдать космонавт, находящийся на
обращённой к Земле поверхности Луны, если люди на
Земле в это время наблюдают лунное затмение?
- Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный- Пора, красавица, проснись; Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу северной Авроры Звездою севера явись! О какой звезде идёт речь в этом стихотворении
А.С.Пушкина?
|
- Самый распространённый химический элемент в
космическом пространстве.
- Копьё стальное, а хвост огненный распустит, до
земли достанет.
- Ехал Волох, рассыпал горох,
Стало светать, нечего собирать. - Без него плачемся, а как появится –
от него прячемся. - Вторник – день Марса, среда – день Меркурия,
четверг – день Юпитера, пятница – день Венеры,
суббота – день Сатурна. Продолжите: воскресенье
– день… , понедельник – день…
- Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него
глядят?
|
Ответы: 1. Небо, звёзды, месяц, 2. Комета, 3.
Солнечное затмение,4. Венера, 5. Водород, 6. Ракета,
7. Звёздное небо, 8. Солнце, 9. Солнца, Луны, 10.
Ковш Большой Медведицы.
Раунд "К О С М О Н А В Т И К А”
Ответьте на вопросы. Правильный ответ
— 1 балл.
Вопросы |
- Первым проектом пилотируемой ракеты был в 1881
году проект ракеты с пороховым двигателем
известного революционера. Как его фамилия?
- Точная дата запуска первого спутника Земли.
- Год рождения Ю.А. Гагарина.
- Сколько минут был в космосе первый космонавт?
- Название корабля, на котором полетел
Ю.А.Гагарин.
- Первая женщина-космонавт, побывавшая в космосе
16-19 июня 1963 года.
|
- Как называлась серия американских космических
кораблей, один из которых совершил 21 июля 1969 года
посадку на Луну?
- Фамилии космонавтов, высадившимися первыми на
поверхность Луны.
- Космонавт, впервые вышедший в открытый космос 18
марта 1965 года.
- В 1903 году вышла статья "Исследование мировых
пространств реактивными приборами”. Кто ее
автор?
|
Ответы: 1. Н.Кибальчич, 2. 4 октября 1957 г, 3. 1934 г, 4.
108 минут, 5. "Восток”, 6. В.Терешкова, 7. "Аполлон”,
8. Н.Армстронг, Э.Олдрин, 9. А.Леонов, 10.
К.Циолковский.
Раунд "В Е Л И К И Е А С Т Р О Н О М Ы”
Ответьте на вопросы и найдите
соответствующий портрет.
Правильный ответ — 0,5 балла, найден
портрет — ещё 0,5 балла.
Вопросы |
Портреты |
- Наблюдая за движением Венеры по диску Солнца,
этот учёный 26 мая 1761 года открыл атмосферу
Венеры.
- Наиболее плодотворными в жизни этого учёного
были годы 1665 – 1667-й, когда во время эпидемии чумы
он уезжает в голодную деревню Вульсторп. Здесь
рождается интегральное и дифференциальное
исчисление, здесь он раскладывает солнечный луч,
познавая тайну спектра, здесь конструирует
телескоп нового типа – рефлектор и микроскоп.
- Этот учёный доказал существование неровностей
Луны, пятен на Солнце, фаз Венеры, спутников
Юпитера.
- О ком говорят, что он остановил Солнце и сдвинул
Землю? Его главный труд "О вращении небесных
сфер”, в котором он изложил гелиоцентрическую
систему мира.
- Этот учёный открыл три основных закона движения
планет, которые стали носить его имя.
- Этому датскому астроному спутник Юпитера – Ио,
помог в 1676 году определить скорость света.
- Этот учёный утверждал, что в центре мироздания
находится Земля.
- Он первым измерил радиус Земли.
- Какой учёный был сожжён на костре за пропаганду
идей гелиоцентризма?
- Профессиональный музыкант, который начал
заниматься астрономией как любитель, что не
помешало ему открыть в 1781 году планету Уран.
|
А. |
Е. |
Б. |
Ж. |
В. |
З. |
Г. |
И. |
Д. |
К. |
Ответы:1. М.В.Ломоносов(Г), 2. И.Ньютон(Е), 3.
Г.Галилей(Д), 4. Н.Коперник(А), 5. И.Кеплер(Ж), 6.
О.Рёмер(И), 7. Птолемей(Б), 8. Эратосфен(К), 9.
Дж.Бруно(З), 10. У.Гершель(В).
Раунд "Ч Е Т В Ё Р Т Ы Й Л И Ш Н И Й”
Исключите из ряда не подходящее по
логике слово. Правильный ответ — 1 балл.
Задания |
- 21 марта, 23 февраля, 23 сентября, 22 декабря.
- Меркурий, Юпитер, Марс, Венера.
- Лунное затмение, полнолуние, последняя
четверть, новолуние.
- Церера, Гермес, Гаспра, Харон.
- Океан Бурь, Море Дождей, Тихий Океан, Море
Ясности.
|
- Титан, Европа, Ганимед, Каллисто.
- Рыбы, Телец, Кассиопея, Козерог.
- Гелиос, Аполлон, Ярило, Нептун.
- Вега, Денеб, Бетельгейзе, Альтаир.
- "Вега”, "Пионер”, "Викинг”, "Маринер”.
|
Ответы: 1. 23 февраля, 2. Юпитер, 3. Лунное
затмение, 4. Харон, 5. Тихий Океан, 6. Титан, 7.
Кассиопея, 8. Нептун, 9. Бетельгейзе, 10. "Вега”.
Раунд "Т Е Р М И Н Ы”
Ответьте на вопросы. Правильный ответ -
1 балл.
Вопросы |
- Ближайшая к Солнцу точка орбиты небесного тела.
- Большой и исключительно яркий метеор.
- Ведущий раздел астрономии, который изучает
природу небесных тел.
- Большой круг небесной сферы, по которому
движется Солнце.
- Наибольшее угловое удаление планеты от Солнца.
|
- Как называется среднее расстояние от Земли до
Солнца?
- Наблюдаемая с Земли освещённая часть лунного
диска.
- Поверхностный слой Луны.
- Малая планета.
- Видимая часть атмосферы Солнца.
|
Ответы: 1. Перигелий, 2. Болид, 3. Астрофизика, 4.
Эклиптика, 5. Элонгация, 6. Астрономическая
единица, 7. Фаза, 8. Реголит, 9. Астероид, 10.
Фотосфера.
Раунд "С О З В Е З Д И Я”
Назовите созвездия. Правильный ответ —
2 балла.
Ответы: 1. Большая Медведица, 2. Орион, 3.
Возничий, 4. Лебедь, 5. Кассиопея.
Раунд "К Р О С С В О Р Д”
Ответьте на вопросы. За каждое слово, в
том числе и ключевое – 1 балл.
1. Ближайшая к Солнцу звезда.
2. Цвет яркой звезды созвездия Скорпион.
3. Одна из основных частей телескопа.
4. Созвездие, главная звезда которого
Альтаир.
5. Звезда-ориентир на южном небе.
6. Созвездие, имеющее отношение к поэзии.
7. Зодиакальное созвездие.
8. Линия на карте звёздного неба, указывающая
границу видимости звёздного неба.
9. Зеркальный телескоп.
Ключевое слово: одна из координат
небесных тел.
Ответы:
1. Проксима 2. Красный 3. Окуляр 4. Орёл
5. Конопус 6. Пегас 7. Близнецы 8. Горизонт
9. Рефлектор
Ключевое слово: "Склонение” |