Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 13:46:38
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

УРОК-ИГРА "ГАЛОГЕНЫ"
04.02.2011, 14:06:53
ЦЕЛИ: дать общую сравнительную характеристику галогенов; рассмотреть строение их атомов, нахождение в природе и применение.

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: соединения галогенов, природные минералы: галит, сильвин, сильвинит, плавиковый шпат, криолит; изделия с тефлоном, фторосодержащие зубные пасты, хлор- и бромосодержащие материалы и лекарства. Выставка товаров, продуктов питания и лекарств. Знаки химических элементов галогенов, выполненные в цвете. Табличка молекул простых веществ галогенов.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

СУДЬЯ (вступительное слово учителя): Сегодня мы с вами проводим суд над группой Галогенов. Своей деятельностью они нанесли немалый вред человечеству, и сегодня мы должны вынести свой вердикт: имеют ли они право на существование в Периодической системе и в нашей жизни или следует их изолировать от общества и изгнать из Периодической системы.

На суде присутствуют обвинители, адвокаты, присяжные заседатели, приглашен независимый эксперт.

После того как мы разберемся в данном вопросе, присяжные заседатели должны вынести решение: оправдать или изгнать. Все основные моменты вы фиксируете в своих тетрадях

Все 5 представителей галогенов перед вами. Они живут в 7 группе, главной подгруппе Периодической системы, каждый в своей квартире.

Это Фтор, Хлор, Бром, Йод и Астат.

(На доске в столбик расположить знаки химических элементов галогенов и записать строение их атомов)

Слово для характеристики атомов галогенов предоставляется секретарю суда.

СЕКРЕТАРЬ: (записывает на доске строение атомов галогенов)

СУДЬЯ: Благодарю вас за информацию, прошу садиться.

ФТОР во всех соединениях проявляет только окислительные способности, при этом его степень окисления равна -1.

Остальные галогены могут проявлять и восстановительные свойства, принимая степень окисления +1, +3, +5, +7.

Все молекулы галогенов существуют в виде двухатомных молекул: (на доске вывешивается табличка) F2, Cl2, Br2, I2.

Связь в молекулах ковалентная неполярная. В твердом состоянии они имеют молекулярную кристаллическую решетку. Следовательно, температура плавления у них низкая.

Несмотря на то, что главарем является ФТОР, судить будем в ином порядке, по мере того как они появлялись на химической арене. Первым в этой группировке был ХЛОР.

Слово предоставляется стороне обвинения. Что вы можете сказать о хлоре?

ОБВИНИТЕЛЬ 1. Хлор в переводе на русский язык означает «желто-зеленый»

Это газ с резким удушающим запахом, он был получен в 1774 г. Карлом Шееле. Это очень активное вещество. Он соединяется с подавляющим большинством металлов и неметаллов, разрушает многие органические вещества; но не соединяется с газами воздуха и железом, поэтому его хранят в стальных баллонах.

Из-за своего резкого удушающего, ядовитого запаха его применили немцы в первую мировую войну, выпустив ночью этот газ на позиции русских воинов. Он ослеплял глаза, словно когтями рвал грудь. За одну ночь на поле боя остались лежать 15 тыс.человек.

Хлор входит в состав фреонов, используемых в холодильниках как хладогены, но, вырвавшись в атмосферу, он разрушает озоновый щит Земли. Сторона обвинения настаивает: приговорить ХЛОР к изгнанию.

СУДЬЯ: Спасибо. Прошу садиться. Что на это скажет сторона защиты?

СТОРОНА ЗАЩИТЫ 1.

Хлор в природе встречается только в виде соединений. Это галит (поваренная соль) – NaCl, сильвин - KCl, бишофит - MgCl2.

Бишофит обладает целебными свойствами – исцеляет язвы, кожные болезни, лечит ревматизм. Поваренная соль применяется в пище. Хлорид калия применяется в виде удобрения.

Хлор в виде соединений нужен человеку, он содержится в клеточной жидкости, крови. Человеку, потерявшему много крови, вводят физиологический раствор поваренной соли с массовой долей 0,9%. Хлор используется на производство соляной кислоты, многие дезинфицирующие вещества содержат соединения хлора, в городах воду хлорируют для того, чтобы убить болезнетворные микробы. С помощью соединений хлора отбеливают ткани, а также его используют в производстве спичек. Хлор входит в состав хладогенов, а без них невозможно существование холодильников. Хлор применяется в органическом синтезе для производства искусственных кож, линолеума.

На основании вышеизложенного, сторона защиты просит освободить от ответственности ХЛОР и разрешить ему жить в Периодической системе.

СУДЬЯ: Ну что ж, мы учтем ваши пожелания. Прошу садиться.

Следующий подсудимый – это ЙОД. Обвинители, ваше слово.

ОБВИНИТЕЛЬ 2. Второй представитель 7 группы - это ЙОД.

Йод в переводе с греческого означает «фиолетовый». Был открыт в 1811 г французским химиком Б.Куртуа и получен в виде черного порошка, превращающегося при нагревании в пары великолепного фиолетового цвета. Он как все галогены является ядовитым веществом. 2-3 грамма этого вещества могут привести к смерти. Сторона обвинения считает, что ЙОД не имеет право на жительство в Периодической системе.

СУДЬЯ: Ну что ж, мы учтем ваше мнение. Слово предоставляется защите.

СТОРОНА ЗАЩИТЫ (выступает второй представитель от защиты).

Защита считает своим долгом выступить на стороне ЙОДА и просит дать постоянную прописку в Периодической системе в квартире № 53.

Йод входит в состав одного из важнейших гормонов - тироксина, который вырабатывается щитовидной железой. Недостаток йода вызывает нарушение в обмене веществ и вызывает зобную болезнь, тормозит развитие организма человека, приводит к расстройству нервной системы.

Для профилактики зобной болезни следует в пищу употреблять йодированную соль, морскую капусту, а также применять йодосодержащие медицинские препараты такие как «Йод-актив», «Йодомарин».

Йод помогает медицине справиться с микроорганизмами. В каждой аптечке имеется 5%-ный спиртовый раствор йода, которым обрабатывают участки кожи вокруг ран. Защита настаивает на том, чтобы разрешить проживать ЙОДУ по адресу: Периодическая система, этаж №5 подъезд №7, квартира № 53.

СУДЬЯ: Прошу садиться. А сейчас вновь слово предоставляется обвинителям. Следующий подсудимый - это БРОМ. Обвинители, вам слово.

ОБВИНИТЕЛЬ (Выступает третий представитель от стороны обвинения).

Под номером 35 в периодической системе поселился БРОМ. Это единственный неметалл, находящийся при обычных условиях в жидком виде.

Открыт он был в 1826 году молодым ученым химиком Антуаном Баларом. Еще неизвестный в широких кругах ученый занимался исследованием морской воды, и, пропуская через нее газообразный хлор, он обнаружил, что вода окрашивается в красно-бурый цвет. Вещество удалось выделить. Это была красно-бурая жидкость с неприятным запахом.

Открытие брома сделало Балара знаменитым.

Бром в переводе означает зловонный, а сам бром ядовит. Даже небольшое содержание брома в воздухе (0,001%) приводит к головокружению, раздражению слизистых оболочек, кашлю, удушью, образованию на коже ожогов и долго не заживающих ран. Мы предлагаем изгнать БРОМ в морскую пучину, так как пользы никакой не видим.

СУДЬЯ: Что ж резкое выступление, но мы должны выслушать и сторону защиты. Слово для защиты предоставляется адвокатам. Господа присяжные заседатели, будьте внимательны и объективны.

СТОРОНА ЗАЩИТЫ (Выступает третий представитель от защиты).

В виде соединений бром находится в организме человека. Наиболее богат бромом гипофиз. Весь бром находится в нем в виде высокомолекулярного органического соединения. Гипофиз и выделяет бромгормон, имеющий большое значение в регуляции процессов возбуждения и торможения. На основе бромида калия изготавливают успокоительные лекарства для возбудимых и истеричных людей, а также для тех, кто пережил сильный стресс.

Соединения брома используют в фотографии. Бромид натрия добавляют в дубильные растворы для получения более твердой кожи.

Из прозрачных кристаллов бромида калия делают линзы, применяемые в приборах ночного видения. Бромид лития предотвращает коррозию в холодильных установках, обезвоживает минеральные масла, помогает кондиционировать воздух.

В текстильной промышленности используют бром-индиго, с помощью которого получают целую гамму ярких и чистых цветов от синего до красного.

Среди растений ионы брома активно накапливают бобовые и морские водоросли. Основные поставщики брома - это морская вода, нефтяные буровые воды и рассолы соляных озер.

Защита просит суд присяжных оставить бром в Периодической системе и разрешить ему проживать по прежнему адресу, в квартире № 35

СУДЬЯ: Главарем этой группировки является ФТОР. Вы не видите его на скамье подсудимых, так как этого разрушителя мы судим заочно. С его появлением связано слишком много человеческих судеб и жизней. Слово вам, обвинители.

ОБВИНИТЕЛЬ (выступает представитель со стороны обвинения).

Более 100 лет продолжался научный подвиг по получению фтора в виде простого вещества. Фтор в переводе на русский язык означает «разрушающий». Его удалось получить в 1886 г. французскому химику Анри Муасану.

Нелегко было получить Фтор в чистом виде, хотя о существовании его догадывались давно. Это слабо окрашенный светло-желтый газ невозможно было удержать. Он разрушал все: дерево, ткань, резина вспыхивали и сгорали в атмосфере фтора. Он разъедает стекло и металлы, заставляет гореть воду, снег взрывается при соприкосновении с ним. Губительно он влияет и на живые организмы. Немало ученых заплатили своим здоровьем и жизнью за попытку разгадать его тайны.

Обвинение настаивает на изгнании Фтора из Периодической системы.

СУДЬЯ: Благодарю и прошу садиться. Выслушаем сторону защиты. Вам слово.

СТОРОНА ЗАЩИТЫ 4

Несмотря на свою разрушающую силу, ФТОР является необходимым элементом живых организмов: эмаль зубов содержит 0,02% фтора, он входит в состав волос и костей. Содержится он и в морской воде.

В земной коре содержится в виде минерала криолита (Na3AlF6) и плавиковом шпате ( CaF2). Плавиковый шпат больше всего добывают в Гренландии – на острове вечных льдов. Благодаря криолиту стало возможным более дешевое промышленное получение алюминия.

Фтороводородная кислота применяется в авиационной, химической, целлюлозно-бумажной промышленности. С ее помощью делают рисунки на стекле. Широко используют органические соединения фтора – это фреоны.

Фтор входит в состав лекарств, моющих средств, красителей, ядохимикатов, компонентов искусственной крови, полимеров.

Соединения фтора защищают зубы от кариеса.

Сторона защиты просит оставить Фтор в Периодической системе химических элементов.

СУДЬЯ: Прошу садиться. Присяжные заседатели учтут все вами сказанное. Ну и, наконец, АСТАТ. Среди галогенов – это самый молодой преступник. Он вступил в эту группу в 1940 году. Его синтезировали Д.Корсон, К.Маккензи и Э.Сегре из висмута путем ядерных реакций. Он очень похож на металл и напоминает йод.

Ничего разрушительного он еще не натворил. Поэтому я своей властью снимаю с него все подозрения и настаиваю на разрешении АСТАТУ проживать в квартире 85.

Итак, господа присяжные заседатели вы выслушали сторону обвинения и сторону защиты. Прежде чем вы вынесете свой вердикт, я предлагаю вам заслушать выводы независимого эксперта и просмотреть кадры из видеофильма о галогенах. После этого вы вынесите свой вердикт. (Демонстрируются фрагменты из видеофильма «Галогены»)

СУДЬЯ: А сейчас слово предоставляется эксперту. Прошу эксперта зачитать заключение.

ЭКСПЕРТ: Мы со своей стороны тщательно изучили это дело и хотим представить на ваше обозрение некоторые товары, в состав которых входят галогены. (Демонстрируются товары, лекарства и продукты питания в состав которых входят галогены).

Как оказалось, находясь в связанном состоянии они приносят неоценимую пользу обществу. Например:

1. Продукты. содержащие йод и бром – это морская капуста. Легко усваивается организмом. Благотворно влияет на нервную и эндокринную систему.

Поваренная соль- жизнь без нее просто немыслима.

2. Лекарства

  1. Йод-актив – для профилактики зобной болезни
  2. Спиртовый раствор йода – для дезинфекции
  3. Бромгексин – средство от кашля
  4. Адонис-бром - при нервных расстройствах
  5. Каметон (содержит хлор) – при лечении ларингита

3. Зубные пасты с фтором «Колгейт», «Промис», «Новый жемчуг», «Дракоша»

4. Товары бытовой химии, содержащие хлор «Белизна», «Мистер Пропер», «Доместос»

Это лишь небольшой перечень товаров и продуктов, находящихся на службе человека, содержащих в своем составе галогены. Эксперты считают, что при умелом использовании галогенов от них большая польза.

Присяжные заседатели:

Выслушав и взвесив все «за и против» мы вынесли решение: Фтору, Хлору, Брому, Йоду и Астату разрешается жить в 7 группе главной подгруппе Периодической системы.

Мы со своей стороны рассмотрим их свойства и выдадим рекомендации для бесконфликтного существования с соседями.

Закрепление:

  1. Строение атомов галогенов
  2. Работа в тетради.

Домашнее задание:

Категория: ХИМИЯ | Добавил: Олівець | Теги: поурочные планы, открытый урок, урок химии, конспект урока, в помощь учителю, Химическая реакция, педсовет, химия в школе, методическая копилка
Просмотров: 2668 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0