Все под одним Богом ходим, хоть и
не в одного веруем.
Русская пословица
Цели:
— формирование у школьников понимания и
признания современного мира как
многоконфессионального;
— развитие критического мышления, навыков
групповой самоорганизации, умения вести диалог;
— воспитание веротерпимости.
Оборудование:
«Круглый стол» для ведения переговоров, листки
для групповой работы, рабочие тетради с
материалами, подготовленными школьниками для
урока заранее.
Занятие желательно провести после изучения
шестиклассниками тем «Арабский халифат» и
«Крестовые походы». Продолжительность занятия —
2 часа.
Ход урока
Предварительный этап
На предшествующем занятии учитель знакомит
школьников с игровой ситуацией:
«...В некоей стране с давних пор проживают два
народа, исповедующих различные религии — ислам и
христианство...»
Далее учащимся предлагается выбрать одну из
игровых ролей:
«Кого Вы хотели бы представлять в этом
государстве — христиан или мусульман? Выберите
свою роль».
Таким образом класс делится на две группы
(желательно, чтобы ребята самостоятельно
договорились о равном представительстве). Каждая
из групп дома готовит краткую справку об
основных заповедях, обычаях и традициях
представителей данной конфессии.
Затем шестиклассникам предлагается сделать еще
один выбор:
«Если Вы считаете, что совместное проживание
представителей двух религий не только возможно,
но и выгодно для тех и других, и Вы готовы вести
переговоры о правилах такого проживания, то дома
подготовьте аргументы в защиту своего мнения.
Если же Вы полагаете, что пребывание христиан и
мусульман в одном государстве вызовет
преимущественно проблемы и конфликты, что
существование такого государства
бесперспективно и Вы готовы критиковать позицию
переговорщиков, то дома поработайте над вопросом
— какие именно проблемы могут возникнуть в таком
государстве. Учтите, что сейчас оба народа
проживают совместно и их разделение надо не
только декларировать, но и практически
разработать».
Таким образом класс делится еще на две группы:
т.н. «переговорщиков» и «проблематизаторов».
Ход игры
«Переговорщики» от «христиан» и «мусульман»
занимают места за столом переговоров в центре
классной комнаты, образуя тем самым внутренний
круг. Внешний круг образуют школьники,
высказавшие пожелание выявлять и решать
проблемы в совместном государстве.
Начать переговоры о законах совместного
государства Хрисламоленд можно с представления
каждой из переговаривающихся сторон, в котором
они обозначают свои позиции, пока их не
аргументируя.
После этого ребятам предлагается высказаться,
объяснив, почему они решили участвовать в
переговорах, и привести аргументы в защиту своей
позиции.
Выслушав аргументацию, педагог может задать
участникам переговоров следующий вопрос:
«Скажите, на Ваш взгляд, какая из религий все-таки
в большей мере отражает истину?»
Этот вопрос очень важен. Если школьники придут к
выводу о том, что вопрос учителя некорректен и в
их ситуации нельзя говорить о преимуществах той
или иной веры (чтобы избежать конфликта на
переговорах), это означает действительную
настроенность ребят на диалог и возможные
взаимные уступки. В этом случае переговоры можно
смело начинать.
Если же они не сумеют переступить через заданные
границы своей игровой роли и начнут дискуссию по
этому вопросу, то учителю необходимо остановить
ее на пике обсуждения и попросить кого-либо из
сидящих во внешнем круге прокомментировать
возникший конфликт.
Это проблематизирует сознание школьников,
покажет, что перспективы совместного проживания
представителей различных религий в одном
государстве не столь уж радужны и чреваты
многими конфликтами, что необходимо учитывать
эти перспективы при составлении законов.
После этой процедуры можно предоставить слово
тем школьникам, которые дома занимались поиском
и формулированием тех проблем, которые могут
возникнуть в Хрисламоленде. Выявленные ими
проблемы и предстоит решать тем, кто сидит за
столом переговоров. Среди них могут быть названы
следующие (их, например, предложили учащиеся 6 «А»
и 6 «Б» классов школы № 825 Москвы):
1. Кто будет осуществлять верховную власть в
государстве — христианин или мусульманин?
2. Как будет вестись летосчисление в
Хрисламоленде: от Хиджры или от Рождества
Христова?
3. Как относиться к смешанным бракам в
Хрисламоленде? По каким обрядам, например, будет
осуществляться бракосочетание?
4. Какова религиозная принадлежность детей в
таких семьях? Кто будет ее определять?
5. Как будет решаться проблема многоженства,
ношения женщинами чадры, религиозных постов?
6. Как относиться к миссионерской деятельности
христиан и мусульман, нужно ли ограничивать
проповедь тех или иных религиозных взглядов? Как
это делать?
7. Какими будут школы в Хрисламоленде: общими или
раздельными?
8. Как решить проблему питания в столовых, кафе,
ресторанах, ведь каждая религия накладывает
ограничения на определенные виды продуктов и
порядок их потребления?
9. Будет ли в Хрисламоленде разрешено изображение
людей, ведь это оскорбляет религиозные чувства
части граждан?
10. Как в Хрисламоленде будут относиться к
проявлениям религиозной вражды?
Педагог организует обсуждение этих и других
проблемных вопросов за круглым столом и
предлагает «переговорщикам» (ребятам из
внутреннего круга) попытаться их разрешить.
После совместного обсуждения они должны
представить проекты законов, регулирующих
поведение граждан (христиан и мусульман) в
подобных ситуациях. Таким образом
«переговорщики» берут на себя роль
законодателей.
Каждый из предложенных проектов подвергается
критическим замечаниям со стороны
«проблематизаторов» (ребят из внешнего круга) и
отправляется на доработку. Педагогу важно здесь
помочь ребенку избежать пустого критиканства и
заняться продуктивным обсуждением проектов.
Цель такого обсуждения — сделать закон более
качественным, предусмотреть все ситуации его
применения и последствия его действия. В этом
случае обе группы решают общую задачу.
После согласования первого проекта обеими
сторонами ребята переходят к следующему. В итоге
должен появиться «Свод законов Хрисламоленда»,
призванный предупредить возникновение
религиозных конфликтов.
Вот какие законы, например, предложили школьники
825-й школы.
1. Править государством должны 2 человека (их
выбирают все взрослые жители страны), но
обязательно христианин и мусульманин и
обязательно женщина и мужчина. Возникающие между
ними спорные вопросы разрешаются выборной Думой.
2. Также и суды будут вести двое судей: христианин
и мусульманин, а окончательное решение вынесут
присяжные заседатели.
3. Власть не должна отдавать предпочтение
какой-либо религиозной группе. Правители не
должны вмешиваться в церковные дела ни христиан,
ни мусульман. Церковь также не имеет права
вмешиваться в государственные дела.
4. Летосчисление в нашем государстве
производится не от Хиджры и не от Рождества
Христова, а от основания нашего совместного
государства.
5. Образование в школах будет одинаковым для всех.
Обучение будет совместным.
6. В нашем государстве приветствуются смешанные
браки. Мужчина и женщина по взаимному согласию
могут принять веру будущей супруги или супруга
или сохранять свое вероисповедание. В этом
случае они должны проявлять уважение к
традициям, обычаям, праздникам друг друга.
7. Дети, родившиеся у таких родителей, изучают
основы религии мамы и папы. Дети должны уважать
веру обоих родителей. При достижении
совершеннолетия они сами могут выбрать — какому
богу поклоняться, но могут отказаться от религии
вообще. Родители не должны влиять на выбор
ребенка.
8. Многоженство в нашем государстве не
осуждается, если у супругов по этому вопросу есть
взаимное согласие. Если же один из супругов
выступает против многоженства, то другой не
вправе ему возражать. Если противоречия в таком
вопросе будут неразрешимыми, то супруги могут
разойтись.
9. Ношение женщинами чадры, как это требует их
религия, в нашем государстве допускается по
согласию самой женщины. Принуждение запрещено.
10. Борьбу за веру можно вести только без насилия.
Джихад мы понимаем как крестовый поход против
собственных неверия и пороков.
11. За преступления, связанные с оскорблением
религиозных чувств (например, осквернение
мечетей или храмов), наказание будет более
строгим, чем за обычные преступления, так как это
может привести к взаимной вражде и распаду
государства. Дети не несут строгих наказаний, так
как не всегда могут осознать и понять то, что
делают плохо.
Домашнее задание
Школьникам предлагается дома еще раз вернуться
к составленным ими законам и написать небольшое
сочинение на одну из следующих тем:
«Как, на Ваш взгляд, нужно преподавать историю в
школах Хрисламоленда?»
«Как Вы считаете, нужны ли составленные вами (или
похожие на них) законы в современной России?» |