Расположите слова съесть,
миллионер, глушь, пила по принципу убывания звуков.
Ответы должны быть
аргументированы.
Выполнение заданий игры
1. В каком ряду
представлены однозначные слова?
а) Язык, союз, цветок.
б) Суффикс, мамонт, холм.
в) Море, голова, земля.
г) Ручка, стол кукла.
В каких приведенных
многозначных словах больше всего значений?
(У слова голова—7)
2. Попробуйте письменно
составить словосочетания, используя это слово в разных значениях:
1) часть тела;
2) единица счета скота;
3) ум, рассудок (человек с
головой);
4) человек носитель
способностей свойств (горячая голова)
5) начальник
6) передняя часть (идти в
голове)
7) пищевые продукты в
форме шара
(устар.: голова сахара).
3. Какой оттенок в значении
имеют слова: бабуля, тихонько?
а) вежливое;
б) ироническое;
в) ласкательное;
г) грубое.
Обращаю Ваше внимание на
так называемые стилистические пометы в словарях, которые указывают, для какого
стиля характерно употребление того или иного слова, какую эмоциональную окраску
оно имеет.
Запишите какую-либо
загадку, назовите слова, имеющие такой же оттенок в значении.
(Стоят в поле сестрички,
желтый глазок, белы реснички).
4. Какое слово является
синонимом к устаревшему слову баян?
а) гармонь;
б) воин;
в) сказитель;
г) родственник.
Составьте письменно
предложение с этим словом.
(Баян, окруженный
слушателями, вдохновенно пел русским князьям.)
5. Подберите антоним к
слову образованный.
а) невежественный;
б) лени вый
в) пассивный;
г) глупый.
Вспомните (устно) фрагмент
из басни И. Крылова, где встречается однокоренное слово.
6. К какой группе омонимов
относятся слова: сторожил — старожил?
а) омофоны;
б) омографы;
в) омоформы;
г) омонимы.
Составьте устно
вопросительные предложения с данными словами.
7. В каком ряду
представлены омографы?
а) мука — мука, парить —
парить;
б) луг—лук, гриб—грипп;
в) лечу (лечить) — лечу
(лететь);
г) три (3) — три (тереть).
8. Слова эффективный и
эффектный — это...
а) омонимы;
б) омографы;
в) омофоны;
г) паронимы.
Паронимы — пара + имя (в
буквальном смысле) — слова, близкие по звучанию, но разные по значению.
Составьте (устно)
словосочетания со словами эффектный (костюм), эффективный (способ).
9. Как называется наука,
изучающая правила составления словарей?
а) фонетика;
б) пунктуация;
в) лексикология;
г) лексикография.
10. Какой способ
толкования представлен при определении лексического значения данного слова:
«Вена — кровеносный сосуд, несущий кровь к сердцу»?
а) описательный;
в) через антонимы;
г) с использованием
сравнения.
Заметьте, что мы сами
часто пользуемся данным способом толкования лексических значений неизвестных
нам слов.
12.Что называл Владимир
Даль «ходячим умом народа»?
а) учителя;
б) поговорку;
в) учебник;
г) песню.
Запишите предложения с
прямой речью, используя какую-нибудь поговорку
11.Как, если верить
фразеологизму, называют носителя горящей шапки?
а) нор;
б) пожарник;
в) шпион;
г) атаман.
12.Что надо сделать с
человеком, судя по определенной поговорке, чтобы он понял, что Вы лучше его?