Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 10:18:39
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок-игра «Внешнее строение листа»
29.01.2011, 12:59:29

Цели урока: закрепление знаний о внешнем строении листа, о многообразии листьев, о связи строения и функций листьев; развитие представлений о единстве живой природы.

Оборудование: таблица «Сообщество леса», гербарии растений различных природных сообществ, творческие работы учащихся по теме, в т.ч. коллекции листьев, кроссворд; рабочие места для составления фотороботов; у ребят – планы и рисунки-схемы (см. Приложение).

В начале, конце и по ходу урока звучат музыка и фразы из мультфильма «Следствие ведут Колобки». Все учащиеся делятся на свидетелей (опознают «преступника» по фотороботу), работников следственных органов (составляют фотороботы), следователей (оценивают работу, сопоставляют факты).

ХОД УРОКА

Учитель. Поступило заявление с просьбой найти преступника. Кличка – «Рыжий Егорка». О нем известно следующее.

1. Следов не оставляет:

«Рыжий Егорка упал в ведерко,
Сам не утонул и воды не всколыхнул».

2. Меняет внешность:

«Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет».

3. Состав «преступления»:

«Летал, кружился,
На землю ложился,
С земли не встал –
И тут пропал».

Задача: по словесному портрету составить фоторобот преступника, опознать, установить возможные связи.

Учитель объясняет содержание работы по ролям.
Часть учащихся – «работники следственных органов» – по описанию составляют фоторобот у доски (до 5 человек одновременно). «Свидетели» опознают и называют растение. «Следователи» оценивают правильность работы. После обсуждения выясняются возможные связи этого растения с другими обитателями сообщества и человеком.
Учащиеся у доски в ходе урока меняются, что позволяет каждому ученику побывать во всех ролях. Учитель приводит описания листьев распространенных местных пород деревьев, многие из которых знакомы ребятам по экскурсиям.

1. «Преступник» простой, черешковый; форма пластинки яйцевидная, основание пластинки сердцевидное, верхушка заостренная, косая; жилкование – пальчатое; пластинка цельная, край ее зубчато-городчатый, в нижней части – цельнокрайняя. Сверху он зеленый, голый, снизу – мягковолосистый. (Липа мелколистная.)

После «опознания» находят лист в гербарии. В ходе беседы и после дополнений учителя устанавливают связи: порода теневыносливая, морозоустойчивая, может расти даже под пологом ели и пихты. Листва содержит много извести, при разложении образует мягкий гумус, сохраняет почвенное плодородие. Древесина мягкая и прочная, используется для изготовления посуды, досок, мебели. Из липы богородские резчики создают свои скульптуры. Древесный уголь служит для изготовления пороха. Из коры получают лыко, мочало, изготовляют рогожи, кули, веревки. Молодые ветви – корм для домашнего скота. Цветки – известное потогонное средство, дают мед – липец. Плоды содержат масло, не уступающее по качеству оливковому. Липа – декоративное дерево, используется в лесопосадках. (По ходу обсуждения можно предложить составить в тетради схему: в центре – лист растения, вокруг – связанные с деревом организмы; можно определить и тип взаимоотношений, например: липа – пастьба – домашние животные и т.д.)

2. «Преступник» – простой; черешок 3–7 мм, пластинка продолговато-обратнояйцевидная, лопастная (4–7 тупых лопастей), суженная в черешок, верхушка тупая или выемчатая, край цельный. Жилкование перистое. Лист сверху темно-зеленый, блестящий, снизу сизо-зеленый, голый с обеих сторон. (Дуб обыкновенный, или черешчатый.)

Одна из ценнейших пород в лесном хозяйстве. Затонувшие стволы дают прекрасную древесину – мореный (черный) дуб. Кора – источник дубильных веществ в кожевенном производстве, лекарственное средство. Желуди содержат много белка, идут на корм свиньям и служат заменителем кофе. Пчелы собирают с дуба цветочную пыльцу, листья – корм для дубового шелкопряда. Желудями питаются промысловые звери и птицы.

Молодой дубок всего боится – и жары, и холода, и ветра, и тени. Выжить ему помогают «няньки» – молодые пушистые сосенки да поросль ольхи. А вырастет великан – сам защитник. Некогда дубравы вдаль границы Московского царства защищали его от набегов кочевников.

3. «Преступник» – простой, с прилистниками, черешковый; овальный, яйцевидный; верхушка заостренная, чаще с косым, загнутым кончиком, основание клиновидное. Жилкование перистое. Пластинка цельная, цельнокрайняя. Верхняя сторона темно-зеленая, слегка морщинистая, нижняя – сероватая от волосков. (Ива козья, или бредина.)

Дерево или кустарник второго яруса. Влаголюбива, морозостойка. Отличный ранний медонос, кроме нектара поставляет пчелам медвяную росу, клей, пыльцу. Кора используется в медицине как жаропонижающее. Это ее свойство было известно еще американским индейцам. От латинского названия ивы – Salix – происходит название выделенного из коры лекарства – салициловой кислоты (аспирина). Кора – источник дубильных веществ. Листья охотно поедаются овцами и козами (отсюда и название) и промысловыми животными (лосями, зайцами, бобрами, рябчиками). Древесина пригодна на дрова, уголь для пороха, на постройки. Корни ивы козьей скрепляют почву, поэтому ее часто высаживают на склонах. Характерный признак: если с ивы-бредины снять кору, она начнет краснеть.

4. «Преступник» – простой, черешковый; пластинка округлая, ее основание сердцевидное, верхушка острая. Жилкование пальчатое. Пластинка из 3–5 (7) лопастей по краям с небольшим количеством оттянутых зубцов. Край – выемчато-зубчатый. Выемки между зубцами – округлые. Обе стороны пластинок одноцветные и голые, снизу могут быть с сероватыми волосками в углах жилок. (Клен остролистный, или платановидный.)

Дерево предпочитает богатые и глубокие почвы. Ранневесенний медонос. Сладкий весенний сок содержит до 3% сахара, раньше и на Руси из него готовили квас. Древесина очень ценится в мебельном производстве, из нее делают спортинвентарь (лыжи и пр.). Клен – «живой барометр»: перед ненастьем, даже при незначительном увеличении влажности воздуха, он «плачет» – из мест прикрепления черешков к листьям капают «слезы». Это явление называется гутация. Оно способствует удалению из листа излишков влаги. Срабатывает «живой барометр» за несколько часов до дождя.

5. «Преступник» – простой, черешок вдвое короче листовой пластинки. Пластинка треугольно-яйцевидная или ромбическая. Ее основание, срезанное прямо или под углом 120°, иногда слегка сердцевидное; верхушка острая. Жилкование перистое. Пластинка цельная, край внизу цельный, вверху дваждыпильчатый. С обеих сторон лист голый. (Береза бородавчатая, или повислая.)

Лесообразующая порода, имеющая важное хозяйственное значение. Березовые дрова – одни из лучших. Из древесины делают фанеру, мебель, лыжи и пр.; из бересты – туески, короба, даже посуда для варений и солений. Из наростов на стволе или корнях – капа, называемого «карельской березой», – делают шкатулки, мебель. В XVIII в. эти изделия ценились дороже серебра. Гриб, селящийся на березе – чага, – лекарство. Из древесины получают спирт, уксусную кислоту, из бересты – деготь, из листьев – краску для тканей. Почки березы – известное лекарственное средство. Сок – сырье для напитков. Его, как и пыльцу, собирают пчелы. Береза – пионер леса, первой заселяет вырубки, гари. А еще она – «нянька» ели: через десятилетия березовую рощу сменяет еловый лес.
Скольких поэтов, композиторов, художников вдохновили на творчество березовые рощи! Чудо-дерево, донесшее до нас жизнь наших предков. В Великом Новгороде нашли около 400 берестяных грамот. Из бересты даже делали рукописные книжки с картинками.

6. «Преступник» – сложный, непарноперистый, черешковый, имеет 7–15 (9–13) крупных почти сидячих боковых «листочков». Верхний «листочек» (долька) – обратнояйцевидной формы, боковые – продолговатоланцетные, при основании – клиновидные. Листовые пластинки цельные, край мелкопильчатый (городчато-пильчатый). Сверху лист ярко-зеленый, снизу бледный. (Ясень обыкновенный, или высокий.)

Дерево быстрорастущее, светолюбивое, морозоустойчивое, требовательное к почве. Из древесины делают части сельскохозяйственных машин, лыжи, весла, мебель. Кора употреблялась при лечении лихорадки и против червей-паразитов. Плоды идут на корм скоту. Используется в полезащитных лесонасаждениях.

7. «Преступник» – длинный (до 15 см), но узкий (1 см); черешковый, простой, ланцетный с заостренной и вытянутой верхушкой, постепенно сужающимся основанием, перистым жилкованием и мелкопильчатым краем. Лист снизу серебристо-белый от волосков, сверху зеленый. Черешки с 1–2 железками. (Ива белая, или ветла.)

Крупное дерево, влаголюбиво, светолюбиво; нередко представлено плакучими формами. Легко укореняются ветви и черенки. Незаменима для зеленого строительства (быстро растет, поддается формированию обрезкой, декоративна). К старости часто дуплиста. Из древесины гнут дуги, изготавливают посуду, черенки для лопат и пр. Кора используется в медицине и в качестве красителя для кож, шерсти, шелка. Ветви используются для плетения корзин и мебели.

8. «Преступник» – простой, черешковый, черешки цилиндрические, сверху с желобком, опушенные или с ресничками. Пластинка овальная или широкояйцевидная, с округлым или слегка сердцевидным основанием, верхушка коротко- и косозаостренная. Пластинка цельная, край ее слабо городчато-зубчатый. Листья светло-зеленые, снизу беловатые. (Тополь душистый; его гибрид – московский.)

Дерево морозостойкое, малотребовательно к почве. Ценится за приятный смолистый запах, особенно сильный при распускании листвы и после дождя. Легко размножается черенками. Дерево – чемпион по скорости роста – за лето черенок может стать 2–3-метровым деревом. Тополь незаменим в борьбе с оврагами. Он прекрасный санитар воздуха – за лето одно дерево поглощает до 45 кг углекислого газа; хорошо увлажняет воздух, превосходя, например, дуб в 4 раза, а ель – почти в 10 раз. Даже молодое дерево собирает на свои листья за лето 1 кг пыли. Тополиный пух помогает ветру переносить семена, а сам используется, например, для выстилки гнезд птицами. У людей тополиный пух часто вызывает аллергию, поэтому в городах лучше высаживать мужские экземпляры растения. Древние греки знали недостатки тополя, но ценили и его достоинства. Даже назвали его «Populus», что значит «народное дерево».

 

В заключение урока – закрепление материала.

Учитель. Ну что ж, уважаемые Знатоки, вы доказали, что достойны этого звания: обладаете зорким глазом, чтобы видеть необычное в обычном, острым умом, чтобы находить взаимосвязи в окружающей нас природе. А теперь проверим вашу память. Если разгадаете головоломку, в вертикальном столбце прочтете «шифровку» – название одного из осенних месяцев древнерусского календаря.

Ответ: листопад.

Вопросы

1. Он и квасом напоит,
О дожде предупредит;
Догадались – это он,
Освещенный солнцем...

(Клен.)

2. Это ранний медонос
Листья козам преподнес.
Удивительно красива
Над прудом в барашках...

(Ива.)

3. Ну-ка, ну-ка приглядись –
Необычно сложный лист.
Он, действительно, прекрасен,
Тянущийся к свету...

(Ясень.)

4. В темноте, тепле дупла
Ты птенцу приют дала.
Так нежна, светла, бела
Плачет у воды...

(Ветла.)

5. То ли с крыши, то ли с неба
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка?

(Тополь.)

6. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед,
А меня все обижают:
Шкуру тонкую сдирают.

(Липа.)

7. Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит над горой.

(Береза.)

8. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил – и вырос,
Стою высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб.)

В конце урока учитель оценивает работу каждого учащегося, что совсем не трудно, т.к. можно опереться на мнение «следователей».

ПРИЛОЖЕНИЕ

План описания деревьев по листьям [Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: «Лесная промышленность». 1971.].

1. Лист простой или сложный.
2. Лист черешковый или сидячий.
3. Форма листовой пластинки:

а – округлая, б – овальная, в – продолговатая,
г
– линейная, д – ланцетная, е – обратноланцетная,
ж
– яйцевидная, з – обратнояйцевидная

4. Форма основания листовой пластинки.

а – клиновидное, б – округлое, в – сердцевидное,
г
– стреловидное, д – копьевидное

5. Форма верхушки листа (см. рисунок).

а – тупая, б – острая, в – заостренная, г – остроконечная, д – выемчатая

6. Жилкование: перистое, пальчатое.

7. Расчленение листовой пластинки

а – цельная, б – перистолопастная, в – пальчатолопастная, г – перистораздельная,
д
– пальчатораздельная, е – перисторассеченная, ж – пальчаторассеченная

8. Форма края листовой пластинки

а –цельнокрайний, б – зубчатый, в – пильчатый, г – городчатый,
д
– выемчатый, е – волнистый, ж – двоякозубчатый, з – двоякопильчатый

9. Цвет, блеск, опушенность и др. признаки.

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: Вилли | Теги: биология в школе, урок биологии, зоология, учителю биологии, конспект урока, ботаника, скачать бесплатно
Просмотров: 3139 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0