Цель: формирование активной жизненной позиции.
1. Вступление.
( Весь урок иллюстрируется мультимедийной презентацией, иллюстрирующей литературные источники, результаты работы групп)
Каждый выбирает в жизни свою дорогу: путь покорителя Вселенной,
исследователя бескрайнего океана путь защитника Родины или честного
землепашца. Мы же выбрали особый путь - путь творчества и познания.
Это дорога учителя. Шагая по ней, каждый из нас рано или поздно
остановиться на распутье и задумается: «А кто я в своей профессии?
Каково мое призвание?» Сегодня я предлагаю вам попытаться найти ответ
на этот вопрос.
2. «Вызов»
Едет добрый молодец да во чистом поле,
И увидел добрый молодец да Латырь-камешек,
И от камешка лежит три росстани,
И на камешке <том> было подписано:
«В первую дороженьку ехати - убиту быть,
В другую дороженьку ехати - женату быть,
Третюю дороженьку ехати - богату быть»
Итак, перед вами три дороги познания и три изречения. Выбрав одно из
них, вы определитесь, по какой дороге продолжите путь. (Участники
выбирают изречение, объясняют выбор)
1-ая дорожка «Любая точка зрения - начало многоточия... (Михаил Мамчич) - объяснить
2-ая дорожка «Не может никем быть прочитана книга
природы от начала до конца! Вот цель бытия: читать ее как можно
больше... Чем больше перевертываем страницы, тем она интереснее и
отраднее для всего существующего и мыслящего» (К.Э. Циолковский)-
раскрыть
3-я дорожка «Человек стремиться к знанию, и, как только в нем угаснет жажда знания, он перестанет быть человеком» (Ф.Нансен) - создать
3. «Осмысление содержания»
Единомышленников я попрошу объединиться в группы. Чтобы вы не
сбились с пути, я хочу подарить вам нити Ариадны, которая, как
известно, вывела Тесея из Лабиринта Минотавра. ( Каждой группе даю
клубочек). Уже давно словосочетание «нить Ариадны» является синонимом
надежного путеводителя для человека.
Итак, мы отправляемся в мир сказок и легенд, где встретимся с
чудесами, которым попытаемся найти научное объяснение и практическое
применение. 1-ая группа будет нам объяснять чудеса, 2-ая - раскрывать
завесу волшебства, давать научное обоснование чудесам, а 3-я группа
попробует создать что-то полезное.
*** Сказки о жар-птице раньше были популярны в народе, да и сейчас их сочиняют.
1 группа Задание. Зачитайте отрывки сказок про жар-птицу. Выдвинете свои предположения: как возник этот образ в литературе.
Ответ.
Сказка «Жар-птица и Василиса-царевна».
Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море - летит жар-птица; прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу.
«Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У того
царя Выслава Андроновича был сад такой богатый с яблочками золотыми.
Повадилась к царю в сад летать жар-птица; на ней перья золотые, а глаза
восточному хрусталю подобны.
Марина Сидоренко. Сказка «Жар-птица»
В народе принцессу стали называть Жар-птицею. Ночью летает она по
лесам по садам, вся как жар горит, прилетит куда - всё вокруг
освещается. Одному её перу цена больше царства целого, а сама она и
вообще бесценная. Пение её больных исцелят, слепым зрение возвращает.
Нам кажется, что этот образ жар-птицы возник по двум причинам: 1)
страх человека перед чем-то неизвестным; 2) простой народ хотел, чтобы в
мире была чудо-птица с золотыми перьями, которая, если ее поймаешь,
принесет тебе богатство и счастье.
2 группа Задание. Изучите статью карточки и объясните с научной точки зрения образ жар-птицы.
Ответ. В природе есть множество примеров свечения. Светиться могут
рыбы, раки, насекомые и даже животные. Источником этого свечения
являются микроорганизмы, обитающие в морях. Если на перьях птицы
поселяться эти светящиеся существа, то ночью она превратиться в
жар-птицу.
3 группа. Задание. Расскажите, как можно применить сказочное перо жар-птицы нам, учителям, на уроках.
Ответ.
1) В школах давно используются лампы дневного света с фотолюминесценцией и электролюминесценцией.
2) Светящиеся краски помогли бы нам выделить главный материал в
наглядности. Например, эти познавательные магниты светятся в темноте. (
Показывают наглядность)
4. «Рефлексия»
Итак, сегодня вы попробовали объяснить, раскрыть, создать и
убедились, что все пути, ведущие в неизведанные дали познания и
созидания, увлекают человеческую мысль, ведут ее по дорогам творческих
поисков и находок, раскрывают перед человеком самый большой смысл его
бытия, его призвание.
Так каково же ваше призвание сегодня? Ответ на этот вопрос скрыт в нитях Ариадны. Загляните и ответьте, кто же вы?
(Участники находят в клубочках листочки с надписями и зачитывают)
1-ая группа: «Мы учителя - аналитики»
2-ая группа: «Мы учителя- исследователи»
3-я группа: «Мы учителя - новаторы»
5. Заключение.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее...
У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это все неведомо для нас.
Е. Евтушенко
Помните, «Мы не можем выбрать время, в котором нам жить. Но каждый из
нас может выбрать, как прожить отпущенное ему время»
П.Положевец.
|