Урок – исследование проблемы. Цель урока: Закрепить
представление об особенностях текста – рассуждения, размышления как
типового фрагмента речи, учить школьников конструированию текстов –
рассуждений на заданную тему. Образно, зримо выразить мысль писателя о назначении человека, о смысле жизни на земле. Эпиграф Дорог «человек», дорого… его возможное на земле счастье…- эти к уроку слова передают самые сокровенные убеждения писателя – гуманиста. М. Горький. Признание величайшей ценности человеческой жизни, которая даётся лишь раз, побуждало писателя становиться на защиту каждого… Т. Морозова. Формы работы на уроке: работа в группах и в парах. Словарная Феномен – необычный, исключительный факт, явление. работа на Парадокс – непривычное, расходящееся с традицией рассуждение, уроке противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения. Афоризм – изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную законченную мысль. Очерк – небольшое литературное произведение, в основе которого лежит непосредственное воспроизведение реальных фактов, событий, лиц, увиденных автором в самой жизни. Ход урока I. Слово учителя
Сегодня на уроке мы продолжим учиться на серьезном и поучительном
произведении сочинению – рассуждению на материале очерка Короленко.
Вы прочитали и осмыслили очерк В.Г. Короленко «Парадокс». Прежде чем
начать работу по анализу очерка продумаем значение эпиграфа к уроку в
связи с содержанием самого произведения. Прочитайте ещё раз эпиграфы к уроку. Какой общей мыслью они объединены? О каком писателе так отзываются М. Горький и Т. Морозова? Оба эпиграфа раскрывают суть творчества В.Г. Короленко, в частности суть его очерка «Парадокс» II. Вопросы ко всем группам Что это за литературный жанр очерк? Очерк назван писателем «Парадокс». Каково лексическое значение слова «парадокс». Лексическое значение слов афоризм, феномен. III. Учениками нарисованы иллюстрации к рассказу – очерку. Давайте их рассмотрим и проведем защиту. Идёт презентация трех иллюстраций и их защита к очерку «Парадокс». 1. «Дети ловят рыбу в бадье с загнившей водой» 2. «Ян Залуский одаривает нищего, видя, что за ним наблюдают дети» 3. «Дети фантазируют, сидя в изломанной карете в углу двора» IV. Анализ очерка «Парадокс» 1. Каково содержание записки, написанной Яном Залуским?
Он пишет афоризм «о назначении жизни и о том, для чего, в сущности,
создан человек»: «Человек создан для счастья, как птица для полёта» 2. Почему он свой афоризм называет «парадоксом». Какие строки текста помогут ответить на этот вопрос?
Ян Залуский понимает, что «человек создан для счастья, только счастье
не всегда создано для него…У людей бывают и головы, и руки. Только мне
забыли приклеить руки.» Это неприятно для нас, однако не изменяет общего
правила. 3. В чём основной закон жизни? Закон жизни есть стремление к счастью. Вопросы по 1 главе: 1. О чём экспозиция очерка? Какой эмоциональный фон она создаёт? 2. Основные мотивы 1 главы, назовите их. 3. Изображение игры детей. Как в ней проявляются характеры героев? 4. Прочитайте предпоследний абзац 1 главы. Какое слово написано по старым грамматическим нормам? Придти- прийти к заключению. Вопросы по 2 главе: 1. «Его излишне серьёзные замечания разрушили не одну нашу иллюзию» Объясните значение выделенного слова. Иллюзия – обман, фантазии.
2. Почему Павел не смог понять смысла занятий мальчиков. Ответьте на
этот вопрос дважды: после прочтения 2 главы и после прочтения всего
произведения. 3. Чем в сюжете является вторая глава (завязка). Вопросы к 3 главе: 1. Где завязка повествования? 2. Как изображён доктор Дударев? Какие детали свидетельствуют, что это именно детское восприятие. 3. Для чего в повествование введены описания «второстепенных» персонажей? 4. Дайте портрет Яна Залуского. Запишите ключевые слова. 5. Какая деталь передает отношение Яна Залуского к публике? Выпишите центральную фразу. 6. Какое эмоциональное состояние создается в сценах непосредственно предшествующих написанию Яном Залуским афоризма?
7. Прочитайте от слов: «Счастливая мысль…» до слов: «Матвей, обойди
почтенную публику ещё раз». Как вы полагаете, какие чувства испытывает
феномен? Вопросы к 4 главе: 1. Назовите центральный эпизод главы? В чём смысл и значение? 2. Почему Яну важно очень одарить нищего? Только затем, чтобы сдержать слово? 3. Какой ещё афоризм произносит герой? Запишите его. 4. Что поняли братья? Что изменилось в них? 5. Каким элементом сюжета является 4 глава? Вопросы ко всему очерку: 1. Так всё же «Парадокс»- это очерк или рассказ? 2. Почему афоризм – парадокс адресован детям? V. Запись аргументов после анализа произведения, работа в группах. 1. Каждый человек мечтает о счастье.
2. После прочтения записки мать благодарно кивнула, потому что тоже
считала, что «Человек создан для счастья, как птица для полёта» 3. Каждый мечтает о счастье, даже нищий, для которого серебряная монета – огромное счастье.
4. Доктор как никто другой понимал трудности жизни калеки и его мечты о
счастье. Выписать словосочетания, характеризующее поведение публики. 5. У каждого своё представление о счастье. Создать кластер – ассоциацию к слову счастье.
6. Феномен понимает, что счастье не всегда создано для человека, однако
счастье в его представлении – это, если не своё, то счастье других. («У
меня есть племянники, настоящие, с руками».) Они, по мнению феномена,
достойны другого счастья. VI. Вывод после работы над анализом очерка.
Стремиться к счастью необходимо. Это помогает человеку преодолевать все
тяготы жизни, сохранять чистоту души, наполняет его жизнь смыслом. VII. Чтение стихов о счастье, написанных самими ребятами. Люди по-разному понимают счастье. Чтение наизусть стихотворения Э. Асадова «Что такое Счастье?» VIII. Слово учителя.
Ребята, я думаю, что сегодняшний урок заставил вас о многом задуматься.
Ведь вы прикоснулись к небольшому шедевру большого русского писателя.
Судьба феномена – это напоминание о том, что стремление каждого
человека к счастью будет сопряжено с трудностями, которые надо будет
преодолеть. Будьте счастливы, дети, стремитесь к осуществлению своего счастья. Домашнее задание: написать сочинение – размышление «В чём основной закон жизни?» (по рассказу В. Короленко «Парадокс»).
|