Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 14:56:38
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок - исследование "Сила трения в жизни и технике"
17.02.2011, 11:23:29
Цель:
• Ознакомление учащихся с явлением трения
• Сформировать понятие сила трения
• Экспериментально установить, от чего зависит сила трения
• Продолжить формирование умения пользоваться приборами, анализировать и сравнивать результаты опытов

Этапы урока:
• Первое знакомство с понятием трения
• Классификация сил трения
• Причины, вызывающие появление трения
• Экспериментальное изучение свойств силы трения
• Сила трения в живой природе и технике
• Рефлексия понятия «Трение и сила трения»

Ход урока:
Учащиеся рассаживаются по группам (оптимальное число, на мой взгляд, 5 групп). У каждой группы на столе стоит приготовленное оборудование, лист для расчетов и анализа. Дети имеют при себе рабочие тетради.
Начинается урок с просмотра видеороликов (отрывки из мультфильмов), которые следуют один за другим без комментариев учителя и учащихся. После просмотра учитель задает вопрос, почему именно эти сюжеты показаны, что объединяет их. После короткого обсуждения учитель предлагает вернуться к этим сюжетам в конце урока.
На интерактивной доске показывается карта сказочной страны «Сила трения» (презентация «добывание огня») и учитель предлагает отправиться в путешествие. Первым пунктом путешествия будет пещера древнего человека (слайд 1). Учитель предлагает заглянуть в нее. Учащимся задается вопрос, что было самым главным для древнего человека (добыть пищу и добыть огонь) и предлагается обсудить, как человек добывал огонь в древности. Если учащиеся сами не догадались о влиянии силы трения на процесс добывания огня, учитель рассказывает об этом сам и затем, переходя к следующему слайду, рассказывает о процессе добывания огня жителями Америки и Австралии, Огненной земли и эскимосами. Затем учитель рассказывает, как устроено огниво (слайд 4). Последний слайд предлагает учащимся задуматься над выражением «Чиркнуть спичкой». Можно обсудить данный вопрос, а можно оставить его открытым и вернуться к нему в начале следующего урока.
После этого учитель предлагает продолжить путешествие и следующей остановкой будет башня знаний. Следующим этапом урока будет знакомство с видами сил трения (флипчарт «урок сила трения», щелкнуть по башне знаний). Если класс слабый, то работу с флипчартом нужно начать со второй страницы. На этой странице уже есть картинки-подсказки. Учащимся нужно нарисовать картинки изображающие силу трения покоя (это может любой неподвижно лежащий предмет), силу трения качения (например, скатывающегося с горы лыжника или конькобежца, движущиеся санки) и силу трения качения (это может быть движущийся автомобиль, катящийся мячик и т.д.). Командам дается минута на обсуждение, после этого они выходят к интерактивной доске и рисуют картинки. Если класс сильный, то работа начинается с первой страница, после работы с ней учитель переходит ко второй странице и показывает какие картинки, подобрал он сам. Работая со следующей страницей, учащиеся разбирают природу силы трения на молекулярном уровне. Учитель рассказывает, какие причины вызывают появление силы трения и учащиеся в процессе обсуждения должны прийти к выводу, что неровности поверхности и наличие межмолекулярных сил вызывают ее появление. Так как эти положения должны быть записаны в тетради, показывается следующая страница, и учащиеся записывают причины в тетрадь. Со следующими двумя страницами работают следующим образом: учитель рассказывает причины того, почему разные виды трения отличаются по величине. На страницах делаются пояснительные рисунки ручкой. Учащиеся записывают выводы: сила трения покоя максимальна из-за большого числа межмолекулярных сил, т.к. площадь соприкосновенья достаточно большая. Сила трения качения минимальна т.к. площадь соприкосновения мала, следовательно, число межмолекулярных сил мало, а так же при движении шероховатости не мешают движению. Как следствие записывается формула силы трения с пояснением. Что коэффициент трения зависит от шероховатости поверхности. На следующей странице флипчарта разбирается действие смазки между трущимися телами. Учащимся предоставляется возможность самим найти решение, если возникают трудности, учитель дает подсказку об изменении внутренней энергии тела при совершении над ним работы. В качестве тела в данном случае выступает лед, при этом увеличивается внутренняя энергия, повышается температура, лед тает и образуется слой воды между коньком и льдом. Вот он и выступает в качестве смазки. Следующей страницей осуществляется переход к третьей части урока: экспериментальному измерению силы трения. Учитель предлагает продолжить путешествие и отправиться к звездочету в Наукоград. Следующая часть урока проходит как работа в группах с последующей защитой у доски.
Каждая группа на столе имеет Nova 5000, датчик силы, брусок, машинку. Учитель предлагает проверить на опыте те свойства силы трения, которые были обсуждены ранее. Первым заданием будет проверить на опыте, как завит сила трения от шероховатости поверхности (слайд 2,3). Учащимся показывается видеоролик, в котором объясняется ход проведения урока (слайд 4). Затем учащиеся проводят опыт, измеряя силу трения при движении бруска гладкой стороной по столу, а затем шероховатой стороной. Получая два графика, они в группах анализируют полученные результаты. Так как дети не в первый раз работают с Novoй эта работа занимает не более 5 минут и для анализа еще дается 2-3 минуты. Затем на интерактивной доске учитель показывает свой график (слайд 5) и учащиеся каждой группы сравнивают свои результаты с графиком учителя, фронтально комментируют полученные результаты, одновременно записывая свои выводы в таблицу (слайд 6).От каждой группы выходит по одному человеку, который рассказывает о результате их опыта и записывает в таблицу краткий вывод. Затем учитель предлагает учащимся провести второй опыт и проверить, как зависит сила трения от площади соприкасаемой поверхности. Но предварительно учитель задает вопрос о прогнозе эксперимента, как думают учащиеся, какие результаты у них получатся, и после этого предлагает приступить к выполнению опыта (слайд 7). Так как правила работы с NOVOй уже были оговорены, разумно чтобы не тратить время, сказать просто словами, что в эксперименте ученики должны сделать и видеоролик к данному эксперименту не включать. Учащиеся должны измерить силу трения, двигая брусок узкой, а затем широкой стороной по столу. Сделав экспериментальные замеры, сравнить полученные результаты. Аналогично сравниваются результаты работы каждой группы и делаются записи на доске (слайд 8). При проведении третьего опыта учащимся предлагается измерить силу трения при качении машинки и силу трения скольжения бруска по столу (слайд 9). Что бы не было, однообразия результаты опыта предлагается обсудить, не делая записи в сводную таблицу, т.к. результаты получаются и без того яркие и наглядные.
После экспериментально изучения силы трения учитель задает детям вопрос о том, где мы встречается в жизни с силой трения. После короткого обсуждения дети продолжают путешествие и отправляются к «древу знаний», включается презентация «сила трения в жизни растений». Эту презентацию заранее делала группа самых сильных детей под руководством учителя. Дети заранее получили задание подготовить материал, где встречается сила трения в жизни живой природы и технике. Этот этап урока разумно, на мой взгляд, провести следующим образом: учащиеся, готовившие презентацию, по очереди комментируют каждый слайд, отвечают на вопросы класса по данному явлению, а если появляются у них затруднения учитель приходит им на помощь. Интересен момент, если у класса нет вопросов по слайду, учитель может сам задать интересный вопрос.
Последним этапом урока является тестирование по пройденному материалу. На тестирование приготовлены 5 вопросов. Тестирование проводится с помощью тестирующих устройств.
В качестве рефлексии логично вернуться к видеороликам, показанным в начале урока. Показывать ролики нужно в следующем порядке, (после просмотра каждого ролика его необходимо обсудить)
• Бобик в гостях у Барбоса (Здесь нужно отметить, что катание стало возможным, потому что уменьшилась сила трения за счет смазки из киселя)
• Алеша Попович и тугарин змей (Камень трудно было сбросить, потому что сила трения покоя самая большая)
• Ну, погоди! (Волк легко скатывался на лыжах с горы, потому что сила трения скольжения по снегу очень мала, Так как образуется смазка из воды между лыжами и снегом, аналогично как между коньками и льдом)
• Простоквашино (Машина плохо ехала по глубокому снегу, потому что большая шероховатость поверхности и как следствие большая сила трения)

В качестве домашнего задания предлагаю написать сочинение сказку, сочинение-фантастику, сочинение-детектив или стихотворение на тему: «Мир без силы трения»

Категория: ФИЗИКА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, урок физики, учителю физики, формулы, конспект урока, физический опыт, методическая копилка, физика в школе, законы физики
Просмотров: 2276 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 33
Гостей: 33
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0