Цели:
- подвести ребят к пониманию того, что только под
влиянием совместной борьбы крестьянства и
городского демоса в Афинах были проведены
реформы, в результате которых произошла
демократизация политического строя:
значительные слои свободного населения были
допущены к управлению и к службе в войске.
- формирование умения устанавливать
причинно-следственные связи (следствие, объект).
- воспитание взаимопомощи, уважения к людям,
умения строить диалог в ходе парной и групповой
работы, умения выслушать собеседника и высказать
свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный.
Новые понятия: реформы, демократия.
Оборудование: карта "Древнейшая
Греция”, карточки для работы в парах, памятки,
схема.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока
Отсроченная отгадка
Учитель: Один знаменитый грек сказал о
себе: "Я точно волк, вертелся среди стаи псов”.
- Кому принадлежат эти слова?
- Что он имел в виду?
Ответы на эти вопросы вы узнаете в течение
урока.
Ознакомьтесь с темой и планом урока,
сформулируйте цели урока.
План изучения нового материала.
- Борьба демоса с аристократами.
- Реформы Солона.
(Учащиеся: мы должны узнать, что такое
"реформы”, что такое "демократия”, и как она
появилась в Афинах.)
3. Повторение
1. Работа по карте.
В истории знай точно даты и года,
И помни: ты без карты никуда.
Учитель: Как вы помните, в Древней
Греции образовалось много государств. Каждое
такое государство греки называли "полис”. Одним
из самых знаменитых полисов были Афины.
Задание:
- Покажите территорию Афинского государства,
опишите его местоположение.
- Назовите и покажите на карте три района Аттики.
- Покажите самый крупный город Аттики.
2. Вопросы:
- Назовите группы населения в Афинах и их
основные занятия.
- Расскажите о законах Драконта, с какой целью и в
чьих интересах были проведены эти законы?
4. Изучение нового материала
1. Изучение первого вопроса плана
1) Работа с классом – фронтальная (на
доске заранее помещена схема "Состав населения
Аттики в эпоху Солона”).
Учитель: рассмотрите схему и ответьте на
вопросы:
- Что вы знаете о рабах – должниках?
- Какая связь между рабами – должниками и
демосом?
Вывод: Афинский демос был недоволен тем,
что правителей (архонтов) выбирали из знатных,
судьями тоже были знатные люди, которые судили не
по писаным законам, а по обычаям, которые можно
было толковать по-разному.
2) Работа в тетради
Демос добивался:
- права участвовать в управлении страной;
- отмены долгового рабства;
- передела земли.
Вывод: к началу 6 века до н. э. борьба между
демосом и аристократами обострилась. Бедняки
вооружались дубинами и кирками. Начались
кровавые столкновения, с обеих сторон были
убитые и раненые. Готовилось всеобщее восстание.
В этих условиях аристократы решили пойти на
уступки. Созвав Народное собрание, на которое
пришли все афиняне, правителем избрали Солона,
которого уважали и знать, и демос. Ему было
поручено примирить и тех и других.
2. Изучение второго вопроса плана
1) Объяснение учителя.
В 594г. до н.э. Солон в целях примирения
аристократов и демоса провёл реформы.
2) Словарная работа.
Реформы – преобразования в
какой-либо сфере.
3) Личность Солона (рассказ
учителя).
Солон был популярен не только в Аттике, но и во
всей Греции. Потомок царской фамилии, он много
путешествовал, был философом, оратором, поэтом,
воином. Чтобы поправить расстроенное состояние,
вынужден был заняться торговлей. Стал очень
популярным во время войны с Персидским царством
за о. Саламин. В 594г. до н.э. был выбран одним из
правителей. "Богатые знали его как человека
зажиточного, бедные – как честного”.
4) Учитель: А сейчас мы проверим,
насколько вы внимательно слушали рассказ: игра
"Данетка” (учитель зачитывает утверждения, а
ребята ставят в тетради против каждого вопроса
знаки "+” ("да”) или "– ” ("нет”), затем
проверяем, хвалим внимательных)
- Солон родился в бедной семье.
- Он был домоседом.
- Солон был философом, оратором, поэтом, воином.
- Популярность приобрёл во время войны с
Персидским царством за о.Саламин.
- Был выбран одним из правителей в 600 г. до н.э.
5) Законы Солона 594 год до н.э. (работа
с учебником (групповая) – составление таблицы).
Учитель консультирует, направляет.
Суть закона |
Основное содержание |
1. Прощение долгов |
Люди, имевшие на себе долг,
освобождались от его уплаты; заложенные
земледельцами участки снова стали их
собственностью. |
2. Запрет обращать в рабство за долги |
Все рабы – должники были освобождены, а
проданых за море следовало разыскать и выкупить
за счет государственной казны. |
3. Выборность судей |
Из всех афинян независимо от их
знатности и богатства. |
4. Регулярный созыв Народного собрания. |
В работе народного собрания принимали
все афинские граждане. |
Значение: заложили основы
демократии. |
6) Словарная работа
Демократия – власть народа.
5. Физкультминутка
Ребята, вы знаете, что в минуты отдыха греки
любили играть в игру "Вопросы и ответы”. Вот и мы
сейчас немного отдохнём. Слушайте внимательно,
отвечайте быстро. Подумайте, кто из героев
греческих мифов мог бы сказать о себе такие
слова:
- До сих пор болят кости, и ноет спина! Кто бы мог
подумать, что голубое небо такое тяжёлое! (Геракл)
- Приятно, что говорить, когда именем отца назвали
на века беспредельное море! Но как бы я хотел,
чтобы этого не произошло! (Тесей)
- Благодаря мне жилища людей стали светлыми в
самые тёмные вечера. Это я помог им побороть
зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так
жестоко карает меня?! (Прометей)
6. Закрепление пройденного материала
1. Индивидуальная работа "Лови ошибку!”
Задание: прочитайте текст, найдите
ошибки и исправьте их.
Тексты.
- Благодаря хорошим почвам жители Аттики
выращивали много хлеба. Напротив, оливкового
масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло
привозили из других стран.
- Солон распорядился отпустить на волю всех рабов
до единого. Отныне рабов в Древних Афинах больше
не стало.
- Солон установил, что судьями в Афинах должны
быть только знатные и богатые люди.
2. Индивидуальная работа в паре
(формирование умения устанавливать
причинно-следственные связи (следствие, объект)).
План работы в паре.
- Работа в парах по карточкам.
- Обсуждение полученных результатов и
формирование единого понимания следствия и
объекта.
Памятка
- Следствие – это изменения, которые
произошли под влиянием данной причины
- Объект – это то, на что направлено действие
и отвечает на вопрос "Что?”
- Причина – это факты, события, явления,
приведшие к изменению.
- Причинно-следственная связь – когда одно
обязательно вызывает изменения другого
|
Карточка 1
Задание для самостоятельной работы. Прочитай
вопрос.
Выдели следствие.
Почему в Афинах стала складываться
демократия? |
Проверь соседа. Спроси, какое
следствие и какой объект получились у твоего
соседа. После того, как он назовёт, проверь,
совпадают ли его результаты с теми, что у тебя
записаны в карточке. Если нет, то скажи ему
правильный ответ.
Правильные ответы на вопрос: "Почему Солон
вызвал недовольство и знати, и демоса?”
Следствие – Солон вызвал
недовольство и знати и демоса.
Объект – недовольство. |
Карточка 2
Задание для самостоятельной работы. Прочитай
вопрос.
Выдели следствие.
Почему Солон вызвал недовольство и знати, и
демоса? |
Проверь соседа. Спроси, какое
следствие и какой объект получились у твоего
соседа. После того, как он назовёт, проверь,
совпадают ли его результаты с теми, что у тебя
записаны в карточке. Если нет, то скажи ему
правильный ответ.
Правильные ответы на вопрос: "Почему в
Афинах стала складываться демократия?”
Следствие – в Афинах стала
складываться демократия.
Объект – демократия. |
7. Подведение итогов (рефлексия)
1. Учитель: вспомним загадку,
которую я загадала в начале урока –
Один знаменитый грек сказал о себе: "Я точно
волк, вертелся среди стаи псов”.
- Кому принадлежат эти слова?
- Что он имел в виду?
Кто знает её отгадку?
(Учащиеся: эти слова принадлежат Солону. Его
законы вызвали недовольство и знати и
простонародья.)
2. Учитель: вспомните цели,
сформулированные в начале урока. Достигли ли мы
их?
(Учащиеся: да, мы узнали, что законы Солона,
несмотря на недовольство знатных и
простонародья, положительно повлияли на жизнь
людей в Афинском государстве. Афинский бедняк
осознавал себя гражданином и знал, что его не
сделают рабом за долги. Бедные граждане
участвовали в Народном собрании, а став судьями,
могли судить даже знатных. Поэтому знать
вынуждена была считаться с демосом. В управлении
Афинами возросла роль демоса, стала
устанавливаться демократия (народовластие)).
3. Что получилось, не получилось на
уроке? (можно спросить желающих)
4. Над чем нужно продолжать работать?
(спросить сначала у слабых учащихся, затем у
сильных)
5. Оценивание деятельности каждого
учащегося и класса в целом .
8. Домашнее задание
1. Задание для всего класса –
прочитать §30, ответить на вопросы.
2. Дифференцированные задания:
- подготовить письменный ответ на вопрос: Мог ли
Солон своими реформами удовлетворить интересы и
демоса, и знати?
- выполнить задания по карточке (письменно):
А. |
1. В каком городе Солон был избран
архонтом?
2. В какой области?
3. В какой стране?
4. В какой части света? |
Б. |
1. В каком году Солон стал архонтом?
2. Какой год был следующим за этим годом?
3. Какой год предшествовал тому году, когда в
Афинах правил Солон?
4. В каком веке были установлены законы Солона? |
|