Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 18.04.2024, 16:44:21
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [185]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок истории в 6 классе "Внутренняя политика Ивана IV Грозного"
27.05.2014, 15:44:13

Цели урока:

  • Образовательная: изучение нового материала о специфике и особенностях реформ Ивана Грозного в XVI веке.
  • Развивающая: развитие памяти, внимания, умение делать выводы, а также совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.
  • Воспитательная: формирование познавательного интереса к исторической науке и уважение к наследию прошлого.

Форма проведения урока: лекция с элементами беседы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материл (кроссворд, таблица), видеоматериалы, медиапроектор, экран.

Место занятия в изучении темы: данное занятие начинает изучение темы.

Изучение данной темы рассчитано на один урок (продолжительность 45 мин).

Этапы Действия учителя Деятельность учащихся Время на этап Примечания
I. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Дает д/з по теме: Внутренняя политика Ивана IV Грозного §25. Обучающиеся приветствуют учителя. Записывают д/з. 5 мин. Орг. момент выполняется для того, чтобы настроить учеников на работу.
II. Опрос д/з по темам: параграф 24 "Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки” и параграф 25 Западная Европа: новый этап развития: переход к мануфактурному производству”. Опрос д/з проходит в виде выполнения кроссворда. Обучающиеся отвечают на вопросы кроссворда. 10 мин. Опрос д/з способствует развитию мыслительных способностей.
III. Объяснение новой темы. Учитель проводит урок, используя презентацию, в которой содержатся иллюстрации, характерные для данного занятия. Обучающиеся изучают тему, слушая учителя. Отвечают на заданные учителем вопросы. Делают необходимые записи. 25 мин. Объяснение новой темы необходимо, чтобы ознакомить ребят с новым историческим материалом, формировать мыслительные навыки, навыки слушать, понимать и анализировать материал, высказывать свое собственное мнение.
IV. Закрепление материала, подведение итогов. Учитель вместе с учениками подводит итоги изученной темы. Обучающиеся с учителем обсуждают проведение урока. 5 мин. Подведение итогов играет важную роль, потому что по итогам учитель может увидеть достоинства и недостатки проведенного урока и в связи с этим что-то исправить или взять на будущее.

I этап. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Давайте отметим отсутствующих. Запишите домашнее задание на каникулы параграф 25.

II этап. Опрос д/з. Сегодня мы с Вами начнем изучение темы: "Внутренняя политика Ивана Грозного”. Но сначала проверим домашнее задание по темам: "Географические открытия. Завоевание Америки” и "Переход к мануфактурному производству”. Опрос д/з будет проходить в виде решения кроссворда. На его выполнение вам отводится 10 минут. По истечению времени кроссворды будут собраны. Обратите внимание, в кроссворде два варианта. В каждом по десять заданий. На каждый вопрос приходится по 1 мин. Если возникнут вопросы – задавайте. Приступайте.

III этап. Объяснение новой темы. Ребята, ваше время вышло, сдаем кроссворды.

1 слайд. Запишите в своих тетрадях тему сегодняшнего урока: "Внутренняя политика Ивана IV Грозного”. 2 слайд. План изучения нового материала. Сегодня на уроке мы разберем:

  • Этапы развития государства при Иване Грозном.
  • Начало правления Ивана IV.
  • Реформы Избранной рады.
  • Подведение итогов.

Для удобства вы получите заполненные таблицы реформ Ивана Грозного. Прежде чем переходить к их изучению, мы должны выделить основные этапы правления царя, которые можно разделить на три этапа. Давайте запишем. Первый этап (1533 – 1547 гг.) вошел в историю как период боярского правления. Второй этап (1547 – 1560 гг.) характеризуется стратегией централизации Московского государства. Наиболее значимые достижения этого периода связаны с реформами Избранной рады. Третий этап (1560 – 1584 гг.) во внутренней политике связан с введением опричнины (1565 – 1572 гг.).

После смерти Василия III великокняжеский престол занял его трехлетний сын Иван. Давайте запишем годы его правления 1533-1584 гг. 6 слайд. Фактически же государством правила его мать Елена Глинская. Через 5 лет она скончалась, и вокруг государя началась острая борьба за власть княжеско-боярских группировок Глинских, Бельских, Шуйских и Воронцовых. Власть переходила то к одним, то к другим. Враждуя друг с другом, бояре, окружавшие его, не стеснялись оскорблять самого государя, вламываясь ночью в его палаты, и силой вытаскивая от него своих врагов. В такой обстановке рос великий князь.

Уже в те годы в его характере формируются пугливость, скрытность, мнительность, трусливость, недоверчивость. Наблюдая сцены междоусобий и расправ, он и сам начинает проявлять жестокость. Иван Грозный отдает приказ затравить князя Андрея Шуйского, который был ему неугоден. В декабре 1543 г. по повелению молодого царя были отстранены от власти Шуйские, а затем отправлены в опалу и казнены часть бояр.

По мере взросления Ивана постепенно формировалась новая правящая элита. Политическим деятелем, сыгравшим ключевую роль в последующих событиях, был митрополит Макарий. На семнадцатом году жизни, Иван объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться и также выступил с речью о том, что хочет принять титул царя.

Давайте запишем, что 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. Царскую корону он получал из рук главы церкви - митрополита Макария. Это подчеркивало особое положение церкви в государстве, которая выступала в качестве гаранта самодержавной власти. 11 слайд. А в следующем месяце царь женился на Анастасии Захарьиной-Романовой.

"Избранная рада”. С приходом к власти Иван IV осуществил ряд крупных реформ. Давайте запишем, что к концу 40-х годов при молодом царе складывается узкий круг его советников, которым он доверяет ведение государственных дел. Этот круг людей получил название "Избранная рада”. Кто мне подскажет, что такое рада? Верно. Рада – это совет при монархе. 13 слайд. В ее состав входили: священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр и царский постельничий (государев дворовый чин) Алексей Федорович Адашев, князь Курлятев, князь Андрей Михайлович Курбский, дьяк Посольского приказа Иван Михайлович Висковатый и некоторые другие представители аристократии. Именно при непосредственном участии Избранной Рады Иван Грозный проведет большую часть своих внутриполитических реформ.

Земский собор. В целях ограничения власти бояр Иван IV в 1549 году вводит новый орган власти - Земский собор, который решал вопросы внешней политики и финансов. В состав Земских соборов входили Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства. Созыв Земских соборов означал установление в России сословно-представительной монархии.

Судебник 1550 г. В 1549 г. собор принял решение составить новый Судебник и наметил программы реформ. Судебник был утвержден в 1550 году. В основу был положен предыдущий Судебник 1497 года. Кто мне назовет автора создания судебника 1497 года? Правильно, Иван III. Однако были внесены изменения, связанные с усилением центральной власти. Судебник подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев День, а так же увеличивал плату за "пожилое”. Кто мне подскажет, что такое "пожилое”? Верно, это пошлина, которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня.

Население должно было нести тягло (натуральные и денежные налоги), была установлена единая система обложения – "соха”. Установлена ответственность за взяточничество. В целом сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения.

Реформа церкви. При Иване Грозном была проведена реформа церкви. В 1551 году был созван Стоглавый собор. Как вы думаете, почему собор получил такое название? Верно. Такое название он получил, так как сборник его постановлений состоял из ста глав ("Стоглав”). Церковь одобрила Судебник и реформы царя.

Были исправлены обряды, книги, искажаемые писцами. Также Иван IV хотел изменить нравы духовенства, дать образование служителям алтаря, искоренить соблазн в монастырях, очистить христианство от язычества. Стоглавый Собор принял меры, ограничивающие права церкви. Стали воспитываться грамотные служители церкви, проводятся изменения самой службы и ее унификация. Также были заведены училища при церквах об учреждении старост для надзора за благочинием духовенства, защите судебных прав клира, мысль об исправлении церковных книг, об истреблении соблазнительных пороков духовенства, суеверий и народных обычаях.

Изменения, проводимые в церкви, должны были устранить ее излишнюю самостоятельность, подчинить интересам государства, хотя для этого еще не пришло время.

Реформа центральных и местных органов управления. Формирование приказной системы. Следующим шагом была разработка реформы центральных органов государственного управления. Она подразумевала под собой создание новых органов государственного управления – приказов. Приказы, специализировались по роду деятельности. Например, Разрядный, Пушкарский, Стрелецкий, Посольский, Приказ Большой казны и т. д. Были приказы, занимавшиеся определенными территориями. Приказы ведали также управлением, сбором налогов и судом. Каждый приказ возглавлял знатный боярин, в подчинение у него были дьяки и подьячие. Таким образом, оформление приказной системы позволило централизовать управление, но на местах такая система еще не сложилась.

Реформа центральных и местных органов управления. Формирование приказной системы. Земская реформа. Важное значение имели местные управления - сыск и суд по особо важным государственным делам. Они находились под контролем губных старост (губа - округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост.

Также в 1556 году была отменена система кормлений. Служивые люди стали получать вознаграждение в виде жалования, которое выделяли из централизованного фонда.

Таким образом, в середине XVI века в Русском государстве начинает складываться аппарат государственной власти.

Отметим, что Иван Грозный внимание уделил и реформированию армии. Реформа началась в 1556 году и была связана с Казанской войной. В результате нескольких неудачных походов стало понятно, что армия нуждается в преобразованиях. Во-первых, был изменен сам способ набора в армию, вводятся меры, привлекающие людей в армию. Войско уже комплектовалось не только из русских воинов. Во второй половине XVI века в войско влились казаки, жившие на Дону.

Появляется постоянный вид войск - стрельцы. Они формировались в качестве постоянных контингентов пехоты (отчасти конницы), вооруженных огнестрельным оружием. Они обеспечивались коллективно землей, городскими дворами (не облагавшимися тяглом), небольшим денежным пожалованием, сохраняя право на мелкую торговлю и ремесло. Модернизация и хорошие условия для жизни стрельцов во второй половине XVI века сделали постоянное стрелецкое войско наиболее мощной боевой силой Российского государства. 20, 21 слайды. К изменениям в армии добавляется появление артиллерии. Увеличивается артиллерийский парк, обслуживающие пушки и пищали, пушкари были выделены в особую группу служилых людей "по прибору”.

Так же была проведена реформа местничества. На время военных походов было ограничено местничество при назначении на командование войсками. Согласно реформе, комплектование армии шло двумя путями: первый набор в армию "служилых людей по прибору” в первую очередь – стрельцов. Второй – служилые люди "по отечеству” - бояре и дворяне, входившие в ополчение. Уложение о службе 1556 г. устанавливало, что каждый феодал обязан был выставить одного человека на коне и в полном вооружении. Таким образом, вотчинники были уравнены в отношении службы с дворянами, владевшими поместьями. Это означало новый шаг по пути стирания граней между вотчинным и поместным землевладением.

В результате реформ была создана мощная боеспособная армия, способная противостоять сильному и крупному противнику. Армия XVI века многократно превосходила армию Московского княжества XV века.

Реформа в области культуры. Необходимо отметить, что Иван IV пытался обогатить культуру России. Так происходит развитие публицистики, иконописи и других видов искусства. Таким образом, наступает период усиленного развития культуры России. Однако из-за противодействия со стороны различных противников государства, он был очень краток.

Итоги внутренней политики Ивана IV Грозного. Таким образом, реформы 1550-х гг. правления Ивана IV были направлены на усиление центральной власти. Реформы имели следующие значение для русского общества:

1) усилилась централизация государственной власти

2) Четкой и более действенной стала система центрального и местного управления

3) Выросла обороноспособность страны. Хотя реформы Ивана IV Грозного носили не повсеместный характер, они подготовили страну к последующему реформированию.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Носик
Просмотров: 1996 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0