Тип урока: комбинированный.
Цели:
- Охарактеризовать основные направления внешней
политики России во второй половине XVIII в.
- Подвести учащихся к пониманию причин, повода
русско-турецких войн.
- Закрепить умения учащихся работать с картой,
обосновывать свои выводы фактами, расширять
словарный запас учащихся историческими
терминами и понятиями.
Задачи:
- Образовательные:
- подведение учащихся к основным направлениям
внешней политики России во второй половине 18
века,
- подведение к пониманию важности для
Российской империи борьбы за выход к Черному
морю,
- раскрытие причин и характера войны;
- Развивающие:
- формирование у учащихся умений работать с
различными источниками информации, картой,
самостоятельно делать выводы, обосновывая их
фактами, излагать суждения о
причинно-следственных связях исторических
событий и явлений;
- Воспитательные:
- воспитание гражданственности и
патриотизма, чувства уважения к прошлому
своей страны через личное отношение к истории
Родины.
План урока:
1. Проверка домашнего задания (интерактивный
тест)
2. Основные направления внешней политики России
во второй половине XVIII в.
3. Причины русско-турецкой войны 1768-1774 гг.
4. Ход войны 1768-1774 гг.
5. Итоги войны.
6. Причина русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
7. Ход войны.
8. Итоги войны.
9. Подведение итогов урока.
Подготовка к уроку:
Разработка компьютерной презентации,
разработка раздаточного материала (тест)
Ожидаемые результаты
Характеризовать направления внешней
политики России, характеризовать и
анализировать причины противостояния России и
Турции, знать задачи и результаты решения этих
задач.
Основные понятия и термины: протекторат,
коалиция, контрибуция
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, интерактивная доска,
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России конец
XVI-XVIII в., учебник для 7 класса, карта «России во
второй половине XVIII в.», атлас «История России
XVI-XVIII вв.», раздаточный материал (тест),
электронная энциклопедия «История России 862-1917»
«Интерактивный мир, рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Учащиеся выполняют тест, один ученик работает у
интерактивной доски.
3. Изучение нового материала
Учитель объявляет тему урока, знакомит с планом
урока (слайд 2) (учитель объясняет, что на изучение
этой темы отводится 2 урока, на первом уроке будет
рассмотрен вопрос о взаимоотношениях России и
Турции, остальные вопросы на втором уроке).
Мотивационный момент. Для установления
связи нового материала с ранее изученным
организуем беседу (слайд 3):
– Охарактеризуйте отношения России с
соседними странами.
– Назовите причины русско-турецкой войны 1735-1739
гг., её результаты. Назовите причины и
результаты русско-шведской войны 1740-1741 гг.
– Назовите имена русских полководцев и
флотоводцев, которые прославили Россию в данный
период.
– Найдите на карте турецкие владения в
Причерноморье и территорию Крымского ханства.
Таким образом, учитель подводит детей к
направлениям внешней политики правительства
Екатерины II (слайд 4).
Работа с картой (на интерактивной доске).
– Какие задачи предстояло решить
правительству Екатерины II?
Учащиеся дают ответ о том, что России
необходимо было получить выход к Черному морю.
В результате этого:
– ликвидировалась бы опасность набегов со
стороны Крымского ханства;
– открылась возможность заселения и освоения
южных плодородных земель;
– развились внешнеторговые связи с Западом
через Черное море (экспорт хлеба из России).
– Как можно было решить задачи?
Учащиеся приходят к выводу, что мирным путем
решить эти вопросы было нельзя, так как
здесь сталкивались интересы двух стран: России и
Турции.
Причины войны России с Турцией
(слайд 5):
– обезопасить южные земли от набегов со
стороны Крымского ханства и притязаний Турции;
– возможность освоения причерноморских степей
для развития хозяйства;
– ослабление Османской империи.
Турция же желала расширить свои владения в
Северном Причерноморье за счет России.
Учитель говорит, что на турецкие владения
и влияние в этом регионе претендовала не только
Россия, но и ряд западных стран: Англия, Франция,
Австрия (слайд 6). Далее оговариваются цели
стран-участников.
Ход войны. Учащимся демонстрируется
анимация из электронной энциклопедии «История
России 862-1917» «русско-турецкая война 1768-1774 гг.
Предлагается выполнить задание: выслушав
рассказ и посмотрев анимацию (слайд 7,8), выделите
главные итоги войны запишите их в таблицу в
рабочей тетради (задание 5, стр. 74).
После выполнения задания демонстрируется
слайд 9 с итогами войны, и
сравниваются с результатами, которые получились
у учащихся.
Затем учитель дает задание найти в атласах
места важнейших сражений русско-турецкой воны
1768-1774 гг., один ученик работает у доски.
Учитель спрашивает, какие задачи ставила
Россия накануне войны, и удалось ли ей их решить?
Ответы учащихся (обезопасить южные земли
от набегов из Крыма и притязаний Турции; включить
Причерноморские степи в хозяйственную зону
России и увеличить за счёт них дворянские
землевладения, контролировать Босфор и
Дарданеллы, развивать внешнеторговые связи.
Решить все задачи не удалось, т.к.
крестьянская война под руководством Е.
Пугачева вынудила Россию приостановить военные
действия и заключить перемирие с Турцией).
Учитель говорит, что Кючук-Кайнарджийский
договор обе стороны рассматривали как временный.
Они готовились к новой войне за Северное
Причерноморье. И она вскоре разразилась. Поводом
послужили события в Крыму, где произошел
переворот, в результате которого к власти пришли
противники России. В ответ на это в 1783 году
Екатерина II издала манифест о прекращении
существования Крымского ханства и присоединении
его земель к России. В результате Крым и часть
Северного Кавказа вошли в состав России. А
демонстративное путешествие Екатерины вместе с
императором Австрии в Крым стало последней
каплей в чаше терпения Турции. В июле 1787 года
султан предъявил ультиматум России, в котором
потребовал возвратить Крым, восстановить власть
Турции в Грузии и досматривать русские корабли,
идущие через Босфор и Дарданеллы (слайд 10). После
отказа России султан в августе 1787 года объявил ей
войну. На стороне Росси выступала Австрия, а
Турции помогала Франция (слайд 11). Учитель
объясняет причины создания коалиции.
Просмотр анимации «Русско-турецкая война 1787-1791
гг.» (слайд 12).
Учащиеся выполняют задание: выделить
главные итоги войны записать их в таблицу в
рабочей тетради (задание 5, стр. 74), (слайд 7).
Учитель демонстрирует слайд 13 с итогами
войны, учащиеся сравнивают со своими ответами.
Затем учащиеся в атласах находят места
сражений, называют имена полководцев и
флотоводцев, прославившихся в них.
Учитель спрашивает у учащихся, кто из
русских полководцев и флотоводцев прославился в
русско-турецких войнах второй половины XVIII в? Чьи
имена им уже знакомы, а чьи учащиеся слышали
впервые? Демонстрируется 14 слайд.
Работа с терминами.
- Коалиция – союз государств, направленный
против другого государства или других
государств.
- Контрибуция – платежи, налагаемые на
побежденное государство в пользу победителя.
- Протекторат – форма зависимости, при
которой страна, сохраняя свое государственное
устройство, подчинена другой стране.
Работа с картой
Учитель просит одного ученика выйти к
доске, остальные работают с картами в атласах
или в учебниках.
1. Покажите земли, отошедшие к России в 1774 г., в 1783
г.
2. Найдите и покажите территории, крепости,
отошедшие к России по Ясскому мирному договору
1791 г.
3. Показать границы Российской империи в 1791 г.
В итоге, работая с картой, учащиеся видят,
что в итоге русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791
гг. Россия не только получила выход в Черное море,
новые земли, необходимые для хозяйствования,
обезопасила южные границы, но и стала одной из
великих европейских держав.
Учитель говорит, что во время
русско-турецких войн Россия участвовала в войне
со Швецией, которая пыталась оспорить результаты
петровских завоеваний в Прибалтике,
участвовала в разделе Речи Посполитой, вела
борьбу с революционной Францией, наладила
дипломатические отношения с Северной
Америкой. Об этих событиях учащиеся узнают на
следующем уроке.
Домашнее задание: § 27-28, стр. 192-199,
прочитать, ответить на вопросы к параграфу,
составить таблицу «Основные военные действия в
русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 гг.», для
желающих составить кроссворд «Основные военные
действия в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791
гг.».
|