Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель: обобщение, систематизация и
углубление знаний по данной теме.
Предметный уровень:
Химия:
- знать структуру, свойства, использование алмаза
и графита;
- знать формулы, свойства и применение соединений
углерода;
- уметь устанавливать причинно-следственные
связи: строение – свойства-применение;
- знать понятие жесткости воды (виды жесткости), а
также методы ее устранения в быту и
промышленности.
Биология:
- знать строение биологических объектов: клетка
(химический состав и строение);
- знать сущность биологических процессов:
дыхание, круговорот веществ;
- уметь анализировать и оценивать воздействие
факторов окружающей среды, факторов риска на
здоровье, влияние собственных поступков на
организм.
Надпредметный уровень:
- слушать и понимать сказанное;
- вести диалог с партнером;
- задавать вопросы и отвечать на них;
- проводить аналитические действия;
- использовать мультимедийную презентацию.
На доске:
Интегрированный урок: "Углерод и его
соединения”.
План работы:
1. ИВ (5 мин.)
2. Фронтальный опрос (35 мин.)
3. Работа в ПСС (20 мин.)
4. Проверочная письменная работа (15 мин.)
5. Рефлексия, подведение итогов (5 мин.)
Время начала работы в ПСС:
Время окончания работы в ПСС:
Полный ответ: 2 балла.
Неполный ответ: 1 балл.
Отсутствие ответа: 0 |
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Основная часть урока:
Учитель химии: Сегодня мы
продолжаем тему "Углерод и его соединения”.
Цель нашего занятия – обобщение, систематизация
и углубление знаний по данной теме (слайд №№1,2).
План работы на доске.
Учитель биологии: Проверим
домашнее задание. Вам надо было подготовить
ответы, которые рассматриваются на уроках
биологии и химии по данной теме (слайд №3).
Начинаем с первого вопроса "Элементы,
содержащиеся в живых организмах”.
Второй вопрос "Аллотропные модификации
углерода”. Третий вопрос
"Значение углерода”. Четвертый
вопрос "Белки и нуклеиновые кислоты”. Пятый вопрос "Применение соединений
углерода”. Шестой вопрос
"Круговорот углерода в природе”.
Седьмой вопрос "Жесткость воды и способы ее
устранения”. Восьмой вопрос
"Углерод, его соединения и здоровье”.
Учитель химии: Теперь приступаем к
третьему этапу нашего урока: работа в парах
сменного состава. Вопросы, которые сейчас
повторили, вы будете прорабатывать друг с другом
в парах сменного состава. Повторим алгоритм и
правила работы в парах сменного состава. Если у вас появилась свободная минутка,
то вы выполняете задания на карточках для
свободной минутки, они прикреплены к листкам
учета.
Длительность данной работы 20 минут (отмечаем на
доске время начала и окончания работы).
Учитель биологии: Время вышло.
Займите свои места. Поднимите руки те, кто
выполнил 4,5 и более вариантов? Листки учета
положите на край стола вместе с карточкой.
Результаты данной работы проверим и озвучим в
конце урока. Заработанные баллы переведем в
оценку по следующей шкале).
Учитель химии: Теперь вы выполните
письменную работу по этой теме. Она рассчитана на
15 минут и включает в себя вопросы по биологии и по
химии.
Письменная работа
Вариант № 1
1.Карбоксигемоглобин – это
соединение гемоглобина с:
а) диоксидом углерода,
б) оксидом углерода,
в) кислородом.
2.Микроэлементы клеток:
а) цинк,
б) углерод,
в) медь,
г) водород,
д) железо,
3. Укажите распределение
электронов по энергетическим уровням атома углерода. Какие степени окисления проявляет атом
углерода?
4. К предложенному молекулярному
уравнению составьте ионное и сокращенно-ионное уравнения:
MgCO3+ HNO3= Mg(NO3)2+H2O+CO2
Вариант № 2
1.Макроэлементы клеток:
а) железо,
б) углерод,
в) водород,
г) бром,
д) кислород.
2. Карбоксигемоглобин – это
соединение гемоглобина с:
а) азотом,
б) кислородом,
в) оксидом углерода.
3. Что называется адсорбцией?
Почему после долгого нахождения в прокуренном помещении одежда еще долго пахнет сигаретным дымом?
4.Составьте не менее трех
уравнений химических реакций получения углекислого газа.
Вариант № 3
1. Молекулы белков отличаются
друг от друга:
а) последовательностью чередования аминокислот,
б) количеством аминокислот в молекуле,
в) формой третичной структуры,
г) всеми указанными особенностями.
2. Мономерами ДНК и РНК являются:
а) азотистые основания,
б) дезоксирибоза и рибоза,
в) азотистые основания и фосфатные группы,
г) нуклеотиды.
3.Охарактеризуйте физические
свойства углекислого газа. Что такое «парниковый эффект»?
4.Осуществите превращения: K2CO3 → KHCO3 → KNO3
↓
К2СО3
Вариант № 4
1.Карбоксигемоглобин – это
соединение гемоглобина с:
а) диоксидом углерода,
б) оксидом углерода,
в) кислородом.
2. Микроэлементы клеток:
а) цинк,
б) углерод,
в) медь,
г) водород,
д) железо.
3.Назовите формулы соединений углерода: CH4, CO2, H2CO3, CO, LiHCO3, BaCO3, Mg(HCO3)2.
4.Напишите уравнения диссоциации
угольной кислоты. Какие два типы солей она образует? Составьте их формулы и
укажите названия.
Вариант № 5
1.Макроэлементы клеток:
а) железо,
б) углерод,
в) водород,
г) бром,
д) кислород.
2.Карбоксигемоглобин – это
соединение гемоглобина с:
а) азотом,
б) кислородом,
в) оксидом углерода.
3.Охарактеризуйте физические
свойства угарного газа. В чем состоит его опасность для человека?
4. Из предложенных формул
соединений выберите те, с которыми будет реагировать углекислый газ: Н2О,
Na2O, CuO, SO2, Ba(OH)2, N2O5, KOH. Составьте возможные
уравнения химических реакций.
Вариант № 6
1. Молекулы белков отличаются
друг от друга:
а) последовательностью чередования аминокислот,
б) количеством аминокислот в молекуле,
в) формой третичной структуры,
г) всеми указанными особенностями.
2. Мономерами ДНК и РНК являются:
а) азотистые основания.
б)
дезоксирибоза и рибоза,
в) азотистые основания и фосфатные группы,
г) нуклеотиды.
3. Дайте характеристику атому
углерода, исходя из его положения в таблице Менделеева.
4.Осуществите превращения: ВаCO3 → Ва(HCO3)2
→ Ва(NO3)2
↓
ВаСО3
Учитель биологии: Время вышло,
положите работы на край стола. Результаты работы
в парах сменного состава следующие.
Учитель химии: Прежде чем
закончить урок ответьте на вопросы устно. Спасибо за урок. |