Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 21.12.2024, 19:43:48
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок химии в 8 классе "Химия и цвет"
01.02.2014, 13:07:27

Эпиграф на доске:
«Всё живое стремится к цвету»
В. Гюго

Цель: Дать возможность увидеть межпредметную связь химии и изобразительного искусства, рассмотреть, как под действием условий вещества обретают окраску и могут менять её.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с влиянием цвета на эмоциональное состояние человека, с тем, как устроены молекулы окрашенных веществ и отчего зависит их цвет.
  • формировать у обучающихся единой картины мира;
  • формировать познавательный интерес и положительную мотивацию к изучению химии и изобразительного искусства;

Ожидаемый результат:

  • расширить знания обучающихся о влиянии строения атома и вещества на возникновение цвета;
  • способствовать положительному эмоциональному восприятию цветоощущения.
  • дать возможность выразить обучающимся личное эмоциональное состояние в практической работе по химии и изобразительному искусству.

Оборудование:

  • Средства оснащения урока: компьютер; мультимедиапроектор; презентации №1«Цвет» и №2 «Химия цвета»;
  • Тематические иллюстрации.
  • Художественные материалы: акварель, гуашь, бумага;
  • Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева;
  • Реактивы: растворы солей натрия, калия, кальция, лития; уксусная кислота, раствор стиральной соды, гидроксид натрия, фенолфталеин, сульфат меди безводный, растворы йодида калия, аммиака и ацетата свинца, вода. Лабораторное оборудование.
  • Стенд для выставки работ обучающихся.

Подготовительный этап: Перед уроком оформляется доска (тема, эпиграф, тематические иллюстрации), чистый лист А3.

Трое обучающихся готовятся выступить на уроке с сообщениями и опытами

На столах находится материал для изображения: бумага, акварель, кисть, вода. Реактивы растворы солей натрия, калия, кальция, лития; уксусная кислота, раствор стиральной соды, гидроксид натрия, фенолфталеин. Лабораторное оборудование.

Ход урока

Учитель ИЗО: Сегодня мы проводим с вами бинарный урок "Химия и цвет”.

Учитель химии: На уроке мы покажем вам взаимосвязь двух разных школьных предметов – химии и ИЗО; познакомим вас с причиной возникновения цвета, его влиянием на наши эмоции. Итак, мы начинаем.

Повторение: (блиц-опрос)

Учитель ИЗО: Почему мы видим и различаем ЦВЕТ?

Учитель химии. Каково строение атома? Что такое индикаторы? Что такое ионы? Какие правила техники безопасности надо соблюдать на уроках химии?

Проблемные вопросы Учитель ИЗО: Что такое ЦВЕТ?

Учитель химии. Как возникает ЦВЕТ?

Учитель ИЗО

В темноте всё представляется чёрным. Стоит включить освещение и мир предстаёт перед нашими глазами во всём великолепии всех цветов и оттенков. Традиционно изучение света считается привилегией физиков, а сущностью цвета интересуются в основном химики. Однако и сейчас нельзя утверждать, что вопрос о цвете и свете решён окончательно. Остаётся ещё много неясного, требующего исследований.

Чудеса, связанные с цветом, встречаются не только в природе. Они окружают нас буквально в любую минуту нашей жизни. Однако мы настолько привыкли к ним, что они нас порой мало волнуют, а порой мы просто не обращаем на них своё внимание. Нас не удивляют краски, способные светиться в темноте, цветная фотография и цветные кинофильмы. Давно перестали мы смотреть на цветной телевизор как на сказочное чудо.

Что такое ЦВЕТ?

Существуют два типа цвета: хроматические (чёрный, белый, серый) и ахроматические (все цвета радуги) они разделяются на тёплые и холодные по цветоощущению. В искусстве различают эстетику одного изолированного и эстетику группы цветов. Высшее проявление человеческих эмоций заключается в гармонии цветов. Общий принцип гармонии цветовых ощущений – наиболее приятные сочетания, которые образуются цветами, либо близкими друг другу по тону, либо являющимися взаимно дополняющими. Например: парные сочетания: синий - оранжевый, фиолетовый – жёлтый, и т.д.

Гармонические триады: красный – жёлтый – синий; пурпурный – жёлтый – голубой; красный – зелёный – синий; жёлтый – оранжевый – фиолетовый.

Восприятие цвета человеческим глазом практически не изменилось с древности. Цвет не оставляет человека равнодушным. Обратите внимание на красоту и цветовую гармонию, созданную природой: пейзажи времён года, окраска животных. В настоящее время твёрдо установлено, что любой однородный цветовой фон утомляет глаз, который уже не способен различать этот цвет. В этом причина, по которой папуасы Новой Гвинеи не способны различать зелёный цвет, а в стихах Гомера нет эпитета «синий».

Цвет – важнейшее средство воздействия на человека в окружающем его пространстве. Одежда, предметы быта. В музыке цветовые аналогии почти неизбежны при восприятии и анализе самых глубоких и самых сложных программных симфонических произведений. И наоборот, те цветы, что выращены цветоводами, способны вызвать музыкальные ассоциации.

Очень важно правильное применение цветов, которые подразделяются на основные и вспомогательные. Основных сигнальных цвета три: красный, жёлтый, зелёный.

Задание: Перед вами слайды, представленные одним цветом, попробуйте передать свои чувства, которые вы испытываете при их восприятии (красный, синий, зелёный, жёлтый, фиолетовый).

Ответы обучающихся.

Красный цвет действует возбуждающе и ассоциируется с опасностью. По В. Гёте, ярко-красный цвет действия, цвет активности. Жёлтый цвет воспринимается как возможность опасности. Зелёный цвет вызывает чувство покоя и безопасности, умиротворения. Лиловый и фиолетовый – цвета грусти и фантазий.

Учитель ИЗО Мир цвета познаваем и с каждым открытием перед человеком всё полнее раскрывается гармония этого мира.

А как возникает цвет?

Учитель химии. Состояние электронов в молекуле – вот основа для объяснения цвета. Подвижность электронов, их способность переходить с одного энергетического уровня на другой, перемещаться от одного атома к другому – всё это создаёт возможность появления цвета.

Выступление обучающегося. «Строение молекул и цвет».

У металлов, неорганических соединений и в органических молекулах цвет возникает в результате взаимодействия квантов света с электронами. Но, так как состояние электронов в металлах, органических и неорганических соединениях различно, то и механизм появления цвета неодинаков.

У металлов для цвета важна правильность кристаллической решётки и возможность электронов относительно свободно двигаться по всему куску металла.

Цвет большинства неорганических веществ обусловлен электронными переходами и переносом заряда от атома одного элемента к атому другого. Решающую роль играет в этом случае валентное состояние элемента, его внешняя электронная оболочка. Внешние электроны, (участвующие в химической связи), более легко меняют свое состояние. Для их возбуждения требуются значительно меньшие порции энергии. Ее величина определяется характером химической связи, в которой они принимают участие.

В органических веществах, для возникновения цвета имеют значение не электроны отдельных атомов, а состояние системы электронов, охватывающей всю молекулу целиком. Особое значение для структуры окрашенного соединения имеет цепочка атомов углерода, связанными друг с другом чередующимися двойными и одинарными связями. Электрон получает возможность передвигаться по всей молекуле целиком. Подвижность такой системы, её способность легко изменять своё состояние под небольшим воздействием световых квантов и обуславливает избирательное поглощение определённых волн видимого света.

Учитель химии. А теперь - экспериментальные иллюстрации (выполнение опытов обучающимися на местах).

Спектральный анализ. Техника выполнения опыта. Смочите кусочки фильтровальной бумаги растворами солей натрия, калия, лития, кальция. Закрепите эти кусочки на ушко медной проволочки и вносите поочерёдно в пламя.

Пояснение опыта обучающимися. 

Влияние температуры на цвет. Техника выполнения опыта. В два жаростойких стакана налейте раствор гидроксида натрия. Добавьте в каждый стакан по одной капле индикатора – фенолфталеин, растворы окрашиваются в малиновый цвет. Один стакан нагрейте до кипения – окраска исчезает. Объясните результаты опыта.

Пояснение опыта обучающимися. 

Гамма цветов одного красителя. Техника выполнения. Разделите свекольный сок на три порции. В первый из стаканов прилейте раствор уксусной кислоты. Во второй – раствор стиральной соды. Третий стакан дополните водой до половины объёма.

Пояснение опыта обучающимися. 

Выступление обучающихся с демонстрацией опытов.

Первый обучающийся. Среда воздействует на цвет. В растворах ионы могут воздействовать друг на друга, на окружающие их молекулы растворителя, а те в свою очередь на ионы. При растворении возникает цвет у иона ранее бесцветного. Например, безводная соль сульфат меди белая, а её раствор окрашен в голубой цвет. Это окраска гидратированного иона меди. В его ближайшее окружение входит как минимум шесть молекул воды. Замена окружения иона меди из сульфат - ионов на легко поляризуемые молекулы воды приводит к появлению цвета. Удаление воды (например, выпариванием) приводит к выпадению кристаллогидратов того же цвета. Ведь в них содержатся молекулы воды. В кристаллогидрате сульфата меди CuSO4·5H2O четыре из пяти молекул размещены вокруг иона меди, а пятая занимает промежуточное положение и связана как с Cu2+, так и с группой SO42-. Замена молекул воды на аммиак углубляет цвет. Аммиачные молекулы деформируются легче и интенсивность окраски усиливается. При этом следует учесть, что происходит более тесное взаимодействие катиона меди с аммиаком – образуется комплексный ион [Cu(NH3)4]2+.

Техника выполнения: Растворить бесцветный сульфат меди в воде, выпарить часть раствора. Другую часть раствора добавить раствор гидроксида натрия. Выпавщий осадок отфильтровать и обработать 15% раствором аммиака.

Второй обучающийся. Рассмотрим взаимодействие ионов свинца и иодид-ионов. Оба они в водном растворе бесцветны и раствор иодида свинца тоже не имеют окраски. Когда же из раствора начинает выделяться осадок этого соединения, то ионы сближаются друг с другом и выпадает красивый золотисто-желтый осадок кристаллов иодида свинца. Здесь и катион и анион легко деформируются и происходит взаимная поляризация.

При растворении и последующей диссоциации ион I-, окружавший свинец, заменяется труднее деформируемыми молекулами воды. А раз нет деформации, то исчезает и цвет. Цветной ион становится как бы невидимкой в воде - бесследно исчезает золотисто-желтая окраска иодида свинца. Исчезновение объясняется тем, что вещество распадается на отдельные ионы, каждый из которых бесцветен, будучи вместе в осадке, они обусловливают цвет.

Техника выполнения: Смешать одинаковые объёмы 10% растворов ацетата свинца и иодида калия. Выпадает осадок иодида свинца. Растворить осадок в горячей воде, слегка подкисленной уксусной кислотой. Охлаждая раствор, получают кристаллы иодида калия.

Учитель ИЗО Путём опытов мы получили три основных цвета (жёлтый, красный, синий). Желающий из вас может пройти к доске, чтобы продемонстрировать получение промежуточных цветов путём смешивания основных (демонстрация смешивания красок на листе бумаги).

Задание: передать при помощи цвета своё настроение – отношение к уроку. Дать название своей работе и поместить на стенд-выставку в классе.

Дети рисуют.

Итог урока.

Учитель химии. Человек, хотя и «царь», но он же и часть природы. И его не могут не трогать великолепие и разнообразие окрасок, цветов и расцветок, которыми «щеголяют» представители животного и растительного мира нашей планеты. Каким бедным, мертвенным и сухим был бы мир без цвета! Особенно остро почувствовали это космонавты, лишенные в первых длительных полетах милой сердцу зелени, ярких красок цветов. Цвет – необходимое условие существования человека, и до тех пор, пока на Земле будет существовать человек, не прекратятся попытки все глубже и глубже проникнуть в суть явления цвета.

Учитель ИЗО. Нами выявлено, что основа для объяснения цвета – состояние электронов в молекуле. Подвижность электронов, их способность переходить с одного энергетического уровня на другой, перемещаться от одного атома к другому – все это создает возможность появления цвета. Рассматривая процессы появления и исчезновения цвета, неоднократно приходится возвращаться к энергетическому состоянию электронов в конкретной системе атомов и молекул. Только на электронном уровне понятны принципы учения о цвете.

Учитель химии. Красители и краски не только украшают нашу жизнь, но и помогают в технике и различных отраслях народного хозяйства, защищают металлы от разрушения, делают более прочными изделия из полимеров и стекла, охраняют нас от вредных веществ, сигнализируя своей окраской об опасности заражения вредными веществами. Они находят самое разнообразное применение не только в химии, но и в химической технологии.

Учитель ИЗО. В медицине цветные реакции помогают вовремя обнаружить болезни, светящиеся красящие вещества помогают следить за приборами в полумраке кабины автомобиля, в космическом корабле и на капитанском мостике океанского лайнера, пересекающего в любую погоду безбрежный океан. Мир цвета познаваем, и с каждым открытием перед человеком все полнее раскрывается гармония этого мира.

Обсуждение общего впечатления обучающихся от выставки работ.

Результативность урока

Цели и задачи урока реализованы. Занятие прошло на достаточно высоком и в то же время доступном для восьмиклассников уровне. Во время практической работы обучающегося успешно справились с заданиями. В конце урока была оформлена выставка работ. В течение всего занятия учащиеся были активны и заинтересованы.

Перспектива: участие в научно-практической конференции «Определение цвета в естественных науках», создание исследовательских проектов по теме.

Категория: ХИМИЯ | Добавил: Носик | Теги: методические разработки, методическая копилка учителя химии, педсовет, урок химии, химия в школе, химическая формула, Химическая реакция
Просмотров: 1906 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0