Дидактические цели урока:
Образовательные:
- 1 уровень: ученик должен знать химический символ элемента,
положение элемента в периодической системе химических элементов,
его степень окисления, основные соединения и их применение;
- 2 уровень: ученик должен уметь самостоятельно давать
характеристику элемента на основании положения в Периодической
системе и строения атома, характеризовать его соединения, знать их
свойства, проводить аналогию с углеродом.
- 3 уровень: ученик должен самостоятельно применять знания в комплексе новых ситуаций
Развивающая: развитие приёмов логического
мышления, навыков индивидуальной самостоятельной работы с учебником,
электронными образовательными ресурсами;
Воспитательные:
- Укрепление положительной мотивации учебной деятельности;
- Воспитание чувств патриотизма и любви к родному краю, элементы экологического воспитании;
- Формирование потребности критической самооценки;
Здоровьесберегающий аспект: бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих ;
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний. 2 урок – комплексное закрепление знаний.
Оборудование: интерактивная доска, набор химических
реактивов для выполнения химического эксперимента, карта химической
промышленности и природных богатств Ульяновской области». «Химическо-
географическая тропа» или компьютерная презентация , подготовленная
бригадами учащихся класса. Коллекции «Минералы и горные породы»,
образцы изделий силикатной промышленности.
Ход урока.
1. Сообщение учителем темы и цели урока. Мотивация
учебной деятельности. (Урок проводится совместно с учителем географии
или 1 урок – учитель химии, 2 урок – учитель географии).
2. Новый материал – усвоение новых знаний и способов действия.
Урок можно проводить в форме ролевой игры, где на съезде химических
элементов планеты выбирается саамы важный элемент на Земле(все зависит
от уровня обученности учеников).
По плану изучается новый элемент.
План обсуждения элемента ( записан на интерактивной доске).
- Положение элемента в Периодической системе, структура и строение атома, свойства кремния- простого вещества.
- Соединения кремния. Распространенность в природе элемента и соединений кремния. Свойства основных соединений кремния.
- Применение кремния и его соединений. Силикатная промышленность Ульяновской области.
Учащиеся самостоятельно дают характеристику кремнию на основании его
положения в Периодической системе, прогнозируют его свойства.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная беседа, объяснение учителем.
По второму вопросу учитель объясняет новый материал с использованием
мультимедиаприложения к уроку (из УМК О.С. Габриеляна ). Учащиеся
выполняют лабораторный опыт «Ознакомление с образцами силикатов», вспоминая курс географии.
Из беседы и демонстрации учителя, ученики узнают с
распространенность кремния в земной коре, сравнивают кристаллические
решётки углерода и кремния и делают прогнозы о свойствах кремния..
Результаты лабораторного опыта ученики записывают в тетрадь.
Химические свойства кремния и его соединений учитель объясняет на доске с помощью учащихся( комплексное применение знаний).
На столах у учащихся находятся штативы с пробирками и реактивами для выполнения лабораторного опыта «Качественное определение силикат-ионов»
К раствору силикатного клея приливают раствор кислоты, выпадает студенистый осадок кремниевой кислоты.
Работа парная. Химическую реакцию в молекулярном и ионных видах
ученики самостоятельно записывают в тетрадях с последующей проверкой на
доске.
Первичная проверка знаний:
Работа по карточкам –заданиям( 8 вариантов)
Примерные вопросы:(можно использовать материалы ГИА)
Вариант 1.
Задание 1. Электронная формула внешнего энергетического уровня атома кремния
- 3s23p2
- 4s24p2
- 3s23p4
- 4s24p4
Задание 2. Наиболее ярко выраженные неметаллические свойства проявляет элемент
Задание 3. Реакция ионного обмена идет до конца, с выделением нерастворимого вещества, при взаимодействии
- Cu(OH)2 c H2SO4
- Ca(HCO3)2 c HCl
- Na2CO3 c CaCl2
- Na2SiO3 c HCl
Критерии оценки: 1 задание -оценка «3», два задания – «4», три задания – «5»;
Задание 2. Парная работа на проверку экспериментальных умений и навыков.
В пробирках под номерами находятся растворы следующих солей:
карбоната натрия, силиката натрия и хлорида натрия. Химическим путём
распознайте каждое их трех предложенных веществ.
Учащиеся распознают практическим путем каждое вещество, используя лабораторное оборудование и наборы реактивов на столах.
Методы работы: репродуктивный, проблемный, практический(экспериментальный)
Форма работы: индивидуальная , парная.
Метод контроля: самооценка знаний по критериям в
карточке. Правильность выполнения проверяется по интерактивной доске,
где заранее написаны правильные результаты.
4. Обобщение материала. Выводы.
Фронтальная беседа с использованием учебника, наглядности, записей в тетрадях.
- Почему кремний называют царем неживой природы?
- В чем сходство и различие между кремнием и углеродом?
- Где применяют кремний.
II часть урока (3 вопрос плана урока)
Применение кремния, Силикатная промышленность. Силикатная промышленность Ульяновской области.
К этому уроку учащиеся готовились заранее под
руководством учителей химии и географии. Класс был разделен на бригады,
каждая бригада готовила своё задание по применению соединений кремния.
Более сильные учащиеся готовили творческие проекты, которые в нашем
лицее защищаются на ученических научно-практических конференция..
Каждый ученик в бригаде готовил свое задание по «Силикатной промышленности :
Самостоятельно искал материал с использованием интеренет-ресурсов,
посещал и проводил исследовательскую работу в Ульяновском областном
краеведческом музее.
Всего бригад-3, у каждой исследование в направлениях :
- производство цемента. Новоульяновский, Силикатненский цементный завод;
- производство стекла;
- производство керамики. Силикатный завод в Ульяновской области.
План задание раздавалось за 1 месяц до урока.
- Геологическое строение территории Ульяновской области.
- Сырье, районное размещение на территории Ульяновской области.
- Производственные технологические процессы .(В общих чертах).
- Продукция.
- Рабочие профессии.
- Экологические проблемы и их решение в области.
Формы работы: бригадная, индивидуальная.
Методы работы: аудиовизуальный, практический,
репродуктивный, методы самоуправления учебным процессом(самостоятельная
работа по бригадам под руководством учителей химии и географии).
Форма отчета: создание «экологической тропы» -
оформление «гармошки» - наглядного пособия, создание компьютерной
презентации, защита творческого отчета на конференции.
Презентация прилагается.
Все учащиеся получили положительные оценки.
|