Цель урока: формирование целостного
представления о воде с точки зрения естественных
наук.
Задачи урока:
Образовательные: повышать интеллект
учащихся, формировать умения систематизировать
и анализировать информацию, полученную на уроках
химии, географии и биологии.
Воспитательные: формировать у
учащихся чувство ответственности за выполняемую
работу.
Познавательные: усилить
эмоциональное воздействие при изучении
естественных наук школьных предметов,
способствовать процессу самообразования.
Оборудование
Физическая карта мира, глобус,
физическая карта России, физическая карта
Красноярского края, компьютерно-измерительный
блок, химическое оборудование для опыта.
Тип занятия
Обобщение и систематизация знаний.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Целевая установка.
Учитель доводит до сведения о цели и
задачах занятия.
Видеоролик о воде. Учитель на фоне
этого ролика читает слова
Антуана-де-Сент-Экзюпери.
"Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, не
запаха, тебя невозможно описать, тобой
наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя
сказать, что ты необходима для жизни: ты сама
жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не
объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются
к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей
милости в нас вновь начинают бурлить высокие
родники нашего сердца. Ты самое большое
богатство на свете”.
Учитель географии: в природе всё
взаимосвязано.
Как вы считаете, какое вещество самое
главное для нас в окружающем мире? Ответ на этот
вопрос можно дать уверенно и однозначно –
природная вода. Сегодня мы постараемся подробнее
разобраться в этом вопросе.
Почему же вода является самым главным
веществом на земле?
На слайде показаны слова:
аквариум, акватория, акваланг, акварель. Понятно
ли значение этих слов? Какое отношение они имеют
к теме нашего занятия?
"Аква” в переводе с
латинского – вода. "Ка” алфавит начинается с
буквы "А”, так жизнь начинается с воды. Вода
содержится в каждом человеке, животном и
растении. И уходит из них только вместе с жизнью.
На столе лежат для каждого таблицы,
состоящие из трёх колонок (Знаем, хотим узнать,
узнали). В процессе урока вы должны заполнить
таблицу.
Учитель географии: если посмотреть
глобус или на карту, то становится очевидным, что
большую часть земной поверхности занимают
океаны, моря, озёра и реки. Недаром нашу планету
Земля называют голубой планетой. Вода – это
самое распространённое вещество на Земле. Водная
оболочка Земли – гидросфера – составляет около
71% земной поверхности. Количество воды на
поверхности земли оценивается в миллиардах тонн.
Ею заполнены моря, реки, озёра. Вода входит в
состав комет, большинства планет Солнечной
системы и её спутников. Молекулы воды обнаружены
в межзвездном пространстве. Вода входит в состав
многих минералов и горных пород, присутствует в
почве, во всех организмах. Запасы воды на Земле
составляет 1млн.359 тыс.м?. Из этого богатства на
долю пресной воды приходится 28%, причем 2,2 % из них
недоступны людям. Это ледяной щит Северного
Ледовитого океана, Гренландии, Антарктиды.
Основное количество воды содержится в
океанах (97,7%), в виде льда (2,14%), вода рек и озёр (2,14%),
атмосферная – 0,00005%
Россия обладает огромными запасами
воды. Многие реки, озёра входят в десятку
крупнейших в мире.
Вопрос: назовите и покажите на карте
крупные реки и озёра России..
Вопрос: а какие озёра являются
памятниками природы?
Учитель географии: да, уникальным
является озеро Байкал.
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо павшее в Байкал,
И сам он величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь до донышка просвечен,
И весь до капельки родной.
И Ангары полёт строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы-сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
И в этом, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.
Байкал… он прекрасен во всём его
многообразии. Загадочен, как сфинкс и
непредсказуем, как торнадо. Характер Байкала
подобен капризной женщине: он меняется сто раз на
дню. И неудивительно, его настроение зависит от
попутных ветров, а их на Байкале 23. Его флора и
фауна не имеют аналогов на планете. Он постоянно
притягивает к себе учёных всего мира.
Вопрос: а что вы можете рассказать о
Байкале?
Байкал – уникальный водоём. Это самое
глубокое пресноводное озеро в мире. Считается,
что самая большая глубина Байкала 1641 метр. Но это
не так. На самом деле окончательная глубина так и
неизвестна.
Изучая Байкал, узнаёшь много нового и
интересного. Он такой разный… С каждым он свой. С
ребёнком – сказочный и беспечный, с юной
девушкой – романтичный, со взрослым –
задумчивый, со стариком – мудрый.
Существует легенда о том, что Байкал на
самом деле живое существо. Говорят, что у него
есть голова, есть сердце, что Байкал дышит, у него
есть душа. Может поэтому он такой разный со всеми.
У него, как у человека, есть к каждому своё
отношение. Он чувствует настроение каждого,
угадывает желания. Шум его волн, разбивающихся о
берег, приносит в душу умиротворение и покой.
Байкал окутан легендами и поверьями,
рассказывающими о происхождении моря-озера. Вот
одна из них – бурятская.
"С незапамятных времен появились в
этих краях люди. Их восхитила чудесная природа
этих мест. Здесь было всё: леса, чтобы строить
избы, чем поддерживать очаг, где собирать урожай.
Степи, где пашню заводить, скот пасти. Назвать бы
это место раем на земле. Да один был у него
недостаток – не было воды. Встретили эти люди
странника, рассказали ему о месте чудесном,
спросили совета. А странник им в ответ: "Не нужно
счастья от счастья искать”. Не послушались люди
мудрого человека, пошли дальше. Ходили, ходили,
измотались, устали, одежду износили, обувь
поистёрли – нет такого места, где всё было бы так,
как они хотели. И тут им встретился тот странник.
Накинулись на него люди, стали срывать на нём
злость. А тот поднялся на самую высокую гору,
вынул сердце из груди и бросил его в эту долину.
Прожгло сердце землю и хлынула вода кристально
чистая и приворотная, кто выпьет её, тот это место
никогда не забудет, всегда его сердце будет сюда
тянуться”.
А ведь есть в этой легенде правда.
Каждый, кто побывал на Байкале хотя бы раз,
стремится к нему снова и снова.
Уникально географическое положение
Байкала. Он расположен на юге Восточной Сибири,
на границе Иркутской области и Бурятии. Со всех
сторон он окружен горами, большая часть которых в
первой половине лета покрыта снегом. Наибольшая
глубина озера – 1641 м. Протяженность Байкала 663 км,
ширина от 25 до 80 км. Площадь 31,500 кв. км. Объем
водной массы 23 тысячи кубических км. По объему
воды Байкал занимает второе место в мире, уступая
лишь Каспийскому морю. Водосборная площадь
Байкала 590 тыс. км?. В Байкал впадает 544 водотока.
На территории Байкала находится 22 острова.
Наиболее крупный и интересный из них – остров
Ольхон. Главные смотрители за чистотой и
прозрачностью воды – рачки гаммариды–
бокоплавы. Их в Байкале 255 видов, т.е. 1/3 всех
известных рачковых видов в мире. Около 90% массы
рачков составляют два вида: эпишура и веслоногий
макрогектопус. Они встречаются только в Байкале
и надежно хранят чистоту воды, а вместе с ней всю
байкальскую неповторимость. Эпишуру с полным
основанием можно назвать дворником Байкала. Его
длина всего 15 мм, но под каждым квадратным метром
поверхности воды его насчитывается до 3 млн.
Эпишура появилась в Байкале около 20 млн. лет
назад, и все поколения питались только
естественными соединениями. А если эпишура
погибнет, тогда Байкал лишится своей уникальной
чистоты.
По данным Лимнологического института
в Байкале водится 2630 видов и разновидностей
растений и животных. Такое обилие живых
разновидностей объясняется большим содержанием
кислорода во всей толще байкальской воды.
Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба
голомянка, тело которой содержит до 30% жира.
Голомянка – рыбка маленькая. Малая
голомянка – около 12 см, а большая – 20 см. Но
биологическая масса ее в Байкале самая большая.
Голомянка стала самой главной рыбой озера .Она
прозрачная, через ее хвостовую часть можно
разглядеть буквы на белой бумаге. Эта рыба
живородящая, икру не мечет, а прямо производит на
свет 1,5–2 тысячи личинок.
Из рыб в Байкале водятся – омуль,
хариус, сиг, осетр, налим, таймень, щука и др.
Наиболее ценная промысловая рыба – омуль.
Икра байкальского омуля выпущена в
Ладожское, Онежское озера и вывезена в
Чехословакию, Монголию, Англию.
На Байкале водится 236 видов птиц, из них
29 видов водоплавающих. Здесь же обитает нерпа
(тюлень), стадо которой достигает 70 000 голов.
Нерпа питается голомянкой и не ест
никакую другую рыбу. Вы спросите – почему? У
других рыб – чешуя, желудок поцарапать можно и
нет столько жира, как в голомянке. Многие ученые
до сих пор ломают голову: откуда в Байкале тюлень,
похожий на ледовитоморскую кольчатую нерпу?
Не менее привлекательна древесная и
травяная растительность Байкала. Она одевает
берега Байкала и оживляет окружающие его горы,
делает их нарядными и живописными. Осенью, когда
растительность принимает различную окраску,
берега Байкала особенно красивы.
Тайга сплошным пологом покрывает
отроги Баргузинского хребта от самых берегов
Байкала. Кедры, пихты, ели достигают здесь
огромной высоты. Рядом с ними соседствуют
лоскуты альпийских лугов. Темнохвойная тайга
полна жизни. Здесь обитает бурый медведь (нигде
больше в Сибири не живет так много бурых
медведей, как на берегах Байкала), горностай,
бурундук, белка, белка – летяга, кабарга, лось,
таежный северный олень и другие. Из птиц –
кедровка, дятел, поползень, синица, пеночка,
рябчик… Но прежде всего тайга – царство соболя.
Его называют жемчужиной сибирской тайги. Байкал
– это уникальная природная лаборатория.
Байкал отличается большим количеством
часов солнечного сияния. Дней без солнца в году
здесь же бывает только 37, а на острове Ольхон – 48.
Вопрос: а что вы можете сказать о
реках и озёрах нашего Красноярского края?
Физкультминутка.
Учитель химии: А из каких химических
элементов состоит вода? Как она образуется?
Повстречались однажды водород с
кислородом. И говорит водород: "Давай с тобой
соединимся, будет легче, будет энергетически
выгоднее”.
"Нет, – говорит кислород, – не буду я с
тобой соединяться. Я такой большой, а ты такой
маленький, у меня молекулярная масса 32, а у тебя
только 2”. Кислород гордый, активный, богатый. Он
имеет большие владения – 21% по объёму от
атмосферного воздуха.
"Давай соединимся, – просит водород,
– я дам 2 атома, а ты 1, и увидишь, какое получится
чудесное вещество.
Учитель химии. Кто скажет, какое
вещество?
Давайте запишем уравнение реакций: 2H2
+O2 = 2H2O/
Учитель химии. Ребята! А кто знает,
какими физическими свойствами обладает это
удивительное вещество? (Вода – жидкость, без
цвета и вкуса, и запаха. Кипит при температуре 100
градусов, температура замерзания 0 градусов,
плотность 1 г\см?).
При всей своей кажущейся простоте,
вода до сих пор преподносит загадки, при чём одна
сложнее другой. При охлаждении вода сжимается, но
лишь до +4 градусов, при дальнейшем же охлаждении
она расширяется.
Вопрос: что будет, если вынести
бутылку на мороз? (бутылка лопнет)
Вопрос: Как вы думаете, из ведра
снега может получится ведро воды? (Нет. Плотность
воды 1 г\см?, а плотность льда – 0,92 г\см?. Поэтому
лёд всегда находится на поверхности, сохраняя
всё живое в водоёме.
Учитель химии: Вода тихая, спокойная,
величественная, всесильная. А почему всесильная?
Сейчас мы с вами убедимся, что происходит с
металлами, если они прикоснутся к воде (опыт.)
2Li+2H2O=2LiPH+ H2
2Na+2H2O= 2NaOH+H2
Ca+ 2H2O= Ca(OH)2+H2
Они растворились. А что за раствор
получился, (опыт: опускаем индикаторную бумагу).
Какое вещество образовалось?
Вопрос: А может ли вода растворить
серебро? Нет. Бывает, что набирая воду впрок, наши
бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку.
Зачем? (ионы серебра убивают микроорганизмы, и
вода дольше не портится).
Вода – универсальный растворитель.
Растворённый кислород воздуха обеспечивает
жизнь водных ресурсов
Ребята! А какое правило надо помнить
при растворении кислоты в воде? Сначала– вода,
затем– кислота– иначе случится беда! Почему?
Вода имеет меньшую плотность, оказавшись на
поверхности, закипает, и её брызги вместе с
кислотой могут обжечь лицо и руки.
Учитель географии: Вода играет
определённую роль в геологической истории Земли,
формирование климата и погоды, в круговороте
веществ, и биологических сферах жизни. Природная
вода никогда не бывает чистой.
Учитель биологии: "Сок жизни” – так
назвал воду итальянский художник Леонардо Да
Винчи. Без воды не мыслимы очищения организмов от
шлаков, регуляция температуры тела, транспортная
работа крови. Большинство тканей и органов в
основном состоят из воды.
Вопрос: Как вы думаете, в каком
органе человека содержится наибольшее
количество воды, а в каком наименьшее?
Ответ: Желудочный сок – большее,
меньшее – эмаль зубов. Человек на 65% состоит из
воды. Потеря организмом более 10% воды может
привести к смерти.
Слад – вода в организме человека.
Учитель географии: Где применяется вода?
Вопрос: Знаете ли вы, как в домашних
условиях очистить воду?
В завершении нашего урока в качестве
рефлексии проведём синквейн (пятистрочный стих)
по данной теме. Напоминаю, надо назвать.
- Одно существительное
- Два прилагательных
- Три глагола
- Составить предложение
- Назвать синоним своего существительного
В оставшееся время дорабатываем таблицу.
Итог оценки.
Спасибо за урок, до свидания!
|