Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 11:48:57
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок химии в 9 классе "Вода – источник всего во Вселенной"
20.01.2015, 16:57:54

Цель урока: формирование целостного представления о воде с точки зрения естественных наук.

Задачи урока:

Образовательные: повышать интеллект учащихся, формировать умения систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках химии, географии и биологии.

Воспитательные: формировать у учащихся чувство ответственности за выполняемую работу.

Познавательные: усилить эмоциональное воздействие при изучении естественных наук школьных предметов, способствовать процессу самообразования.

Оборудование

Физическая карта мира, глобус, физическая карта России, физическая карта Красноярского края, компьютерно-измерительный блок, химическое оборудование для опыта.

Тип занятия

Обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целевая установка.

Учитель доводит до сведения о цели и задачах занятия.

Видеоролик о воде. Учитель на фоне этого ролика читает слова Антуана-де-Сент-Экзюпери.

"Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, не запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете”.

Учитель географии: в природе всё взаимосвязано.

Как вы считаете, какое вещество самое главное для нас в окружающем мире? Ответ на этот вопрос можно дать уверенно и однозначно – природная вода. Сегодня мы постараемся подробнее разобраться в этом вопросе.

Почему же вода является самым главным веществом на земле?

На слайде показаны слова: аквариум, акватория, акваланг, акварель. Понятно ли значение этих слов? Какое отношение они имеют к теме нашего занятия?

"Аква” в переводе с латинского – вода. "Ка” алфавит начинается с буквы "А”, так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении. И уходит из них только вместе с жизнью.

На столе лежат для каждого таблицы, состоящие из трёх колонок (Знаем, хотим узнать, узнали). В процессе урока вы должны заполнить таблицу.

Учитель географии: если посмотреть глобус или на карту, то становится очевидным, что большую часть земной поверхности занимают океаны, моря, озёра и реки. Недаром нашу планету Земля называют голубой планетой. Вода – это самое распространённое вещество на Земле. Водная оболочка Земли – гидросфера – составляет около 71% земной поверхности. Количество воды на поверхности земли оценивается в миллиардах тонн. Ею заполнены моря, реки, озёра. Вода входит в состав комет, большинства планет Солнечной системы и её спутников. Молекулы воды обнаружены в межзвездном пространстве. Вода входит в состав многих минералов и горных пород, присутствует в почве, во всех организмах. Запасы воды на Земле составляет 1млн.359 тыс.м?. Из этого богатства на долю пресной воды приходится 28%, причем 2,2 % из них недоступны людям. Это ледяной щит Северного Ледовитого океана, Гренландии, Антарктиды.

Основное количество воды содержится в океанах (97,7%), в виде льда (2,14%), вода рек и озёр (2,14%), атмосферная – 0,00005%

Россия обладает огромными запасами воды. Многие реки, озёра входят в десятку крупнейших в мире.

Вопрос: назовите и покажите на карте крупные реки и озёра России..

Вопрос: а какие озёра являются памятниками природы?

Учитель географии: да, уникальным является озеро Байкал. 

Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо павшее в Байкал,
И сам он величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь до донышка просвечен,
И весь до капельки родной.
И Ангары полёт строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы-сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
И в этом, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.

Байкал… он прекрасен во всём его многообразии. Загадочен, как сфинкс и непредсказуем, как торнадо. Характер Байкала подобен капризной женщине: он меняется сто раз на дню. И неудивительно, его настроение зависит от попутных ветров, а их на Байкале 23. Его флора и фауна не имеют аналогов на планете. Он постоянно притягивает к себе учёных всего мира.

Вопрос: а что вы можете рассказать о Байкале?

Байкал – уникальный водоём. Это самое глубокое пресноводное озеро в мире. Считается, что самая большая глубина Байкала 1641 метр. Но это не так. На самом деле окончательная глубина так и неизвестна.

Изучая Байкал, узнаёшь много нового и интересного. Он такой разный… С каждым он свой. С ребёнком – сказочный и беспечный, с юной девушкой – романтичный, со взрослым – задумчивый, со стариком – мудрый.

Существует легенда о том, что Байкал на самом деле живое существо. Говорят, что у него есть голова, есть сердце, что Байкал дышит, у него есть душа. Может поэтому он такой разный со всеми. У него, как у человека, есть к каждому своё отношение. Он чувствует настроение каждого, угадывает желания. Шум его волн, разбивающихся о берег, приносит в душу умиротворение и покой. Байкал окутан легендами и поверьями, рассказывающими о происхождении моря-озера. Вот одна из них – бурятская.

"С незапамятных времен появились в этих краях люди. Их восхитила чудесная природа этих мест. Здесь было всё: леса, чтобы строить избы, чем поддерживать очаг, где собирать урожай. Степи, где пашню заводить, скот пасти. Назвать бы это место раем на земле. Да один был у него недостаток – не было воды. Встретили эти люди странника, рассказали ему о месте чудесном, спросили совета. А странник им в ответ: "Не нужно счастья от счастья искать”. Не послушались люди мудрого человека, пошли дальше. Ходили, ходили, измотались, устали, одежду износили, обувь поистёрли – нет такого места, где всё было бы так, как они хотели. И тут им встретился тот странник. Накинулись на него люди, стали срывать на нём злость. А тот поднялся на самую высокую гору, вынул сердце из груди и бросил его в эту долину. Прожгло сердце землю и хлынула вода кристально чистая и приворотная, кто выпьет её, тот это место никогда не забудет, всегда его сердце будет сюда тянуться”.

А ведь есть в этой легенде правда. Каждый, кто побывал на Байкале хотя бы раз, стремится к нему снова и снова.

Уникально географическое положение Байкала. Он расположен на юге Восточной Сибири, на границе Иркутской области и Бурятии. Со всех сторон он окружен горами, большая часть которых в первой половине лета покрыта снегом. Наибольшая глубина озера – 1641 м. Протяженность Байкала 663 км, ширина от 25 до 80 км. Площадь 31,500 кв. км. Объем водной массы 23 тысячи кубических км. По объему воды Байкал занимает второе место в мире, уступая лишь Каспийскому морю. Водосборная площадь Байкала 590 тыс. км?. В Байкал впадает 544 водотока. На территории Байкала находится 22 острова. Наиболее крупный и интересный из них – остров Ольхон. Главные смотрители за чистотой и прозрачностью воды – рачки гаммариды– бокоплавы. Их в Байкале 255 видов, т.е. 1/3 всех известных рачковых видов в мире. Около 90% массы рачков составляют два вида: эпишура и веслоногий макрогектопус. Они встречаются только в Байкале и надежно хранят чистоту воды, а вместе с ней всю байкальскую неповторимость. Эпишуру с полным основанием можно назвать дворником Байкала. Его длина всего 15 мм, но под каждым квадратным метром поверхности воды его насчитывается до 3 млн. Эпишура появилась в Байкале около 20 млн. лет назад, и все поколения питались только естественными соединениями. А если эпишура погибнет, тогда Байкал лишится своей уникальной чистоты.

По данным Лимнологического института в Байкале водится 2630 видов и разновидностей растений и животных. Такое обилие живых разновидностей объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды. Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30% жира.

Голомянка – рыбка маленькая. Малая голомянка – около 12 см, а большая – 20 см. Но биологическая масса ее в Байкале самая большая. Голомянка стала самой главной рыбой озера .Она прозрачная, через ее хвостовую часть можно разглядеть буквы на белой бумаге. Эта рыба живородящая, икру не мечет, а прямо производит на свет 1,5–2 тысячи личинок.

Из рыб в Байкале водятся – омуль, хариус, сиг, осетр, налим, таймень, щука и др. Наиболее ценная промысловая рыба – омуль.

Икра байкальского омуля выпущена в Ладожское, Онежское озера и вывезена в Чехословакию, Монголию, Англию.

На Байкале водится 236 видов птиц, из них 29 видов водоплавающих. Здесь же обитает нерпа (тюлень), стадо которой достигает 70 000 голов.

Нерпа питается голомянкой и не ест никакую другую рыбу. Вы спросите – почему? У других рыб – чешуя, желудок поцарапать можно и нет столько жира, как в голомянке. Многие ученые до сих пор ломают голову: откуда в Байкале тюлень, похожий на ледовитоморскую кольчатую нерпу?

Не менее привлекательна древесная и травяная растительность Байкала. Она одевает берега Байкала и оживляет окружающие его горы, делает их нарядными и живописными. Осенью, когда растительность принимает различную окраску, берега Байкала особенно красивы.

Тайга сплошным пологом покрывает отроги Баргузинского хребта от самых берегов Байкала. Кедры, пихты, ели достигают здесь огромной высоты. Рядом с ними соседствуют лоскуты альпийских лугов. Темнохвойная тайга полна жизни. Здесь обитает бурый медведь (нигде больше в Сибири не живет так много бурых медведей, как на берегах Байкала), горностай, бурундук, белка, белка – летяга, кабарга, лось, таежный северный олень и другие. Из птиц – кедровка, дятел, поползень, синица, пеночка, рябчик… Но прежде всего тайга – царство соболя. Его называют жемчужиной сибирской тайги. Байкал – это уникальная природная лаборатория.

Байкал отличается большим количеством часов солнечного сияния. Дней без солнца в году здесь же бывает только 37, а на острове Ольхон – 48.

Вопрос: а что вы можете сказать о реках и озёрах нашего Красноярского края?

Физкультминутка.

Учитель химии: А из каких химических элементов состоит вода? Как она образуется? 

Повстречались однажды водород с кислородом. И говорит водород: "Давай с тобой соединимся, будет легче, будет энергетически выгоднее”.

"Нет, – говорит кислород, – не буду я с тобой соединяться. Я такой большой, а ты такой маленький, у меня молекулярная масса 32, а у тебя только 2”. Кислород гордый, активный, богатый. Он имеет большие владения – 21% по объёму от атмосферного воздуха.

"Давай соединимся, – просит водород, – я дам 2 атома, а ты 1, и увидишь, какое получится чудесное вещество.

Учитель химии. Кто скажет, какое вещество?

Давайте запишем уравнение реакций: 2H2 +O2 = 2H2O/

Учитель химии. Ребята! А кто знает, какими физическими свойствами обладает это удивительное вещество? (Вода – жидкость, без цвета и вкуса, и запаха. Кипит при температуре 100 градусов, температура замерзания 0 градусов, плотность 1 г\см?).

При всей своей кажущейся простоте, вода до сих пор преподносит загадки, при чём одна сложнее другой. При охлаждении вода сжимается, но лишь до +4 градусов, при дальнейшем же охлаждении она расширяется.

Вопрос: что будет, если вынести бутылку на мороз? (бутылка лопнет)

Вопрос: Как вы думаете, из ведра снега может получится ведро воды? (Нет. Плотность воды 1 г\см?, а плотность льда – 0,92 г\см?. Поэтому лёд всегда находится на поверхности, сохраняя всё живое в водоёме.

Учитель химии: Вода тихая, спокойная, величественная, всесильная. А почему всесильная? Сейчас мы с вами убедимся, что происходит с металлами, если они прикоснутся к воде (опыт.)

2Li+2H2O=2LiPH+ H2

2Na+2H2O= 2NaOH+H2

Ca+ 2H2O= Ca(OH)2+H2

Они растворились. А что за раствор получился, (опыт: опускаем индикаторную бумагу). Какое вещество образовалось?

Вопрос: А может ли вода растворить серебро? Нет. Бывает, что набирая воду впрок, наши бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку. Зачем? (ионы серебра убивают микроорганизмы, и вода дольше не портится).

Вода – универсальный растворитель. Растворённый кислород воздуха обеспечивает жизнь водных ресурсов

Ребята! А какое правило надо помнить при растворении кислоты в воде? Сначала– вода, затем– кислота– иначе случится беда! Почему? Вода имеет меньшую плотность, оказавшись на поверхности, закипает, и её брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки.

Учитель географии: Вода играет определённую роль в геологической истории Земли, формирование климата и погоды, в круговороте веществ, и биологических сферах жизни. Природная вода никогда не бывает чистой.

Учитель биологии: "Сок жизни” – так назвал воду итальянский художник Леонардо Да Винчи. Без воды не мыслимы очищения организмов от шлаков, регуляция температуры тела, транспортная работа крови. Большинство тканей и органов в основном состоят из воды.

Вопрос: Как вы думаете, в каком органе человека содержится наибольшее количество воды, а в каком наименьшее?

Ответ: Желудочный сок – большее, меньшее – эмаль зубов. Человек на 65% состоит из воды. Потеря организмом более 10% воды может привести к смерти.

Слад – вода в организме человека.

Учитель географии: Где применяется вода?

Вопрос: Знаете ли вы, как в домашних условиях очистить воду?

В завершении нашего урока в качестве рефлексии проведём синквейн (пятистрочный стих) по данной теме. Напоминаю, надо назвать.

  1. Одно существительное
  2. Два прилагательных
  3. Три глагола
  4. Составить предложение
  5. Назвать синоним своего существительного

В оставшееся время дорабатываем таблицу.

Итог оценки.

Спасибо за урок, до свидания!

Категория: ХИМИЯ | Добавил: Вилли | Теги: методические разработки, методическая копилка учителя химии, педсовет, химия в школе, урок химии, химическая формула, Химическая реакция
Просмотров: 1746 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 162
Гостей: 162
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0