Тип занятия – бинарный урок (русский язык и литература).
Цель урока – проследить общность судеб семей
русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть
освещение темы войны 1812 года в произведениях русских писателей и
поэтов, сделать комплексный анализ эпизода произведения.
Задачи урока:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к
русской истории и литературе;
- обучение работе с разными источниками информации;
- развитие устной речи учеников;
- обогащение словарного запаса детей;
- установление связи литературных произведений с эпохой их написания;
- совершенствовать умение анализировать художественный текст с
точки зрения его основной мысли, лексики, синтаксиса, языковых
средств выразительности;
- установление межпредметных связей между уроками русского языка и литературы;
- развитие навыков выразительного чтения.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.
3. Эпиграф к уроку: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».
- Кто автор этих строк?
- Из какого стихотворения?
- Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в 1837 г.
- Какую годовщину Бородинской битвы в этом году отмечала Россия? (25 лет)
4. Вступительная беседа.
- Назовите точную дату Бородинской битвы. (7 сентября по новому стилю, 26 августа по старому стилю 1812 года ).
- Каково историческое значение этого сражения?
(В Бородинской битве были разбиты лучшие силы французской армии, был
подготовлен переход инициативы войны в руки русской армии, пошатнулась
уверенность французской армии в своей непобедимости, усилилось
недовольство длительностью похода, Бородинскую битву можно
рассматривать как нравственную и политическую победу)
- Наполеону не удалось разбить русскую армию. Он потерял около 60
тысяч солдат и офицеров. Потери русских составили 38, 5 тысяч.
Впоследствии Наполеон писал: «Самое страшное из моих сражений это то,
которое я дал под Москвой».
5. Хронология войны.
- Восстановите хронологическую последовательность войны 1812 г. (слайд презентации)
- Переход через Неман 12 июня
- Смоленское сражение, соединение русских армий
- Бородинская битва 26 августа
- Совет в Филях, пожар Москвы
- Тарутинский манёвр, партизанская война
- Малоярославское сражение, отступление французов по выжженной смоленской дороге
- Переправа у реки Березина, Наполеон оставил свою армию
6. Полководцы войны.
- Какой полководец возглавлял русскую армию до Бородинской битвы?
(Барклай де Толли)
- Какой полководец возглавил русскую армию накануне Бородинской битвы?
(Михаил Илларионович Кутузов)
- Какой великий полководец был смертельно ранен во время Бородинской битвы?
(Пётр Иванович Багратион)
Чтение учеником стихотворения А.С.Пушкина «Полководец» (отрывок)
Учитель:
- Это стихотворение Пушкин посвятил Барклаю де Толли.
7. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Словарная работа.
Учитель:
- Одним из самых известных стихотворений о войне 1812 года – «Бородино» М.Ю.Лермонтова.
Словарная работа:
Булат – от персидского пулат (сталь), булатная
сталь, углеродистая литая сталь, которая особому способу изготовления
отличается своеобразной структурой и видом поверхности (узором), высокой
прочностью и упругостью. Впервые в Европе литой булат, аналогичный
лучшим старинным образцам, получен на Златоустовском заводе.
Редут – от французского «убежище», укрепление
сомкнутого вида как правило земляное (но не обязательно), с валом и
рвом, предназначенное для круговой обороны.
Уланы – род легковооружённой кавалерии, вооружённый
пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был
высокий четырёхугольный головной убор (уланка).
Драгуны – в буквальном переводе с французского
«дракон», название конницы, способной действовать также и в пешем
строю.
Картечь – в переводе с польского «свёрток, патрон».
Ружейная картечь, крупная дробь для охотничьих ружей диаметром от5, 25
до 10 мм. Артиллерийская картечь – артиллерийский снаряд,
предназначенный для поражения живой силы на близких расстояниях (до 300
метров) в открытом поле.
8. Судьбы русских писателей и поэтов в войну 1812 года
М.Ю.Лермонтов
- Мы вспомнили стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Поэт не
участвовал в войне 1812 года, но после окончания военной школы
находился на военной службе. Сколько лет было Лермонтову, когда
началась война? (2 года)
- Отец Лермонтова к 1812 г. был пехотным капитаном в отставке, а когда началась война, вступил в Тульское народное ополчение.
- В каком роде войск служил Лермонтов?
(Из школы гвардейских подпрапорщиков Лермонтов выходит корнетом в лейб-гвардии гусарский полк.)
Гусары – лёгкая кавалерия, вооружённая
саблями и пистолетами. Главные задачи гусар – разведка, атака небольших
подразделений противника и его преследование. Первые гусарские отряды
появились в Венгрии и успешно себя показали во время тридцатилетней
войны.
Их форма как в России, так и в других странах сохранила особенности венгерского национального костюма.
Доломан – короткая однобортная куртка, сшитая шнурами со стоячим воротником.
Кивер – головной убор с султаном и шнурами.
Ментик – короткая куртка, расшитая шнурами и отороченная мехом.
Чикчеры – рейтузы. Ташка – плоская сумка на длинных ремнях. Кушак, пояс.
А.С.Пушкин
- Сколько лет было Пушкину, когда началась война? (13 лет)
- Где он в это период жил? (Царское Село, Лицей)
- В стихотворении 1836 г., обращаясь в лицейским друзьям, Пушкин напишет:
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас... и племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега.
- Ранее в романе «Евгений Онегин» Пушкин так напишет о сожжённой, но непокорённой Москве.
- В какой повести Пушкина присутствует тема войны 1812 г.? («Метель»)
- Прочитайте соответствующий отрывок.
Н.В. Гоголь ( слайд 20 )
- Сколько лет было Н.В.Гоголю, когда началась война 1812 г.? (3 года)
Учитель:
- Отец Гоголя стал казначеем военного ополчения и сохранил казну до копейки, за что и получил награду.
В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов
- А кто из русских поэтов участвовал в сражениях войны 1812 г.?
- В 1812 г. Жуковский был зачислен поручиком в Московское ополчение,
прикомандирован к штабу Кутузова, был ранен. В чине штабс-капитана и
кавалера ордена Святой Анны поэт оставил армию. В 1812 г. он написал
стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое принесло ему
известность.
На поле бранном тишина;
Огни между шатрами;
Друзья, здесь светит нам луна,
Здесь кров небес над нами.
Наполним кубок круговой!
Дружнее! Руку в руку!
Запьём вином кровавый бой
И с падшими разлуку.
- Как сложилась судьба Грибоедова в 1812 г.?
(В 1812 г. Грибоедов добровольно записался в Московский гусарский полк (корнет), но в боях не участвовал.)
- Как тема войны 1812 г. отразилась в комедии Грибоедова «Горе от ума»?
Второе действие, 5 явление:
Скалозуб:
В 13-ом году мы отличились с братом
В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.
За третье августа; засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею.
По моему суждению,
Пожар способствовал ей много к украшенью.
Словарная работа
Егеря – лёгкая пехота. Обычно егеря,
одетые в защитного цвета мундиры, начинали бой, они развёртывались в
цепь впереди пехотных колонн и открывали интенсивный огонь. (слайд
презентации)
Л.Н.Толстой
- Сколько лет было Л.Н.Толстому в 1812 г.? (16 лет)
Учитель:
- Отец Л.Н.Толстого, Николай Ильич, был участником заграничного
похода русской армии против Наполеона, битвы при Лейпциге, был в плену,
бежал, вышел в отставку в чине подполковника Павлоградского гусарского
полка.
Л.Н.Толстой работал над романом «Война и мир», одним из главных
событий которого стала война 1812 г., в частности Бородинское
сражение, 6 лет – с 1863 г. по 1869 г.
9. Анализ эпизода романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Сегодня мы проанализируем эпизод, в котором описывается начало
Бородинской битвы. (III том, 3 часть, XXXглава) Важно, что Бородинское
поле и сражение читатель видит глазами штатского человека – Пьера
Безухова. Толстой этим создаёт эффект объективности изображаемого.
- Какие слова в начале эпизода придают ему торжественную интонацию?
(панорама, замер от восхищения, зрелище) К какому уровню лексики
относятся эти слова? (высокому)
- Какие эпитеты передают цветовую гамму картины?
(золотой, розовый, тёмные, длинные тени жёлто-зелёный, белая церковь, зелёные ящики. Эпитет «золотой» повторяется дважды)
- Какой синтаксический приём использует Толстой для описания расположения войск?
(однородные члены предложения)
- В каких ещё предложениях автор использует однородные члены предложения?
- Какие эпитеты использует автор для определения общей картины поля боя?
(оживлённо, величественно, неожиданно)
- Какую метафору использует Толстой для описания утреннего света?
(везде блестели молнии утреннего света)
- В каком предложении Толстой использует прием лексического повтора? С какой целью
- Какой синтаксический приём становится главенствующим в данном эпизоде описания Бородинского поля? Почему?
(Однородные члены предложения. Толстой тем самым передаёт ощущение
огромного пространства, её подвижности, связи мира природы и мира людей)
10. Итоги
- Война 1812 года стала в истории одним из переломных событий,
Бородинское сражение – её апогеем. Оно позволило русским солдатам и
всему русскому народу почувствовать общность и возможность
противостоять грозному врагу. Судьбы всех русских людей того времени
оказались связаны этим великой и трагической страницей русской истории.
Судьбы писателей и поэтов не исключение. Россия отстояла свою
независимость. Война 1812 года сформировала национальное самосознание.
Каждый человек, живущий в России, почувствовал себя частью великого и
могучего народа. |