Цели:
- познакомить учащихся с римской нумерацией;
- формировать умения записывать числа римскими
цифрами и читать числа, записанные римскими
цифрами;
- воспитывать познавательную активность;
- развивать внимание, логическое мышление,
сообразительность.
Оборудование: книга, часы, спички,
презентация, распечатки с текстом заданий.
I. Введение.
Для записи мы используем десять цифр. Запишите
их на доске и назовите.
Эти цифры называются арабскими, потому, что о
них европейские народы узнали от арабов. А
придуманы они были (еще в 6 веке) в Индии. Имеются и
другие нумерации. С одной из них мы сегодня
познакомимся. Это римская нумерация.
II. Просмотр презентации.
III. Выполнение упражнений.
1. Запишите арабскими цифрами: а) XXII; б) XIV; в) XXV; г)
CXIV; д) XCII; е) MLDIX; ж) XIX.
Ответы: а) XXII= X+X+I+I=22; б) XIV= X+V- I=14; в) XXV= X+X+V=25; г)
CXIV =C+X- I+V=114; д) XCII =C-X +I+I=92; е) MLDIX= M-L+D-I+X=1459; ж) XIX =X-I+X=19.
2. Запишите римскими цифрами числа: а) 23; б) 90; в) 47;
г) 34; д) 56; е) 764; ж) 2164.
Ответы: а) XXI I I; б)XC; в)XLVII ; г) XXXIV; д) LVI; е) DCCLXIV;
ж) MMCLXIV.
IV. Обзорная экскурсия по Цифрограду.
Чтобы понять, что изучать римские числа
интересно и увлекательно, я предлагаю совершить
экскурсию по Цифрограду. В этом городе живут не
люди, в нем живут цифры. Схема нашей экскурсии
будет такой: Пункт I —> Пункт V —> Пункт
X —> Пункт L —> Пункт C —> Пункт D
—> Пункт M.
- Посчитайте, сколько остановок мы сделаем во
время экскурсии.
- Что скрывается за названием пунктов?
Пункт I. Историческая площадь.
1. Обратите внимание на памятник первому
русскому императору Петру I - знаменитый Медный
всадник. Скульптор Фальконе сделал на его
гранитном постаменте надпись
PETRO PRIMO CATHARINA SECUND
MDCCLXXXII
(Первые две строчки можно перевести в случае
затруднения: "Петру Первому - Екатерина
Вторая”).
- Расшифруйте надпись, сделанную римскими
цифрами. Что она может обозначать?
Ответ: 1782 (год открытия монумента).
2. Недалеко от памятника стоят два дома, на
фасаде которых обозначена дата их постройки:
а) MDCCCCV;
б) MDCCCLXXXXIX.
- В каком году построен каждый дом?
- Упростите запись года, учитывая, что в римской
записи чисел четыре одинаковые цифры подряд
обычно не пишут. Ответ: а) 1905 г.; б)1899 г.
Пункт V. Прогуляемся по аллее Виртуозов
устного счета.
- Решите примеры: а) V+II; б) IX+I; в) IV+II; г) X-I; д) VI+III.
Ответы: а) VII; б) X; в) VI; г) IX; д) IX.
Пункт X. Продолжим экскурсию по набережной
реки Гипотезы и познакомимся с Х-версиями
возникновения римских цифр.
Первая версия. Цифра V - это раскрытая ладонь с
плотно прижатыми пальцами, а цифра X- две
раскрытые ладони.
Вторая версия. Римские цифры - это заглавные
латинские буквы: "и”, "вэ”, "икс”, "эль”,
"цэ”, "дэ”, "эм”.
Пункт L. Отдохнем у стены Любознательных,
разгадывая загадки-шутки.
1. Из двух спичек сделайте 10, не прибавляя ни
одной спички и не ломая их. Ответ: X.
2. Из трех спичек сделайте 4. не ломая их. Ответ: IV.
Пункт C. Посетим математическую школу Смекалистых,
где проверим свои силы в решении задач со
спичками.
3. Из спичек сложили неверные равенства.
Переложите в каждом равенстве по одной спичке
так, чтобы равенства стали верными.
Неравенства |
Ответы |
VI +I=V |
V+I=VI или IV+I=V |
IX- I= X |
XI-I=X или X-I=IX |
X +III= XI |
X+II=XII или IX+II =XI |
X II+IX= II |
XII-IX=III |
X =VII-III |
X-VII=III |
V -VI= X |
V +V= X |
VI-IV= IX |
VI+IV=X |
IV- V= I |
VI-V =I |
IV- I+V= II |
IV =I+V-II |
X +X= I |
X-IX= I |
Пункт D. У храма Думающего Мудреца
поработаем с неравенствами.
4. Переложив одну палочку, превратите неверное
неравенство в верное.
Неверные неравенства |
Верные неравенства |
V I+IV > X |
VI +VI > X |
XIV +V > X I X |
X V + VI > X I X |
Пункт M. На холме Математиков подведем итоги
экскурсии.
Ответы на вопросы:
- Сколько цифр в римской нумерации?
- Является ли эта нумерация позиционной?
- Какие правила существуют для записи чисел в
римской нумерации?
Самооценка.
|