Цели. Создать условия для
- интеграции знаний музыки и ИЗО по восприятию
морской стихии в цветовом и музыкальном
выражении;
- развития духовно-гармонического потенциала
детей;
- творческой атмосферы, при которой ребенок
самотворит, самореализуется, самовыражается;
- формирования мыслительных операций: обобщать,
доказывать, научиться вслушиваться.
Задачи:
- развивать образное музыкально–
художественное воображение;
- развивать мир "морских фантазий”;
- учить видеть разные настроения моря, морских
обитателей;
- учить детей бережному обращению к живому миру.
Оборудование урока.
а) Для учителя:
- репродукции картин;
- фонограмма для музыкального ряда;
- фортепиано, ноты.
б) Для учащихся:
- альбом;
- краски;
- цветные мелки;
- карандаши.
в) Музыкальный ряд:
- М. Прокопьева "Дельфинята”;
- Ю. Ким "Рыба-кит”;
- Н. Римский– Корсаков "Шехеразада”;
- К.Дебюсси "Море”.
г) Изобразительный ряд:
- К. Моне "Восход солнца”;
- И. Айвазовский "Радуга”;
- С. Щедрин. "Набережная Санта Лючия в Неаполе;
- У. Тернер. "Последний рейс корабля "Отважный”.
Тип урока: изучение нового материала.
Оргформа: урок – путешествие.
Ход урока
І. Оргмомент
Музыкальный дивертисмент.
ІІ. Сценарий-программа путешествия
1. Погружение в тему. Актуализация
темы урока.
Учитель. Сегодня мы с вами отправляемся в
морское путешествие на корабле. Для этого нам
нужно выбрать капитана, который поведет наш
корабль в плавание, а мы поплаваем вместе с ним.
Дети. Выбирают капитана. Капитан сигналит
отправление, и дети отправляются в путешествие.
2. Морской мир.
Учитель. Приглашаю вас в морское путешествие:
вслушайтесь в мелодию, характер, текст песни и
попытайтесь узнать место прибытия нашего
корабля! (С движениями поёт песню Ю. Кима "Рыба-
кит”).
Учитель. Куда же мы приплыли?
Дети. На остров.
Учитель. Что же мы увидели с этого острова,
давайте посмотрим далеко-далеко в море.
Дети. Рыб, дельфинов, чаек, медуз, китов.
Учитель. А сейчас давайте поиграем в игру.
"Море волнуется раз, море волнуется два, море
волнуется три, морская фигура замри”. После
сказанных последних слов дети изображают
морские "Фигуры”, а ведущий отгадывает, называя
их (рыба, кит, медуза и т.д.).
3. Морская стихия.
Сколько же вы знаете морских животных?! Молодцы!
А знакомы ли вы с морской стихией волн?
Учитель. Читает стихотворение:
И. Бунин. "Золотой невод".
Волна ушла – блестят, как золотые,
На солнце валуны.
Волна идет – как из стекла литые.
Идут бугры волны.
По ним скользит, колышется медуза,
Живой морской цветок…
Но вот волна изнемогла от груза
И пала на песок
Зеркальной зыбью блещет и дробится,
А солнце под водой
По валунам скользит и шевелится,
Как невод золотой.
Учитель. Вновь приглашаю вас в плавание!
Окунёмся же в стихию морских волн! Попробуйте
услышать "живое море”!
Дети садятся на стульчики и слушают отрывок
из симфонической картины Н. Римского-Корсакого
"Шехеразада”.
Учитель. Какой характер, настроение этой
музыкальной картины?
Дети. Неспокойный, настороженный,
взволнованный, сердитый.
Учитель. Русский композитор Николай
Римский-Корсаков рисует картину моря. Сам он
очень много путешествовал по свету и в своем
произведении хотел изобразить красоту морской
стихии. У него море то неспокойное, волнующее,
одна за другой набегает волна на берег, то
спокойное. Убаюкивающее море. Море – живой
организм. Оно имеет множество оттенков
настроений, характеров, чувств.
А какое вы любите море?
Дети. Грозное, синее, бурлящее, ровное и т.д. (дети
могут называть как характеры моря, так и его
цвета).
4. Морские характеры.
Учитель. Как вы догадались – у моря не всегда
одинаковое настроение. Также и у морских
обитателей есть свои характеры, настроения,
увлечения. Угадайте, кто плывёт к нам навстречу?
Учитель вместе с детьми исполняет песню М.
Прокопьевой " Дельфинята” с использованием
мелкой моторики.
Учитель. С кем же мы повстречались в море?
Какие к нам приплыли дельфины? Какое у них
настроение? Как бы вы отобразили его в красках,
движении?
Дети. Веселые, шустрые, жизнерадостные,
игривые, озорные, бойкие и т.д.
Учитель. Мы с вами изобразим именно таких
дельфинов.
Учитель. А теперь я вас попрошу в своих
работах изобразить то море, которое всем
нравится. Изобразите тех животных, рыб, с
которыми вы "встретились”, плавая на корабле.
Дети работают в альбомах под слушание музыки
К. Дебюсси "Море”.
Просмотр детских работ:
- Что изобразили? Мир каких животных предстал в
вашем воображении?
- Какой характер у них? Как он проявляется в
музыкальном произведении? Какими красками вы
передали его в рисунке?
- Какие цвета господствуют в вашем рисунке?
Почему?
Учитель. А теперь мы посмотрим, как
изображали море, воду знаменитые художники,
обратимся к опыту классиков.
Просмотр художественных работ
(на фоне приглушенного звучания мелодии К.
Дебюсси "Море”).
- К. Моне. " Восход солнца”;
- И. Айвазовский. " Радуга”;
- С. Щедрин. " Набережная Санта Лючия в Неаполе”;
- У. Тернер. " Последний рейс корабля "
Отважный”.
Учитель. Какими красками пользовались
художники, чтобы изобразить различные
настроения воды? Что особенного в картинах
художников-маринистов? Что общего в характере
художественных произведений?
ІІІ. Рефлексия
- Что вы узнали в нашем заочном морском
путешествии?
- Какие голоса моря вы услышали?
- Какие краски морской стихии вы увидели? Как они
созвучны с музыкальными произведениями
- Какие элементы путешествия вам оказались
наиболее интересными?
- Что бы хотелось повторить?
|