Цель: Формирование личности студента силой воздействия музыкального и хореографического искусств.
Методическая цель: Совершенствование подходов к теории и практике управления качеством образования студентов.
Задачи:
- образовательные: Деятельно-практическое и теоретическое
освоение жанров танцевальной музыки: менуэт, полонез, гавот, вальс,
полька, детский бальный танец. Усвоение знаний о характере, родине,
ритме, размере, темпе каждого танца.
- воспитательные: Воспитание художественного вкуса, эмоциональной культуры, коммуникативности, патриотическое воспитание.
- развивающие: Развитие музыкальных и хореографических
способностей студентов через деятельное освоение репертуара, развитие
внутреннего слуха, чувства ритма, интеллектуальное развитие.
Репертуар музыкальных произведений урока:
- Д. Тухманов «День Победы»
- Ф. Госсек Гавот
- В. Качурбина, С. Рахманинов, Й. Штраус Полька
- Л. Боккерини, В. Моцарт Менуэт
- Е. Дога Вальс, М. Блантер «В лесу прифронтовом», А. Петербужский «Синий платочек»
- С. Джоплен Рейгтайм.
- М. Глинка, М. Огиньский Полонез
- Ф. Шопен Мазурки №№23, 19
- Чешская народная пляска «Аннушка»
- Русские народные пляски «Из-под дуба», «Всем, Надюша, расскажи», «Как на масляной неделе».
Предварительная работа: Разучивание танцевальных
движений и постановка танцев: па де грас, полька, экзерсис у станка,
рейгтайм, вальс, полонез, мазурка, менуэт.
Основные термины урока: Полонез, вальс, мазурка, гавот, менуэт, полька.
Оборудование: Фортепиано, ПК, презентация «Жанры танцевальной музыки», плакат с изречением Д.С. Лихачева.
Вид урока: Интегрированный.
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Возможная личностно-значимая проблема: Участие студентов в реальном живом порождении искусства, повышение уровня социальной значимости культуры и искусства.
Ход урока
I. Организационная часть урока: вход студентов под музыку марша.
II. Вступительное слово преподавателя, сообщение цели и темы урока.
Преподаватель музыки: С древнейших времен и до
наших дней люди всех возрастов и профессий любят двигаться:
маршировать, танцевать; на праздники или просто в свободные вечера
непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии, не все
умеют хорошо танцевать, но хочется танцевать каждому. Танец – это
радость!
III. Работа над новым материалом.
Преподаватель хореографии: Много веков тому назад
танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне
кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных
дворцовых залах в сопровождении труб, виол или оркестра.
П.м.: Большинство танцев в той или иной форме
дожили до нашего времени. Они, конечно, отличаются один от другого в
зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это
произошло, от того, кто и где их исполнял. Вы, наверное, уже
догадались, что тема нашего урока звучит так: «Жанры танцевальной
музыки».
П.х.: Об эстетическом значении танца размышляли еще
древнегреческие философы и писатели – Платон, Аристотель, Плутарх,
Лукиан, сочинивший целый трактат «О пляске», дошедший до наших дней. Не
смотря на разницу во взглядах, на жанровое деление танца, они
признавали его воспитательное значение, видели в нем не средство
развлечения, а средство гармонического развития человека, передачи
эмоционального состояния.
П.м.: За многовековую историю своего развития танец
значительно усложнился, превратился в самостоятельный вид искусства,
включающий разные жанры и направления. Танец отражает нравы и вкусы
своего времени, своего народа. У каждой эпохи есть свои любимые танцы. В
17-м веке модным был менуэт, через сто лет Европа начнет танцевать
вальс, затем – чарльстон, фокстрот, танго. Появляются новые танцы,
забываются старые. Иногда происходит неожиданное: бытовой танец,
казалось бы уже давно забытый, приобретает вдруг вторую жизнь, начинает
звучать в симфониях, операх, балетах. Отдельные движения легли,
например, в основу классического танца, отличительными чертами которого
стали возвышенность, одухотворенность, поэтичность.
П.х.: Элементы классического тренажа являются
необходимыми составляющими обучения. Они равномерно развивают
опорно-двигательный аппарат и все мышцы корпуса и конечностей, тренируют
дыхание, формируют правильную осанку и составляют основу грамотной
постановки корпуса.
П.м.: Двигаясь под прекрасную музыку, впитывая ее
ритм, дыхание, пропуская музыку через свое сердце, танец учить выражать
свои эмоции в музыкально организованном движении, развивает
эмоциональность, прививает артистизм.
П.х.: Поклон, экзерсис у станка.
(студенты выполняют поклон и экзерсис у станка)
Как же складывались судьбы танца?
Полька. Название полька произошло от чешского
половина (в значении – полшага). В середине 19 века этот чешский
народный танец стал бальным. Его размер – двудольный, темп – быстрый,
ритм построен на повторении ритмических структур восьмых и шестнадцатых
длительностей, танец исполняется парами по кругу, в нем нет ничего
искусственного, надуманного, все живо, просто весело. Там, где надо
выразить радость и молодой задор, полька незаменима.
(Студенты танцуют польку)
1840 год страстные полькоманы предлагали назвать годом польки.
Польку танцуют повсюду: на балах, в кафе, на улицах и даже в магазинах.
Появились жилеты и галстуки «а ля полька» и даже стрижки «польки».
Сначала неуверенные, робкие, танцоры движутся все свободнее, смелее.
Глаза их блестят, на губах улыбка, они увлечены, охвачены азартом.
Новому танцу хотят научиться все. Париж говорит только о польке. Какие
удивительные названия полек:
- «Гром и молния»;
- «Роскошный поезд»;
- «Легкая кровь»;
- «Венгерская полька».
Так и хочется послушать каждую из этих полек, сочиненных
композитором Й. Штраусом. Попробуйте угадать название, вслушавшись в
музыку.
(Звучит одна из полек)
Какие средства выразительности натолкнули вас на правильный ответ?
В каком альбоме фортепианной музыки, написанном для детей в жанре сюиты, встречается полька?
Как можно использовать польку в детском саду?
Ответы:
- протанцевать элементы;
- поставить танец, прокостюмировав его;
П.м.: Мы с вами попробуем послушать музыку польки
Чайковского из «Детского альбома» и легко подстучать ее ритм с помощью
ваших самодельных музыкальных инструментов. Формы польки – трехчастная.
Первую часть подстукивают ритм половина класса, вторую – вторая, третью
– все вместе.
(Звучит полька П.И. Чайковского в сопровождении звукового оркестра)
Гавот. Гавот вошел в моду около 1600 года и на
ближайшие полтора столетия стал одним из любимейших бальных и
оперно-балетных танцев. Был включен в сюиту. Хотя движениям гавота
присуща некоторая манерность, музыка его, как правило, отличается
ясностью мелодии, живостью темпа, четкостью ритма. Его размер –
четырехдольный. К гавоту обращались композиторы Люлли, Рамо, Бах,
Гендель. Новую жизнь гавоту дал С.С. Прокофьев. Третья часть его
классической симфонии – гавот. Простодушным весельем лучится каждая
нотка, в музыке – неторопливая и важная уверенность.
(студенты исполняют танец Па де грас на музыку гавота Ф. Госсека)
А теперь послушайте гавот С.Прокофьева и сравните звучание этих двух «одинаковых» танцев.
Менуэт. Среди танцев 18-19 веков менуэт был
королем. Менуэт родился во французской деревне в провинции Пуату в
Бретани. При Людовике XIV становится главным придворным танцем, в
России попадает на ассамблеи Петра I. Придворным менуэт – медлительный,
торжественный, церемонный. Каждый шаг танцоров был расписан заранее:
они двигались так, чтобы получилась фигура в виде буквы «S». Из
непосредственной живой народной пляски менуэт превратился в школу
галантных манер. Он был сложным в техническом плане, его исполнение
приходилось много репетировать, изучать позы и движения, тренироваться в
исполнении реверансов, отрабатывать отдельные фигуры. Музыкальный
размер менуэта – три четверти. Характерные элементы – маленькие, легкие
шаги; дамские поклоны с приседаниями, показывающие умение танцующей
дамы обращаться с широким и длинным платьем, изящные позы невысоко
поднятых рук с красивым изгибом кистей, дополняющее рисунок. Движения
кавалера носят галантно-почтительный характер и выражают преклонения
перед дамой. Кавалер и дама смотрят друг на друга, дама может время от
времени может томно опускать глаза.
Реформы Петра I коснулись не только экономики и государственного
устройства России, но и ее культуры и быта. Выходит первая газета,
создается первый музей и первая библиотека. Среди этих многочисленных
нововведений особе место занимают ассамблеи. Специальный указ от 1718
года подробно разъясняет, каким образом «оные ассамблеи отправлять». На
ассамблеи съезжались и дворяне, и бояре, и мастеровые люди, и даже
женщины. Подобное смешение чинов и званий было неслыханным! Русская
женщина перестает быть домашней затворницей и впервые наравне с
мужчиной принимает участие в общественных увеселениях. Танцы становятся
главным новшеством ассамблеи, умение танцевать становится неотъемлемой
частью дворянского воспитания.
Как это обычно бывает с каждым популярным танцем, менуэт сразу же
привлек к себе внимание композиторов. Его включают в сюиты, сонаты,
квартеты. Он становится частью симфонии. Средняя часть менуэта – трио –
называется по числу исполнителей этой части.
Послушаем менуэт Моцарта из «Маленькой ночной серенады». Постарайтесь определить, какие инструменты входят в состав трио.
Ответьте на вопрос: эта танцевальная музыка предназначена исключительно для танцев или для слушания тоже?
Полонез. 18 век подарил мировой хореографии еще
один шедевр – полонез. В отличии от менуэта полонез на так сложен в
исполнении: не надо заучивать сложные па и запоминать их строгую
последовательность. главным в полонезе были гордая осанка и особая
торжественность.
Полонез берет свое начало от народного польского танца-шествия
«Ходзоны» (перевод с польского – пеший), имевшего торжественный
степенный характер и исполнявшегося на свадебных торжествах. Со
временем танец полюбился настолько, что стал неотъемлемой частью и
других народных празднеств, где исполнялся с различными предметами. Так
появились «ходзоны со свечами», «ходзоны с подушками», «ходзоны с
хмелем» и др. Но постепенно полонез потерял свою простоту и сделался
танцем привилегированных слоев общества.
В 18 веке полонез уже неизменно открывал каждый грандиозный,
роскошно обставленный балл или танцевальный вечер. Во время галантного
шествия, гости показывали себя, свои наряды, светские манеры и
благородство. В танце могли принимать участие все приглашенные без
ограничения возраста. Шествие открывал хозяин дома в паре с самой
знатной дамой, задавая движения, повторяемые всей колонной. Из
парадного зала полонез мог медленно переместиться в самые дальние
комнаты или сад, где не было слышно музыки и движение продолжалось под
внутренний ритм танцующих.
Исходное положение полонеза: ноги в первой позиции, правая рука
кавалера поддерживает руку дамы на уровне груди, левая рука кавалера
полусогнута за спиной, дама в свободной руке держит веер или
поддерживает платье. Шаг полонеза: один такт – три шага с легким
неглубоким приседанием на третью долю. Размер – три четверти.
Хореографы используют для постановок полонезы, написанные Ф.
Шопеном, М.И. Глинкой, П.И. Чайковским. Один из самых популярных
полонезов – «Прощание с родиной», написанный польским композитором
Михаилом Клеофасом Огиньским (1765–1833).
В работе с детьми задача состоит не в усвоении рисунка танца, а в том, чтобы дать танцующим примерить на себя атмосферу бала.
М.И. Глинка польский акт оперы «Иван Сусанин». Пышный бал в замке
польского короля Сигизмунда, беспечно пирует уверенная в своей победе
шляхта. Ярко освещенная зала полна гостей. Открывается действие
блестящим полонезом.
(Звучит полонез Глинки)
Бал в 19 веке – это серьезный экзамен на этическую зрелость. Книга
Альберта Цорна «Грамматика танцевального искусства и хореографии»
(1888) за 120 лет ничуть не постарела.
Правила из этой книги:
- Приглашение на бал должно быть разослано, по крайне мере, за
неделю до бала, чтобы дамы имели возможность позаботиться о своем
туалете. При этом в приглашениях должно быть всегда точно обозначено
время начала бала.
- Кавалер обращается к даме с просьбой оказать ему честь и
протанцевать с ним. Слово «честь» в этом случае отнюдь нельзя заменить
словом «удовольствие».
- Если дама принимает приглашение, то она встает и идет танцевать,
если же отказывается, то говорит, не вставая: «Извините, пожалуйста, я в
настоящую минуту очень устала»
- Отказавшей даме никогда не следовало бы тотчас за тем идти
танцевать с другим кавалером, т.к. это может доставить ей большие
неприятности; она должна немного обождать.
- Дама должна строго соблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой
стороны, как во время танцев, так и при передвижении по залу. Едва ли
следует упоминать, что ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не
снимают, а тем более без перчаток не танцуют.
- По окончании танца следует отвести даму на то место, где она приняла ваше предложение и поклоном.
Мазурка. Польский танец, вошел в бальные залы
многих европейских стан. Удаль, блеск и грация отличают мазурку. Темп
ее умеренно быстрый, размер трехдольный. Многие классики русской
литературы описывали этот грациозный бальный танец. Послушаете фрагмент
сочинения великого русского писателя. Вспомните название и жанр этого
произведения литературы.
Вопрос: чем закончился рассказ?
Сравните по звучанию две мазурки Шопена, охарактеризуйте каждую из них.
(звучат мазурки Шопена №№ 19, 23, М.И. Глинки из оперы «Иван Сусанин», студенты исполняют элементы танцевальных движений)
Вальс. Особое место в кругу танцевальных жанров
занимает вальс – король танцев. Вальс по-немецки означает «вертящийся,
кружащийся». Вальс придумал не один человек, а тысячи людей. И жили эти
люди в маленьких городках Австрии и Германии. Назывались такие
городки, в отличии от больших и шумных городов, словом «ландль» –
провинция. В провинции и родился танец, который получил название
«лендлер». Собирались на лужайке парни и девушки и под звуки
деревенской скрипочки начиналось кружение с подпрыгиваниями: раз, два,
три. Гулько хлопают оземь деревянные башмаки, развиваются деревянные
юбки. Вот от этого танца взял начало прекрасный вальс. Движения его
основаны на обороте вокруг себя и продвижении по кругу. Официальной
родиной вальса считают Вену.
Точно добрый волшебник летел вальс по миру, покоряя своим обаянием.
Оно царствует и сегодня. Вальс всюду: в музыке серьезной и легкой, в
опере, оперетте, балете и песне. Ни один танец не может сравниться с
ним в многогранности чувств. Грусть, веселье, восторг, раздумье, печаль
– все может выразить вальс.
Красочными кадрами проходят перед нами сцены из опер и балетов.
…. Бал у великосветского вельможи. Юная девушка в розовом платье. С
бьющимся сердцем она ждет: неужели никто не пригласит ее на танец?
«Вальс, вальс!» – слышится голос распорядителя. Не сразу, будто
издалека возникает нежная негромкая мелодия. Ее мечтательная грация
живо рисует обаятельный образ девушки. Звучит первый счастливый вальс
Наташи Ростовой.
А вот совсем другой бал. В доме Лариных празднуются именины старшей
дочери Татьяны. Кружится веселый беспечный вальс. Танцует молодежь,
судачат старики. Но почему вдруг мелодия исказилась тревогой? Пылкий
восторженный юноша увидел, как друг танцует с его невестой, и первое
горькое разочарование сжало его сердце.
Прислушайтесь, как будет и верить в победу военный вальс. Вглядитесь
в картину Виктора Попкова «Всех мужиков забрали на войну».
(исполняется вальс «Синий платочек», муз. Е.Петербургского, сл.
Я.Галицкого и М.Максимова и вальс М. Блантера «В лесу прифронтовом»)
Регтайм. Получил большое распространение в начале
20 века. Он привезен в Европу из-за океана джазовыми ансамблями. Ритм
нервный, напряженный. Используются элементы музыкально-танцевального
фольклора латиноамериканского и африканского. На фоне однообразного
мерного аккомпанемента в мелодии появляются синкопы, ритмические
перебои. Для усвоения регтайма необходим высокий уровень тренировки
координации и дыхания, мышечная выносливость, грамотная постановка
корпуса, рук, ног, головы – все то, что дает классический танец.
Регтайм требует прекрасно развитого чувства ритма, безупречной
координации движений, равновесия и акробатической гибкости.
(исполняется регтайм на муз. С. Джоплин)
Русское народное танцевальное творчество.
Язык народных мелодий разных стран складывался тысячелетиями. Один
путешественник, проезжая по России в 18 веке, с удивлением писал:
«Случалось мне видеть, что некоторые танцы раньше были песней, они как
бы вылились из песни, которая поначалу сопровождалась ритмическими
движениями».
(исполняется русская пляска «Из-под дуба» с косынками)
Музыка сопровождает русского человека всю жизнь. Она рядом в труде и
в борьбе с трудностями жизни. Хороводные и плясовые песни звучать по
праздникам и в свободное от работы время. А как любят танцевать дети!
(хороводная игра «Всем, Надюша, расскажи»)
А теперь исполняется масляничная пляска.
(исполнение пляски)
А в заключение урока исполняется музыкально-хореографичская композиция «Если город танцует», муз. А.Журбина.
IV. Рефлексия.
Студенты письменно отвечают на один из вопросов:
- Танец как преображение;
- Подари людям танец;
- Что или кого мы изображаем, когда танцуем;
- Сильные и слабые исполнители;
- Танец и дети.
Фоном творческой работы служит классическая танцевальная музыка.
V. Итог урока.
|