«От безбожья
до Бога – мгновенье одно.
От нуля до итога – мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье.
Жизнь ни мало ни много – мгновенье одно.
(Омар Хаям)
Цель: создание оптимальных возможностей для
творческого развития детей, их гражданского становления.
Задачи:
1. Образовательные:
2. Развивающие:
- продолжить развитие творческого мышления учащихся, их
познавательной деятельности, активности, стремление пополнять знания из
различных источников информации;
- продолжить формирование умения выделять существенные
связи, давать им оценку, обобщать, анализировать.
3. Воспитательные:
Планируемые результаты.
Учащиеся узнают о:
- жизненном призвании человека;
- смысле жизни;
- о правилах поведения в жизни.
Тип урока: нестандартный.
Форма урока: мастерская.
Методы обучения:
- по типу познавательной деятельности: частично-поисковый;
- по форме сотрудничества: групповой.
Информационно-методическое обеспечение:
- мультимедиапроектор;
- раздаточный материал;
- бумага, фломастеры;
- песня «Есть только миг» из к/ф «Земля Санникова».
Ход урока
Тема нашего сегодняшнего урока: «Есть только миг между прошлым
и будущим».
Что это за миг и как он называется, вам предстоит догадаться
самим.
А сейчас прослушайте слова Омара Хаяма, великого персидского
и таджикского поэта, математика, жившего на рубеже 11 – 12 веков, и попробуйте
догадаться о каком миге идет речь.
«От безбожья до Бога – мгновенье одно.
От нуля до итога – мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье.
Жизнь ни мало ни много – мгновенье одно.
(Омар Хаям)
- Итак, кто догадался? О чем пойдет речь? Что это за
мгновенье? Как оно называется?
- Жизнь.
Для вас, вступающих в жизнь это слово очень актуально.
Следует задуматься о том, что такое жизнь, в чем ее смысл, и как ее надо
прожить. Сегодня на уроке мы попытаемся это сделать.
Доска:
- Что такое жизнь?
- В чем смысле жизни?
- Как ее надо прожить?
Говорят, что ладонь – это карта жизни человека. Мы ее
прочитать не можем, но давайте нарисуем ладонь и напишем на ней, что такое
жизнь.
Жизнь – это …
1. Индуктор.
1. Ученики на листочках рисуют ладонь и пишут понятие –
жизнь).
Составьте статью для толкового словаря к слову «жизнь».
Жизнь – это…
Таким образом вы можете внести свой вклад в опыт составления
статьи в словарь.
2. Социализация.
Задание:
а) во время выступления групп отметить их достоинство и
своеобразие;
б) каждая группа дает свое определение;
Итог работы: определение какой группы было более точным?
3. Работа с информацией.
а) Информационный блок 1.
Статья из Толкового словаря С. Ожегова. Жизнь – это…
Сравните со своим определением и скажите с каким из них мы
работаем сегодня.
А теперь ответьте на вопрос: жизнь какая? (Составить кластер.
Ученики на листочках.)
ЖИЗНЬ КАКАЯ?
4. Социализация.
Группы зачитывают свои ответы (учитель записывает на доске).
- Это ваше представление о жизни человека на начало урока.
5. А теперь подумайте и скажите:
- В чем смысл человеческой жизни? Ее истина?
- Зачем человек живет на свете?
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одно девица,
- Кто помнит, из какой сказки эти слова? (Быстро!)
- Помните о чем они сказали? (Группы.)
«То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
- И кого же выбрал царь?
- Почему? (Пир даже на весь крещенный мир скоро закончится и
придется мыть посуду. Полотно тоже не век будет носиться. А сын богатырь – часть
того смысла в жизни, который вечен. Он – наследник царства).
6. Кто из вас помнит, когда считается, что мужчина не зря
прожил жизнь.
Группам свой ответ нарисовать на листочках и вывесить на
доску. (Защитить!!!)
7. Работа с информацией.
А теперь, каждая группа получает информационный блок.
а) Стихотворение Степанова, статьи.
б) Прочитайте и обсудите материал.
в) Конечная цель данной работы – скорректировать свой
кластер, изменилось ли ваше отношение к тому как надо прожить жизнь?
ЖИЗНЬ КАКАЯ?
г) Вспомните традиционное мировоззрение хакасов.
Мы знаем, что мир они делили… (На 3 части.)
Верхний, средний и нижний.
- Мы в каком мире? (В среднем.)
- Помните, как они говори нужно жить в среднем мире? (Если не
помнят, дать соответствующий материал.)
- Какие правила нужно соблюдать? (Правила поведения в среднем
мире.)
- Относись к другому так же, как хочешь, чтобы относились к
тебе.
- Бери от природы лишь то, что поддерживает жизнь, но не
более.
- Оберегай жизнь во всех проявлениях, не нарушай порядок,
гармонию мира.
- Чего нельзя делать в жизни? (Ответы.)
- А теперь послушайте, что сказал Н. Островский?
«Жизнь дается один раз
И прожить ее надо так, чтобы
Не было мучительно больно за
Бесцельно прожитые годы…»
(Н. Островский. «Как закалялась сталь»)
И возвращаясь к нашему кластеру, что вы можете сказать о
жизни теперь?
ЖИЗНЬ КАКАЯ?
Говорят, если человек построил дом, вырастил сына, посадил
дерево – жизнь прожил не зря.
Проблема:
- А как вы думаете, Жизнь легко прожить?! (Жизнь прожить не
поле перейти.)
У вас все еще впереди. А что вы узнали о жизни ваших
родителей, бабушек. Как прожили свою жизнь они? Что нового вы узнали?
(Сообщение учащихся о жизни родителей.)
8. Рефлексия (группы).
А теперь попробуйте составить синквейн к слову жизнь.
Синквейн:
- Тема – 1 слово (существительное).
- Описание темы – двумя прилагательными.
- Описание действия – 3-мя глаголами.
- Фраза из четырех слов – отношение к теме.
- Синоним из 1 слова, которое повторяет суть темы.
- Жизнь.
- Единственная, неповторимая.
- Испытывает, восхищает, изумляет.
- Он приносит радость всем.
- Мгновенье (вечность).
Вы все сегодня поняли, что жизнь – это миг и как ее надо
прожить, чтобы не было стыдно за прожитые годы.
9. Оценка работы.
Спасибо за урок!
Оценки… |