Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 22.11.2024, 09:56:26
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок открытых мыслей (по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»).
03.07.2010, 13:29:27

Используемая технология: групповая.

Ведущий метод: сотрудничество, диалог.

Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, выполненные по произведениям Ю. Яковлева.

Использование ТСО: компьютерная презентация.

Оформление доски:

1. Название урока: «Быть Человеком».

2. Литературные термины: композиция, юмор, портрет, антитеза.

Высказывания писателя:

3. «Вот он идёт, мальчишка, человечек, а вглядишься – уже готовый, сформировавшийся человек!»

«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовлетворение, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье».

Цели:

1. Создать условия для формирования правильного нравственного выбора.

2. Развитие связной речи, ассоциативного мышления.

3. Обучение начальным навыкам работы с литературным портретом.

Ход урока

Вступительная беседа

В самом начале урока звучит песня «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

- Узнали ли вы песню, звучавшую на перемене? Можете ли назвать автора слов, композитора?

- Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю. Яковлев.

- Чем привлекает вас прослушанная вами песня?

(Конечно, прежде всего трогательным отношением матери к своему малышу. Всё, о чём бы ни писал Ю Яковлев, не может не волновать вдумчивого читателя).

Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Рыцарь Вася». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их.

Знакомство с биографией Ю. Яковлева

- Несколько штрихов биографии писателя. Будьте внимательны, так как сразу же прозвучит вопрос по прослушанному материалу.

Краткое сообщение

Родился Юрий Яковлев 26.06.1922г. в Ленинграде в семье служащего. В 1940г. окончил школу, был призван в армию. Он был участником ВОВ: наводчик зенитной батареи, сотрудник фронтовой печати. После войны поступил в Литературный институт им. Горького. Печататься стал в 1947г.: создавал как стихи, так и прозаические произведения – рассказы, повести.

Беседа по прослушанному материалу

- Вопрос на внимание: какую юбилейную дату Юрия Яковлева справляла литературная общественность летом 2002 года? (80-летие)

- Мир писателя . Чтобы понять духовный мир талантливого писателя, порой достаточно перечесть его произведения. Я знаю, что из предложенного списка рассказов Ю. Яковлева вы прочли многое. Попробуете 1-2 предложениями сформулировать, о чем же его рассказы? Или о каких людях? (о смелых, благородных, бескорыстных)

- Яковлев однажды произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества:

«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то

удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым –

счастье»

- В качестве определяющих слов для урока я выбрала «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»

Что значит, по-вашему, быть человеком с большой буквы? (людьми становятся, а не рождаются).

Групповая работа над портретом Васи с последующим обсуждением

- Как известно, все мы родом из детства. Яковлев внимательно вглядывался в каждого подростка: « Вот идет мальчишка, человечек, а вглядишься – уже готовый, сформировавшийся человек». Мог бы писатель так сказать о герое произведения «Рыцарь Вася» Васе Рыбакове?

- А что нам, читателям, помогает сформировать наше отношение к герою? (поступки, портрет героя, художественные приемы, используемые автором).

Задание: выбрать из произведения слова, характеризующие отношение к герою окружающих людей, автора, самооценку героя. Индивидуальная работа экспертам: работа со словами «рыцарь», «благородство» по толковому словарю.

 

Окружающие
Сам Вася
Автор

1. «Тюфяк» (одноклассники)– Какие этому доказательства? 2. Обжора (одноклассники) 3. «Слон в фарфоровой лавке» (мама) – Понимаете ли смысл этих слов? 4. Толстяк (друг)

- Ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность. - А каким вы представляете себе рыцаря? (рисунки, подготовленные к уроку)   В груди его билось благородное сердце рыцаря. - Что, в отличие от одноклассников, видел в своем герое автор? - О чем мечтал мальчик? (защищать слабых и обиженных)

 

Примерные вопросы для обсуждения

Слово – экспертам.

У слова « рыцарь » - 2 значения:

1. В феодальной Европе – военный человек.

2. Перен. Самоотверженный, благородный человек.

- Какое из значений имел в виду автор, вынося в название рассказа слово «рыцарь»? (имя не подходило для рыцаря, да и внешность тоже).

- Обратите внимание на рисунки. Определите самый яркий, запоминающийся эпизод по выбранным сюжетам. ( Спасение мальчика ). Каким изображён рыцарь на представленных рисунках? (на коне, в доспехах, вооружён). Что вы знаете о рыцарях Средневековья?

- Объясним слово « благородство » (Самоотверженный человек и есть благородный)

Чтобы защищать слабых и обиженных, надо меньше всего думать о себе и рисковать собой? Таков ли Вася? ( Вася действовал, как бесстрашный рыцарь: в минуту опасности он совершенно не думал о себе.)

Лексическая работа сравнительного характера

Индивидуальное задание:

- Выписать все глаголы, которые характеризуют действия героя

(Раскачивался. Ходил вразвалку. Плелся. С грохотом скатывался. Неуклюже сползал. Тяжело спрыгнул). Что подчёркивается этими глаголами?

Остальные: выделить те глаголы, которыми автор характеризует поведение «тюфяка» на реке. (Шагал. Шагнул. Дошел. Схватил. А затем опять: поплелся)

- Как называется этот прием и с какой целью автор его использует? (антитеза, чтобы ярче читатели увидели его добрую душу, его готовность к подвигу.)

- По композиции эпизод спасения малыша занимает гораздо меньше места.

Однако слово «ТЮФЯК» здесь же автор употребляет 7 раз! Почему? (чтобы читатель внутренне не согласился с этим словом).

Действительно, поступок человека говорит о многом!

1. Что нужно, чтобы стать рыцарем? (не обязательно носить тяжелые доспехи: важно иметь доброе сердце, какое есть у Васи, готовность прийти на помощь людям.)

2. Всегда ли мы до конца понимаем тех, кто рядом с нами?

Размышление над концовкой рассказа

- Согласны ли вы с таким концом? Нет ли внутреннего протеста?

(Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя)

- Может быть, именно Димка – герой вчерашнего происшествия?

(не ступил бы на лед, трус, лгун, сродни подлецу)

- Прав ли Вася, что смолчал о лжи?

(С одной стороны, скромность. С другой, когда он вырастет, поймет, что изобличить ложь, остановить подлеца, пока еще маленького, – это тоже подвиг, поступок.).

- На этот раз родители вместе с вами выполняли домашнее задание: книга

Ю. Яковлева была выбрана на первом родительском собрании для домашнего чтения.

Ю. Яковлев считал себя детским писателем. А вызывает ли интерес его творчество у взрослых читателей? (заслушать 5- 6учащихся: отзывы родителей на произведение Ю. Яковлева).

- А теперь я раскрою секрет : произведение написано в 1967 году!

- Состарилось ли оно?

- Какие произведения не стареют? ( Те, где автор поднимает вечные вопросы, заставляет задуматься об истинных ценностях.)

Выводы по уроку

- Думаю, что урок открытых мыслей состоялся. Вы показали умение видеть основное в произведении, авторскую позицию, умело высказывали свое мнение о героях рассказа. Размышляли о добре и зле, благородстве и бесчестии.

- Поднимитесь те, кому мы должны быть благодарны за сегодняшний урок (поблагодарить ребят за сотрудничество).

- Каждое произведение чему-нибудь учит.

Домашнее задание

-Дома ответить на вопрос: «Какие уроки я получил, читая рассказ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»?»

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, урок русской литературы в школе, грамотнос, русская литература, для учителя
Просмотров: 7402 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/4
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0