Цели. Образовательная – закрепить и
углубить знания учащихся по теории химического
строения, ее основным положениям. Воспитательная
– содействовать
формированию причинно-следственных связей и
отношений. Развивающая
– развитие мыслительных
умений, способности переносить знания и умения в
новые ситуации. Оборудование и реактивы.
Набор
шаростержневых моделей; образцы натурального и
синтетического каучука, диэтиловый эфир,
бутанол, этанол, фенол, литий, натрий, раствор
лакмуса, бромная вода, муравьиная и уксусная
кислоты. Девиз
. «Всякое вещество – от самого
простого до самого сложного – имеет три
различные, но взаимосвязанные стороны –
свойство, состав, строение» (В.М.Кедров).
ХОД УРОКА
Что включает в себя понятие «зависимость»?
(Узнать мнение учащихся).
На доске написать определение: «Зависимость –
1) отношение одного явления к другому как
следствие к причине;
2) подчиненность другим при отсутствии
самостоятельности, свободы» (словарь
С.И.Ожегова).
Цели урока определим совместно, составив схему:
Мотивационно-ориентационный блок
Интеллектуальная разминка
Определите верность приведенных ниже суждений,
подтвердите ваши ответы примерами.
Теорию химического строения открыл
Д.И.Менделеев. Ответ
. А.М.Бутлеров, 1861 г.
Валентность углерода в органических
соединениях может быть II и IV. Ответ
. Валентность углерода – чаще
всего IV.
Атомы, образующие молекулы органических
веществ, связаны беспорядочно, без учета
валентности. Ответ
. Атомы в молекулах связаны в
определенной последовательности согласно их
валентности.
Свойства веществ не зависят от строения
молекул. Ответ
. Бутлеров в теории химического
строения утверждал, что свойства органических
соединений определяются составом и строением их
молекул.
Операционно-исполнительный блок
Фактор пространственного строения
Что вам известно о пространственном строении
молекул алканов и алкенов?
Ответ. В алканах при каждом углероде
– четыре соседних атома, которые располагаются в
вершинах тетраэдра. Сам углерод находится в
центре тетраэдра. Тип гибридизации атома
углерода – sp3, углы между связями
(Н–С–С, Н–С–Н, С–С–С) — 109°28'. Строение
углеродной цепи – зигзагообразное.
В алкенах два атома углерода, связанных двойной
связью, и четыре атома при них с одинарными
связями находятся в одной плоскости. Тип
гибридизации атомов – sp2, углы между связями
(Н–С=С, C–С=С) — 120°.
Вспомните, в чем отличие пространственного
строения молекул натурального каучука и
синтетического. Ответ
. Натуральный каучук – линейный
полимер изопрена – имеет строение цис-1,4-полиизопрена.
Синтетический каучук может иметь строение транс-1,4-полиизопрена.
Одинакова ли эластичность этих каучуков? Ответ
. Цисформа более эластична, чем
трансформа. Молекулы натурального каучука
длиннее и более упруго закручены (сначала в
спираль, а потом в клубок), чем молекулы
синтетического каучука.
Крахмал (С5Н10О5)m
–
белый аморфный порошок, а целлюлоза (С5Н10О5)n
– волокнистое вещество. В чем причина такого различия?
Ответ
. Крахмал – полимер -глюкозы,
тогда как целлюлоза – полимер -глюкозы.
Отличаются ли химические свойства крахмала и
целлюлозы? Ответ
. Крахмал + I2
синий р-р,
целлюлоза + HNO3
нитроцеллюлоза.
Вывод. От пространственного строения
зависят как физические, так и химические
свойства.
Фактор химического строения
Что является главной идеей теории
химического строения? Ответ
. Химическое строение отражает
зависимость свойств веществ от порядка
соединения атомов и их взаимодействия.
Определите, что общего у веществ:
Ответ. Состав.
Сравните физические свойства данных веществ.
В чем вы видите причину такого отличия?
На основании распределения электронной
плотности химической связи определите, какая
молекула более полярна? С чем это связано? Ответ
. –ОН
водородную связь.
Демонстрационный эксперимент
Вывод. Реакционная способность спирта
определяется взаимным влиянием атомов в
молекуле.
Фактор электронного строения
В чем заключается сущность взаимного влияния
атомов? Ответ
. Взаимное влияние состоит во
взаимодействии электронных структур атомов, что
приводит к смещению электронной плотности
химических связей.
Лабораторная работа
Учитель. На ваших столах стоят
наборы для лабораторной работы. Выполните
задание и докажите экспериментально зависимость
свойств веществ от электронного строения. Работа
в парах. Строго соблюдайте правила техники
безопасности. Вариант I
. Проведите исследование
химических свойств этанола и фенола. Докажите
зависимость их реакционной способности от
электронного строения. Используйте реагенты –
металлический литий и бромную воду. Составьте
уравнения возможных реакций. Покажите смещение
электронной плотности химической связи в
молекулах. Вариант II
. Поясните сущность взаимного
влияния карбоксильной группы –СООН и
заместителя при карбонильном углероде в
молекулах карбоновых кислот. Рассмотрите на
примере муравьиной и уксусной кислот.
Используйте раствор лакмуса и литий. Составьте
уравнения реакций. Покажите смещение
электронной плотности химической связи в
молекулах.
Вывод. Химические свойства зависят от
взаимного влияния атомов.
Итоговый контроль знаний
Учитель. Подведем итог нашего урока.
Мы с вами подтвердили, что свойства веществ
зависят от пространственного химического и
электронного строения.
1. Формулы НСООН, С6Н5ОН и C4H9COОН
запишите в порядке возрастания кислотных
свойств веществ.
2. Расположите формулы СН3СООН, С3Н7СООН,
СН3ОН, ClCH2СООН в порядке убывания
кислотных свойств веществ.
3. У какого альдегида:
более активная альдегидная группа? Почему?
Оцените свою работу на уроке. |