Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 12:18:12
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок-панорама «Русская деревня: жизнь, быт, традиции»
30.11.2010, 00:09:50

Цели и задачи урока

  1. Познакомить с основными типами русских поселений, основными занятиями, бытом крестьян, их приспособленностью к природным условиям.
  2. Познакомить с особенностями деревенской национальной культуры: убранством жилища, обрядами, кухней, костюмом.
  3. Выяснить причины вымирания русской деревни, возможные следствия и пути решения проблемы.
  4. Развивать у учащихся творческое начало, чувство патриотизма и интерес к этнографии.

Для проведения урока целесообразно выделить сдвоенные часы.

I этап — учащимся предлагаются темы, по которым они готовят краткое яркое выступление в форме доклада и необходимое оформление.

Темы докладов:

  1. Типы русских поселений. Русская деревня.
  2. Жилище крестьянина: устройство, убранство.
  3. Жизнь и быт крестьянина.
  4. Традиции и обряды русской деревни.
  5. Традиционный костюм.
  6. Русская кухня.
  7. Деревня в живописи и литературе.
  8. Проблемы русской деревни (эту тему готовит учитель).

Тему готовят учащиеся, хорошо владеющие географическим материалом, глубоко интересующиеся предметом.

Литература:

  1. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
  2. Русский народ: обычаи, обряды, суеверия и поэзия, собранные Забылиным. Репринтное издание, 1990 г.

II этап — урок. Класс разбивается на группы. В качестве оформления могут быть использованы предметы быта (вышитые скатерти, полотенца, глиняная и деревянная посуда, игрушки, прялки, макеты домов, иллюстрации художников, рисунки и модели костюмов и т.д.).

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

- Россия со времен Киевской Руси и вплоть до отмены крепостного права в 1861 г. была аграрной страной, где сельское хозяйство было главным занятием населения. Именно крестьянскому хозяйству принадлежала ведущая роль в аграрной экономике России. Природа для крестьянина была средой жизнеобеспечения. Она определяла уклад его жизни, занятия. Под ее влиянием сложились культура и традиции русского народа. Крестьянин жил в гармонии с природой, хорошо знал ее закономерности и старался их не нарушать.

Давайте посмотрим, как ему это удавалось. Какие знания о природе требовались крестьянину для его хозяйственной деятельности? (Знания по фенологии, климатологии, гидрологии, почвоведению)

Какие природные особенности учитывал крестьянин при выборе места поселения, строительства жилища, в жизни и быту?

В ходе беседы на доске вычерчиваем логическую цепочку: природные условия (рельеф, климат, почвы, характер растительности) — национальная кухня — занятия населения — традиции — одежда (костюм).

Далее учащиеся выступают с докладами (по темам с 1-й по 3-ю).

Краткое изложение выступлений

Планировка деревни складывалась постепенно под влиянием географических и социально-экономических факторов. Различают кучевую, рядовую, уличную и квартально- уличную планировку деревень.

Центральной осью деревни, как правило, являлась транспортная магистраль: река, тракт. Кроме деревень на Руси были села — средоточие власти, торговли и и производства

Учитель:

- А сколько еще народов проживает в нашей стране! Сколько народов — столько и традиций, обычаев, песен. Самый близкий и дорогой нам религии. Менее всего были распространены хутора (починки), так как русские привыкли жить общинами.

Названия поселений отражали географические особенности (Горки, Высоково, Сосново, Рощино, Озерки); назывались по фамилиям старинных семейств или хозяев поместий (Вознесенское, Бушуево) или каких-либо событий (Погорельцово).

В деревне "все бревенчато, досчато, гнуто" — начинается с дерева. Деревня — это мир в миниатюре, в котором в зачатке находим все то, что затем найдем в большом мире.

Деревня начинается с крестьянского дома, где "красный угол подобен заре, потолок — небесному своду, а матица — Млечному Пути" (С. Есенин). Дом состоял из жилой и хозяйственной частей. В зависимости от количества стен дома делились на четырехстенки, пятистенки, шестистенки.

Жилая часть — это в основном четырехугольная бревенчатая изба с русской печкой. Размеры жилой части были невелики — 4 х 4 м. Русская печь первоначально топилась по- черному, т. е. дым выходил через окна и двери. В жилой части располагались неотапли- ваемые помещения — сени и клеть. В клети хранили запасы, а летом жили и спали. В северных областях России избы и клети поднимали высоко над землей, строили "подызбище" и "подклет". В центре и на юге страны избы ставились "наземь", нижние венцы (ряды бревен) сруба засыпались землей — образовывалась невысокая земляная насыпь вдоль стен дома — завалинка. Пол в таких избах был глиняный и посыпался соломой.

Большую площадь дома занимала хозяйственная, двухэтажная его часть. Второй этаж находился на уровне жилой половины. Здесь находились мастерские, кладовые и поветь, на которую с улицы поднимался бревенчатый настил — взвоз, где могли развернуться две лошади с возами, здесь играла молодежь. Поветь имела значение в свадебных обрядах. Зимой здесь хранили сено. Внизу стоял скот.

Крестьянское жилище делилось по диагонали. Центральное место в нем занимал красный угол с образами и столом. На почетной лавке сажали болыпаков (родителей), гостей, а на свадьбу — молодых. У входа стояла лавка — для приходящих и нищих, рядом — мужская, для работы.

Большое место в доме играла печь. Она и грела, и кормила, и лечила; на ней спали старики, в ней мылись, если не было бани. За печью находился чулан, или бабий кут, здесь на полках хранилась глиняная, плетеная, деревянная и реже стеклянная посуда (крупники, чугунки, горшки, миски). Здесь женщины стряпали и ели. У окна, близ стола, на зиму ставили ткацкий стан.

Мебели почти не было: лавки и сундуки. На стенах висели полки. На них ставили наиболее дорогие вещи:ларцы, прялки, красивые горшки. Перегородок в доме не было. На пол стелили половики, сотканные из толстых нитей, на окна вешали полотенца. Спали взрослые на полу, дети — на полатях, старики — на печи. В середине XIX в. печи стали иметь дымоходы, а в конце XIX в. единое пространство дома стало делиться переборками (разборными дощатыми стенами) на отдельные комнаты.

Учитель продолжает рассказ:

- Крестьяне жили в гармонии с природой и были рачительными хозяевами. Крестьянские общины строили и ремонтировали дороги, чистили лес, берега рек и озер, следили за севооборотом полей, давая земле "отдых" и удобряя почву навозом и золой.

Учитель на доске, а учащиеся в тетради составляют логическую цепочку: природа — среда жизнеобеспечения крестьянина. Деревня — гармония — природа — крестьянское хозяйство.

В деревне сложилась своя субкультура. Общество делилось по возрасту и полу на группы. Каждый знал свою работу, место для отдыха и место в доме. Дети с 7 лет приобщались к труду и помогали взрослым. Молодежь в деревне пользовалась большим вниманием и уважением.

Очень многие из нас, сегодняшних горожан, имеют крестьянские корни. Там, на погостах, остались наши деды и прабабушки. Они сумели через столетия пронести особенности нашей славянской и русской культуры, языческие и религиозные праздники, традиции.

Мы, городские жители, не имеем этнического лица! Мы забыли все, что наши предки сумели донести до наших дней. Без традиций и национальной культуры нет ни одного народа! Это часть общечеловеческой культуры, и ее надо знать, как отечественную историю, классическую национальную литературу и искусство. Корни нашей культуры сложились исторически под влиянием религиозных, социально-экономических и природных предпосылок. Давайте посмотрим, как они отразились на костюме, обрядах, кухне.

В основе костюмов, обрядов, праздников лежали мифологические представления древности, тесно переплетенные с православными традициями.

Традиционной мужской одеждой были длинная рубаха-косоворотка (ее носили навыпуск, с поясом) и широкие штаны. Шилась одежда из белого холста, или пестряди. В холодную погоду одевали кафтаны из толстого сукна, армяки и зипуны. Большинство крестьян носили лапти и войлочные шапки.

Женская одежда состояла из длинной холщовой рубахи, поверх которой в северных и среднерусских районах одевали сарафан, а в южных районах клетчатую шерстяную домотканую юбку. В холодную погоду носили душегрейку. Девушки ходили с непокрытой головой, женщины обязательно покрывали голову.

На севере головной убор — кокошник, на юге — сорока, позже — платки. Обувь — лапти (зимой — валенки).

Рассказ учителя продолжают докладчики по темам "Традиции русской деревни" и "Русская кухня".

В деревне праздники справлялись как языческие, так и христианские. Примеры языческих праздников — проводы весны, масленица, камнепочитание, карауленье солнца, погребение ярилы. На масленицу крестьяне, по словам церковных историков, безумствовали: мужчины одевали личины (маски) и соответствующие им костюмы, а женщины переодевались в мужские костюмы. Всю масленицу пекли блины, пряженицы, оладьи, ели яйца, сыр (в среду и пятницу). Этот праздник сопровождался играми, борьбой и кулачными боями. В конце праздника сжигали чучело из соломы и мылись в бане. Христианские праздники — Рождество, Пасха, святки, Радоница и др. В праздники крестьянин не ра- ботал. Наиболее почитались святки, где переплелись языческие обряды (гадания, игры, наряды) и христианские учения. Много праздников было связано на Руси с сельскохозяйственными сезонами: опашка (в этот день варят всей деревней пиво и распределяют его по домам), Ильин день (после него начиналась жатва), первый Спас — медовый (вырезали соты из ульев) и т. д. Земледельческие праздники составляли отрадную пору отдыха после обременительного труда. Каждая деревня имела своего небесного покровителя, и праздник в его честь справлялся особо пышно, в гости приглашались родственники из других деревень.

В обрядах принимали участие не только жители деревни, но, как правило, и вся округа. Для каждой части обряда были характерны определенные люди, действия, песни. На них родня не должна была скупиться, поэтому каждый обряд сопровождался обильным угощением.

Из обрядов в деревнях хорошо сохранились свадьба и похороны. К ним готовились заранее. К свадьбе девушки1 готовили приданое: шили, пряли, вышивали. Справлялась она три дня. Обычно ее играли поздней осенью, после сбора урожая. Старики готовили вещи "на смерть". Поминки по умершему собирались несколько раз. Сегодня обряды упрощены.

Режим питания русских людей складывался под влиянием самых разных факторов — экономических, природных, религиозных. В формировании ритуала еды играло бережное отношение к еде, поскольку урожай давался нелегко. Наши предки экономно относились к ней, и большое значение имели ограничения, связанные с религиозными воззрениями, а также с различными хозяйственными и гигиеническими соображениями. Крестьяне перекусывали в рабочий день 4—5 раз. Приготовлением пищи занималась мать семейства, она же определяла расход продуктов, ей помогала невестка. Время обеда и ужина строго соблюдалось. Жидкие горячие блюда ставились в большой миске в центр стола. Гущу похлебки и мясо можно было зачерпывать только после главы семейства. Главным первым блюдом были кислые щи, летом готовили окрошки из кваса с овощами. Важными составляющими питательного рациона были хлеб из кислого теста, мучные и овощные блюда, любимым печеным изделием — пироги с разнообразной начинкой, блины, оладьи. Основу второго блюда составляли каши, пареные овощи и горох. Использовались молочные продукты. Блюда из мяса были редки, чаще из рыбы. Распространенные напитки: квас, чай, настойки, брага. Кисели из ягод были очень густыми, готовились как десерт. Чаще кисель варили из молока, гороха и ставили как второе блюдо.

В заключение урока учитель отмечает:

— Сегодня перед страной строит проблема вымирания деревень. Ежегодно с карты страны исчезают сотни деревень, и это порождает как экономические проблемы, так и нравственные. Давайте подумаем какие.

Земли, разработанные нашими предками, приходят в запустение, зарастают лесом, и это влияет на развитие сельского хозяйства.

Но еще глубже нравственная проблема. В деревне остались маленькие островки нашей национальной культуры, и они безнадежно тонут в океане цивилизации. В мертвых деревнях осталась малая родина миллионов граждан. Как жить без Родины? Какие культурные ценности и как может сохранить наше поколение? В чем причины вымирания деревни и как ей выжить?

Крестьянство обладает мощными хозяйственными знаниями, накопленными путем долгого коллективного труда. Ценна приспособленность крестьянина к конкретным природным условиям, множеству местных факторов. Русские крестьяне формировали свои земледельческие навыки в разных географических условиях. Знаниями о природе обладал каждый крестьянин. Он приобретал их в детстве, дополняя личными, опираясь на наблюдения и свой опыт.

Духовный мир крестьянина обогащался восприятием природы. Все было тесно переплетено с его хозяйством и являлось частью крестьянской культуры. Нравственной основой были добросовестность, трудолюбие и любовь к семье, в которой проводилось трудовое и нравственное воспитание.

В семье воспитывались уважение друг к другу, взаимопомощь.

Как нам этого сейчас не хватает!

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: поурочные планы, открытый урок, школьный урок, конспект урока, в помощь учителю, урок истории, История, методическая копилка
Просмотров: 5413 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0