Мы привыкли к этому слову –
натюрморт, но оно неправильное. Всякая вещь
перестает быть мертвой, когда ею любуются глаза
человека, когда ее касаются человеческие руки.
В.Порудоминский
Психологи некоторое время тому назад
проводили любопытный эксперимент. Испытуемым
предъявляли слова-стимулы (например, поэт, фрукт),
а они должны были назвать первое пришедшее на ум
слово, иллюстрирующее каждое понятие. Люди,
принадлежавшие к русской культуре, как правило,
отвечали: Пушкин. Яблоко. Значит, в
сознании человека есть представления, имеющие
национальную составляющую.
Человек воспринимает мир через призму
национальной культуры. Даже ночное небо,
усеянное мириадами звезд, люди видят по-разному.
Древние увидели в небе Большую Медведицу, а мы в
том же расположении звезд усмотрели ковш с
ручкой. И в этом различии – разница наших
культур.
О культуре мы говорим не случайно.
Сейчас целым рядом ученых, учителей практически
реализуется принцип А.Дистервега о
культуросообразности образования и воспитания.
Образования и воспитания, со-образного своей
культуре. Реализовать этот принцип можно
практически на любом уроке русского языка, в том
числе (и даже в первую очередь!) на любом уроке
развития речи. Подходит для реализации этой цели
и урок, на котором учащиеся должны описать
натюрморт.
В предлагаемом уроке уже сам выбор
картины, использование русских загадок при
переходе от одного объекта описания к другому,
упоминание об описании яблока из сказки А.С.
Пушкина и некоторые другие детали помогают
создать особую атмосферу проникновения в
русскую культуру, которой свойственно любование
взращенными плодами земли, понимание их
естественной неброской красоты. На этом фоне и
разворачивается прочтение картины.
Натюрморт как жанр живописи
предоставляет широкие возможности для работы
над описанием предмета, поскольку натюрморты
отражают действительность через образы
предметов обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба,
дичь и т.д.).
Поскольку натюрморт – для учащихся
новый жанр живописи (в начальной школе он не
используется для написания сочинений по
картинам), необходимо рассказать школьникам о
специфике натюрморта и провести лексическую
работу с самим термином. В XIX веке слово натюрморт
было заимствовано из французского языка и
означало «мертвая природа». (Говоря об этом,
уместно обсудить эпиграф.)
Интересна для учащихся и история
возникновения этого жанра – натюрморта,
появившегося впервые в Голландии в начале XVII
века.
Можно рассказать пятиклассникам о том,
что в России натюрморт как самостоятельный жанр
живописи появился в XVIII веке. Это были
своеобразные «картины-обманки». Цель их создания
заключалась в том, чтобы перенести на холст вещи
такими, какими они были на самом деле. На таких
«обманках», на фоне нарисованной деревянной
стены, «как живые» выступали нарисованные часы и
книги, гребешки и перья.
При подготовке уроков учитель должен
понимать специфику данного жанра живописи.
Однако важно показать мастерство
живописцев, умеющих выявить красоту привычных
вещей, их выразительность.
Использование натюрмортов на уроках
развития речи для создания учащимися сочинений
– описаний предметов способствует развитию
наблюдательности учащихся, их эстетическому и
нравственному воспитанию. Но главное –
использование данного жанра живописи
способствует обогащению словарного запаса и
грамматического строя речи пятиклассников,
развивает умение точно и правильно выбирать
изобразительно-выразительные средства языка,
необходимые для описания натюрморта.
«Что бы ни изображал художник, красоту
ли земли нашей или плоды ее, которые она с такой
щедростью дарит людям, бесконечное разнообразие
мира животных или, наконец, самого человека, – во
всем должно ощущаться дыхание жизни.
Мертворожденное искусство ждет скорое забвение
и гибель; искусство, несущее в себе жизнь во всех
ее проявлениях, бессмертно!» – писал
известный художник Б.Щербаков. Именно этот
критерий, названный самим автором, – ощущение
дыхания жизни – и был взят в качестве основного
при выборе картины для данного урока.
Натюрморт Б.В. Щербакова «Фрукты» по
содержанию и форме доступен и понятен
пятиклассникам, а изображенные на картине
разнообразные фрукты позволяют учителю
использовать различные методы и приемы работы на
уроке.
В ходе урока учитель решает несколько
речеведческих задач, обращая особое внимание на
формирование умения определять тему и основную
мысль картины. Эту работу мы показываем,
используя прием подбора названий к картине,
отражающих ее тему или основную мысль.
Учителю необходимо иметь в виду, что
пятиклассники работают на уроке с двумя видами
планов: планом наблюдения и планом сочинения.
Цель, с которой составляется план наблюдения,
заключается в определении последовательности
описания предметов, изображенных на картине, а
цель плана сочинения – последовательность
написания текста.
На этапе сбора рабочих материалов
используются загадки, введение которых в ткань
урока помогает сделать его более интересным для
учеников, перейти от одного объекта наблюдения к
другому.
Описание однородных предметов (яблок)
может вызвать затруднения у школьников,
поскольку ко всем яблокам подходят одни и те же
определения: спелые, сочные, крупные и т.д.
Чтобы помочь учащимся увидеть «изюминку»
отдельных предметов, на уроке используется
дидактическая игра «Угадай»: учитель предлагает
учащимся описать одно из яблок, которое они
выберут на картине, а слушающие должны
догадаться, о каком яблоке идет речь.
После работы по сбору материалов
следует обобщить разрозненные наблюдения,
«собрать» их воедино, подвести определенный итог
беседы, сделать промежуточный вывод.
Особенностью данного урока является
способ работы над планом, который дается не
полностью, а с пропуском отдельных частей. Этот
вид работы не так уж часто используется на
практике, хотя он соответствует возрастным
особенностям пятиклассников, уровню их знаний и
умений, облегчает и делает более интересной
сухую работу по составлению плана.
С интересом выполняют учащиеся и
работу по редактированию готового текста
сочинения. Для проведения этой работы учитель
может использовать неудачные тексты сочинений
детей, обучавшихся ранее, но может составить его
сам, «запрограммировав» в нем те ошибки, которые
свойственны конкретному классу. Именно с учетом
наиболее распространенных ошибок и был
составлен нами текст для редактирования,
используемый в данной методической разработке. В
нем предусмотрены следующие наиболее типичные
ошибки учащихся:
– неумение формулировать вступление к
сочинению;
– смешение различных стилей речи
(художественного и научного);
– пропуск необходимых частей описания картины;
– избыток информации в отдельных случаях.
Выполнение данного вида работы
позволяет предотвратить появление многих
ошибок, грамотно и правильно построить свой
собственный текст.
Цели урока:
подготовить учащихся к сочинению –
описанию натюрморта на основе картины;
совершенствовать умение определять
тему и основную мысль картины;
выработать умение различать два вида
плана: план наблюдения и план сочинения;
способствовать формированию
положительного отношения к особому жанру
живописи – натюрморту.
Оборудование: репродукция картины
Б.В. Щербакова.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это – натюрморт!
Кто знает, что означает слово
натюрморт? (Натюрморт – это особый жанр
живописи, картина с изображением цветов, плодов,
битой дичи, рыбы, различных предметов обихода.)
Верно, в переводе с французского
слово натюрморт значит буквально «мертвая
природа». А кто из вас знает другие слова для
обозначения этого жанра живописи? (Если
учащиеся знают ответ на этот вопрос, то отвечают,
если нет, то учитель рассказывает, что голландцы,
немцы, англичане называют этот жанр по-другому – still
life, Stelleben – «тихая жизнь», «неподвижная
жизнь».) Видимо, такое значение слово имеет не
случайно, так как каждый предмет на картине
художника живет своей жизнью, тихой, незаметной,
неподвижной, но часто очень красивой, поэтичной.
Впервые натюрморт появился в
Голландии в начале XVII века. Это было время, когда
голландцы после тяжелой борьбы с испанскими
завоевателями получили независимость. После
долгих и трудных лет войны люди острее и тоньше
ощутили окружающий мир, красоту природы. Они
любовались предметами, среди которых протекала
их жизнь. Это было время расцвета голландского
искусства, и особенно искусства натюрморта.
Художники изображали самые скромные, обычные
вещи, но своим мастерством они придавали им
красоту и поэтичность. Любовно рисовали они
посуду, ткани, складочки на тканях, прекрасные
земные плоды и фрукты, вино, поблескивающее в
прозрачных бокалах.
Но натюрморты рассказывают нам не
только о вещах. Они говорят о жизни и быте их
владельцев, об их привычках, а также о понимании
красоты и об отношении к жизни авторов
натюрмортов.
Сегодня мы всмотримся в один из
многочисленных натюрмортов Б.В. Щербакова,
который называется «Фрукты».
Борис Валентинович Щербаков родился в
семье интеллигентов в 1916 году в Петербурге (тогда
Петрограде). Он рос в среде художников, писателей
и поэтов. С ранней юности его привлекал жанр
натюрморта. Среди наиболее значительных работ –
«Воспоминание о "старых голландцах”»,
«Бабушкина кухня» (1949), «Битая дичь» (1949). Много у
художника и ярких, красочных натюрмортов с
букетами цветов: это и голубое кружево цветов в
«Смирновских незабудках» (1968), и тончайшая игра
оттенков белого цвета в «Жасмине» (1982), и
полыхание огненных «Маков» (1982), и утонченная
роскошь «Сирени» (1987).
Сам художник говорил о том, что на его
творчество оказали огромное влияние картины
голландских живописцев XVII века. Он писал:
«Стараясь идти по стопам великих
предшественников... собрал даже ряд предметов,
традиционных для голландских натюрмортов,
стремясь понять, какими же средствами эти
великие чародеи достигали, казалось бы,
недостижимого. Почему их картины и сохранили до
нашего времени все свое очарование...
Может быть, это и есть самое дорогое в
искусстве – умение вдохнуть жизнь, передать
мысль и настроение даже в самых простых,
незатейливых сюжетах».
Беседа по картине.
Нравится ли вам этот натюрморт?
Что именно привлекает ваше внимание?
Что изобразил художник на переднем
плане натюрморта?
Какие предметы помещены автором на
заднем плане?
Посмотрите на натюрморт и подумайте:
если бы у этой картины не было названия, как бы вы
ее назвали? (Земное изобилие. Яблоки и виноград.
Дары лета. Фруктовый рай. Фрукты. Райское
наслаждение. Яблочный спас...)
Почему вы хотите так ее назвать ?
Обсудите, что отражают придуманные
названия: тему или основную мысль натюрморта?
(Учащиеся отвечают, что часть названий («Фрукты»,
«Яблоки и виноград») отражает тему натюрморта, а
ее основную мысль отражают такие названия, как
«Земное изобилие», «Дары лета», «Фруктовый рай» и
др., поскольку автор картины любуется фруктами,
показывает зрителям их неброскую красоту, их
живое великолепие.)
Сформулируйте тему и основную мысль
натюрморта. (Тема натюрморта – изображение
фруктов, а основная мысль заключается в желании
автора передать красоту и великолепие земных
плодов.)
Работа над планом наблюдения.
Мы уже говорили о том, что художник
изобразил на своем натюрморте различные фрукты:
яблоки, виноград, сливы, шиповник, а также
предметы (корзину, стол и кувшин). Раз предметов
много, необходимо выбрать какую-то
последовательность в их описании, составив план
наблюдения. Что мы опишем в первую очередь? (В
первую очередь описываются те предметы, которые
находятся на переднем плане.)
Но на переднем плане предметов тоже
несколько. В какой последовательности будем их
описывать? (Можно сначала описать яблоки,
поскольку их больше всего на картине, затем
веточку шиповника, которая находится в центре
натюрморта, потом сливы.)
Что будем описывать дальше?
(Виноград.)
Нужно ли отдельно описывать стол,
корзину? (Отдельно описывать эти предметы не
стоит, поскольку о них можно упомянуть,
рассказывая о других предметах, например,
винограде, поскольку виноград художник
расположил и в корзине, и на столе.)
А как мы поступим с описанием кувшина?
(Кувшин дополняет картину, он самостоятельный
предмет на ней, поэтому о нем стоит сказать
отдельно.)
Поскольку перед нами произведение
живописи, то, помимо предметов, всегда существует
фон, т.е. тот основной тон, на котором пишется
картина. Нужно ли говорить о фоне натюрморта? (Обязательно,
потому что фон является частью натюрморта.)
Допустима ли другая
последовательность описания или тот план,
который мы с вами выбрали, единственно возможен? (Можно
сначала описать те фрукты, которым на картине
уделено больше места (яблоки, виноград), а затем
остановиться на остальных плодах и предметах,
которые дополняют общую картину (шиповник, сливы,
кувшин).)
Итак, какова последовательность наших
наблюдений над натюрмортом?
(Последовательность наблюдений над натюрмортом
такая: яблоки, шиповник, сливы, виноград, кувшин,
фон картины.)
Итак, мы составили план наблюдений над
натюрмортом, а теперь внимательно рассмотрим
каждый из плодов.
Собирание рабочих материалов.
Прежде чем мы опишем один из плодов,
отгадайте загадку. Что это такое: круглое,
румяное, растет на ветке, любят его взрослые и
маленькие детки? (Это яблоко.)
Помните, в сказке А.С. Пушкина о мертвой
царевне и семи богатырях описывается яблоко:
«Оно соку спелого полно, так свежо и так душисто,
так румяно-золотисто, будто медом налилось! Видны
семечки насквозь...». Какие «аппетитные» слова
нашел поэт, чтобы нарисовать нам яблочко.
Попробуйте и вы описать яблоки, изображенные на
натюрморте Б.В. Щербакова. Сначала
охарактеризуйте их в целом с точки зрения цвета,
формы, размера, вкуса, аромата и т.д. (Сочные,
крупные, спелые, ароматные, желтые, вкусные...)
Выберите одно из яблок, которое
приглянулось вам больше других, не показывая его
на картине, опишите так, чтобы слушающие вас
догадались, о каком яблоке вы говорите.
(– Это яблоко крупное, желтое,
похожее на спелую тыкву, оно хорошо освещено
солнечным светом, даже кажется, что с одного бока
оно почти прозрачное;
– это яблочко не самое крупное, но оно сразу
привлекает взгляды, так как оно ярко-красное и на
черенке его есть несколько листочков;
– это яблоко крупное, аппетитное, оно лежит вверх
черенком и привлекает взгляд своей
розово-золотистой кожурой;
– это яблоко имеет свою «изюминку», особинку,
благодаря чему мы обращаем на него внимание: у
него на боку два небольших пятнышка;
– это яблоко или не совсем дозрело, или оно
другого сорта, чем остальные, потому что оно
самое зеленое, но это не мешает ему выглядеть
очень аппетитно...)
Нужно ли описывать абсолютно все
яблоки, которые изобразил автор? (Нет, не надо,
достаточно сказать о нескольких (двух-трех)
яблоках, которые чем-то привлекли внимание,
понравились больше всего.)
А теперь еще одна загадка. Совсем малые
ягодки алые, очень интересные, лечебные,
полезные, но непросто их сорвать, можно
поцарапаться: кустики защищены – у них острые
шипы. (Шиповник.)
Итак, теперь мы рассмотрим шиповник.
Где на картине находится шиповник? (Шиповник
расположен на переднем плане картины, в центре,
еще одна маленькая веточка – на краю стола
слева.)
Почему автор расположил ветку
шиповника рядом с самым зеленым яблоком? (Если
бы шиповник оказался рядом с самым красным
яблоком, то его плоды померкли, потускнели бы на
фоне яблока, а рядом с зеленым яблоком лучше
видна красота шиповника, его яркие красные
ягодки.)
Охарактеризуйте плоды шиповника,
используя известный вам прием сравнения (ягоды
– как яркие бусинки, как красные огоньки, как
крошечные фонарики...).
Отгадайте такую загадку: синий мундир,
желтая подкладка, а как откусишь – сладко. Что
это? (Слива.)
Как расположил сливы художник?
(Художник расположил сливы на переднем плане
картины, они лежат прямо на столе рядом с красным
яблоком.)
С помощью двух-трех прилагательных
охарактеризуйте сливы, назвав самые важные, на
ваш взгляд, признаки. (Сливы крупные, спелые,
темно-синие.)
И последняя загадка: ягоды зеленые, а
всеми хвалёные; растут с косточками, висят
кисточками. (Виноград.)
Опишите виноградные грозди,
запечатленные художником на картине: каковы их
размер, форма, качество винограда? (Грозди
крупные, отборные, только что сорванные...)
Одинаков ли виноград на картине по
цвету? (Нет, в корзине виноград иссиня-черный, с
матовым налетом на ягодках, на переднем плане
виноградная гроздь лиловая, а лежащая на яблоках
– светло-зеленая.)
Как художник расположил виноградные
грозди на полотне? (Большинство виноградных
гроздей лежит в корзине, некоторые – прямо на
столе, а одна гроздочка – на яблоках.)
Охарактеризуйте корзину, в которой
лежит виноград, с помощью нескольких
словосочетаний. (Корзина плетеная, старая,
сломавшаяся под тяжестью плодов.)
С помощью одного-двух определений
опишите стол. (Стол некрашеный, деревянный.)
На дальнем плане остался только один
предмет, который мы не описали. Какой это предмет?
(Кувшин.)
Опишите основные признаки кувшина:
каков он по цвету, размеру, из какого материала
сделан? (Кувшин глиняный, небольшой, выполнен в
почти черной цветовой гамме.)
Ha каком фоне изображены фрукты и
предметы? (Фон бледно-зеленый, более светлый
справа картины и густой, темный слева.)
Обратим внимание на освещение. Почему
фон такой неоднородный, неодинаковый? (Это
объясняется тем, что натюрморт освещен
неравномерно. Свет падает слева и спереди,
поэтому одна часть картины освещена лучше.)
Почему автор картины выбрал такой
способ освещения, почему «не осветил» свою
картину равномерно? (Благодаря такому способу
освещения предметы и фрукты выглядят очень
естественно. Возможно, свет падает из
приоткрытой двери, возможно, льется из окна.
Некоторые предметы и фрукты освещены очень
хорошо, у них яркие, четкие тени на стене и на
столе (например, кувшин и яблоки на переднем
плане), другие оказались в тени и видны менее
отчетливо.)
Вернемся к основной мысли этой
картины. Зачем художник изобразил яблоки,
виноград, сливы, шиповник? Может быть, он думал,
что мы никогда не видели таких плодов? А может
быть, он просто хотел разбудить наш аппетит? (Ни
то и ни другое. Автор картины хотел, чтобы мы
всмотрелись в эти привычные для нас фрукты и
полюбовались ими.)
Действительно, в нашей повседневной
жизни нам иногда просто не хватает времени
остановиться, рассмотреть тот или иной плод –
дар нашей матушки земли, полюбоваться им. Увидев
такой плод у себя дома на столе, мы скорее всего
просто съедим его, не обратив внимания на его
простую и вечную красоту.
Борис Валентинович Щербаков
останавливает наше внимание на том, как красивы
эти плоды, как приятны взгляду, и, любуясь этой
недолговечной в обычной жизни красотой, мы
проникаемся уважением и благодарностью к
земле-кормилице, рождающей ежегодно такое чудо
из своих недр. Привычное благодаря художнику
становится необычным, неброское – удивительно
красивым, душа наполняется радостью и
ликованием, так хороши все детали этого
натюрморта. Художник создал не просто хороший
натюрморт, он сделал гораздо большее: открыл наши
души навстречу красоте, научил восхищаться
привычным и будничным, а значит, сделал нас
чуть-чуть добрее, лучше, человечнее. Он сумел
передать нам свое поэтическое настроение,
ощущение красоты и естественности природы.
Работа над планом сочинения.
На доске заранее записан частично
составленный план сочинения:
1. Искусство натюрморта как особого
жанра живописи.
2. Красота плодов земли и обычных
предметов, изображенных на картине:
а) ...;
б) ...;
в) ...;
г) ... .
3. Художник, умеющий вдохнуть жизнь в
предметы.
Ученики формулируют недостающие
пункты плана самостоятельно или под
руководством учителя. В конечном итоге может
получиться следующий вариант плана:
1. Искусство натюрморта как особого
жанра живописи.
2. Красота плодов земли и обычных
предметов, изображенных на картине:
а) ароматные яблоки и плоды
шиповника;
б) спелые сливы и грозди винограда;
в) предметы, дополняющие картину;
г) авторское решение освещения в натюрморте.
3. Художник, умеющий вдохнуть жизнь в
предметы.
Итак, план сочинения составлен. Прежде
чем мы сами по нему будем писать сочинение,
давайте посмотрим, как это сделал один из
учеников, и выясним, все ли у него правильно
(коллективное редактирование одной из работ).
Словарно-орфографическая работа.
Данную работу можно провести в форме
словарного объяснительного диктанта (в диктант
включены слова, с которыми ученики работали в
ходе урока и использовали в процессе беседы по
натюрморту, необходимые для написания сочинения,
но трудные с орфографической точки зрения).
Натюрморт, сочные, ароматные,
аппетитные, освещено солнечным
светом, привлекает внимание, на
переднем (заднем) плане, ярко-красная,
золотисто-розовая, два небольших пятнышка,
шиповник, ягоды – как крупные бусины,
только что сорванные, роскошные грозди
винограда, иссиня-черные, светло-зеленые,
лиловые, темно-синие, выглядят
естественно, плетеная корзина,
глиняный кувшин, деревянный стол, неравномерный
фон картины, свет падает слева и спереди,
освещена лучше, естественное освещение,
яркие, четкие тени на стене и на столе,
видны менее отчетливо.
Устное рассказывание текста по
микрогруппам, составление коллективного
сочинения.
Разделитесь на микрогруппы и опишите
натюрморт, причем каждая микрогруппа работает
только с одним кусочком текста (1-я группа –
вступление; 2-я группа – описание яблок и
шиповника; 3-я группа – описание слив, винограда и
кувшина; 4-я группа – фон картины; 5-я группа –
заключение.) (Учитель обращает внимание ребят
на необходимость связок между частями текста,
корректирует рассказы учащихся). Возможны
следующие связки – переходы между частями:
...Хотя на картине изображены
различные фрукты, но взгляд сразу привлекают к
себе яблоки.
...Рядом с самым зеленым яблоком
художник расположил веточку шиповника.
...Помимо яблок и шиповника, на
переднем плане художник поместил сливы.
...А на дальнем плане, в старой
плетеной корзине, мы видим роскошные грозди
винограда.
...Дополняет картину старый глиняный
кувшин, почерневший от времени.
...Фрукты и предметы художник
изобразил на бледно-зеленом фоне, неравномерном
по яркости красок.
Написание сочинения
(дифференцированно).
Учитель на выбор предоставляет
школьникам возможность написать
сочинение-описание по картине Б.В. Щербакова
«Фрукты» или рассмотреть натюрморт И.И. Машкова
«Клубника и белый кувшин», помещенный в школьном
учебнике, и самостоятельно описать его. |