«Творчество — это движущая
сила, которая поддерживает в нас жизнь»
Н. Рерих — художник, философ
Рекомендации учителю: заключительные уроки
желательно провести одним блоком, чтобы избежать разрыва целостности
эмоционального восприятия материала.
Цель: раскрывать значение творчества в процессе
самопознания.
Задачи:
- учить воспринимать прекрасное в мире, как истинное содержание жизни;
- привить детям желание и интерес к выполнению различным видам
творческой деятельности;
- воспитывать созидательную активность учащихся.
Цитата урока: учитель обращает внимание на цитату
урока «Творчество — это движущая сила, которая поддерживает в нас жизнь»
Н. Рерих — художник, философ.
— Согласны ли вы с этим выражением?
— Вспомните, какие чувства вы испытывает, когда у вас что-то хорошо
получается?
— Можно ли назвать творчеством приготовление вкусного обеда? (ответы
учащихся)
— Творчество — это выражение собственных мыслей и чувств через
различные виды деятельности.
Круг радости:
— Я приглашаю вас в круг радости. (Каждому ребенку вручается
карточка, на которой написано начало фразы которую нужно домыслить.)
Учитель предлагает детям закончить предложения:
- когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую…
- солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне…
- облака сегодня такие пушистые и нежные, будто…
- я иду по земле, и мне кажется…
- я дотрагиваюсь до капелек росы и чувствую, как…
- когда учитель хвалит меня, то я чувствую…
- этот цветок так благоухает, что…
- это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину,
мне кажется…
- капли дождя на стекле, словно…
Беседа
Мы убедились — доброе неразрывно связано с красотой. Эта глубокая
связь хорошего и красивого проявляется на каждом шагу. Ведь прекрасна не
только талантливая поэма, симфония, картина. Прекрасны умная мысль
человека, его дела, благородные поступки. И, конечно ж, прекрасным мы
называем человека — умного, доброго, благородного, способного творить
чудеса. В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того
времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он
засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в
самого себя. Человек постиг красоту. (В. Сухомлинский).
Рассказ учителя: Сказка о художнике
Жил-был художник. Он писал прекрасные пейзажи: леса, поля, горы,
небеса, во всём он видел красоту, и все любили его картины. Художник
часто уходил гулять, иногда он возвращался через час, иногда через три,
но всегда его глаза светились, и он писал новый пейзаж. Порой это был
крохотный цветок, порой — восходящее солнце. «Ах! Как красиво!», —
говорили люди. Но однажды художника долго не было, и когда он вернулся,
глаза его не сияли, и он ни чего не писал. Он забросил краски и кисти.
Стал подолгу бродить по полям и лесам, возвращался мрачнее тучи, снова
уходил, но в душе его не было покоя.
— Что ты ищешь? — спрашивали его люди.
— Я ищу красоту, — отвечал художник. — Я хочу нарисовать всю красоту
мира сразу.
Люди качали головами и отходили. А художник всё искал и искал.
Однажды ночью художник заблудился среди полей и так устал, что уснул
прямо на траве. Во сне он увидел величественную женщину в зелёных
одеждах. Сама Природа явилась к нему. Как поэма прозвучали в вышине её
слова:
— Красота многогранна, она сияет в этом мире бесконечным множеством
граней. Но знай, художник, что даже малый цветок отражает в себе
красоту, как осколок зеркала может отразить в себе всё небо. Нужно
только видеть.
Проснулся художник, увидел волшебную бесконечность ночи, усыпанную
звездами, и пошел домой. Когда он вернулся, глаза его светились. Он
написал множество чудесных уголков земли, которые встретились ему за
время странствий. Люди смотрели и говорили: « Ах, как красиво!» И мир
открывался им новыми гранями.
— Что необходимо, чтобы увидеть красоту?
— Как вы понимаете выражение «Мир открылся новыми гранями?» (ответы
учащихся)
— Цель творчества — раскрывать свои способности. Каждый человек
талантлив. Занятие любимым делом помогает человеку обрести веру в свои
силы.
Творческая деятельность
Сегодня на уроке мы будем творить. Напишите, что необычного,
интересного и важного вы узнали на уроках самопознания. Помогли ли вам
эти уроки изменить своё отношение или взгляд на некоторые вещи? Что
вам больше всего запомнилось в этом году? Обо всём этом мы расскажем в
коллаже.
В своём коллаже покажите
Всё, что только захотите:
В рисунках или картинках,
В письмах, комиксах, стихах,
В схемах, ребусах, таблицах,
В разных символах и лицах.
Рисуйте о светлом!
Пишите о добром!
Коллаж должен быть ярким, весёлым и добрым!
Создание рисованного коллажа.
Рекомендации учителю: сбор информации и материал для
коллажа готовят заранее. Дети делятся на группы по желанию (по 3 чел).
Каждая группа получает примерную тематику своего кадра. Темы можно
изменить по желанию. Сделать заготовки для коллажа — прямоугольные листы
ватмана размер А-3.
- Мир моими глазами.
- Радость самопознания
- Законы доброты.
- Учимся общению.
- Чудеса природы
- Мой родной край.
- Пожелания друзьям.
- Мои открытия.
- Дарю людям радость
Презентация работ.
Беседа
Ребята, спасибо за такой замечательный коллаж, за ваш труд. Я знаю,
что в ваших сердцах ещё сильнее разгорелись искорки любви и доброты,
дружбы и уважения, красоты и гармонии. Мир вокруг тебя стал ещё
понятнее и интереснее, добрее и красивее. В течение целого учебного
года на уроках самопознания ты знакомился с добрыми и прекрасными
произведениями, с мыслями, характерами и действиями разных людей. Я
уверена, что теперь ты сможешь сам разобраться в этом огромном и очень
интересном мире человеческих взаимоотношений и духовных ценностей. Дари
тепло своего сердца всему, что тебя окружает, уважает и любит. Пусть
свет и тепло твоей души ярко освещает твою жизнь и жизнь других людей,
которые с тобой рядом. Люби людей.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево.
С. Маршак
Круг от сердца к сердцу
Спасибо всем живущим рядом
За ваши радостные взгляды.
Спасибо взрослым,
Спасибо детям.
Спасибо людям на планете!
Бреславская А.
Исполнение песни «Дорогою добра»
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди мой, друг, всегда иди дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты.
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя, не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов.
Не забывай, что эта жизнь — не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди мой, друг, всегда иди дорогою добра.
|