Текст изложения «Москвич Пушкин»,
представляющий собой сокращенный вариант
одноименного очерка Ю.Нагибина, взят нами из
экзаменационного сборника. Задание же к
изложению, на наш взгляд, не совсем адекватное
предложенному тексту («Как я отношусь к
творчеству Пушкина»), мы решились заменить
другим, непосредственно связанным с темой
«Пушкин в Москве».
Изложению предшествовала большая
подготовительная работа: изучение «московских»
периодов биографии Пушкина на уроках литературы,
заочное путешествие по пушкинским местам
столицы, экскурсии по пушкинской Москве,
посещение Государственного музея А.С. Пушкина.
Все это явилось фоном для понимания нагибинского
очерка и разгрузило урок от длительных
комментариев.
Оборудование урока: портреты А.С.
Пушкина, Н.Н. Гончаровой, П.В. Нащокина; стенд с
фотографиями пушкинских мест столицы и видами
старой Москвы, увеличенная карта «Пушкинская
Москва» (карта имеется в «Дневнике московского
школьника. 5–11-е классы». М., 1998), выставка книг по
теме «А.С. Пушкин в Москве».
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Между москвичами и петербуржцами
нередко возникает спор: Москве или Петербургу
принадлежит главное место в жизни и творчестве
Пушкина, какой из городов вправе называться
«городом Пушкина»? Для науки этот «спор славян
между собою» не важен, а вот каждый из нас
отвечает на него по-разному. Писатель Юрий
Нагибин посвятил этой теме очерк с характерным
названием «Москвич Пушкин». По нему мы сегодня
будем писать изложение с творческим заданием.
Тема «Пушкин и Москва» необъятна. Ей
посвящены многочисленные исследования. Мы с вами
побывали на замечательных экскурсиях по
пушкинским местам, дома вы подготовили выписки с
цитатами из произведений Пушкина о Москве.
Давайте вспомним все увиденное и прочитанное.
II. Беседа, предваряющая чтение текста
изложения
Какое место Москва занимала в жизни
Пушкина? (Москва – родина Пушкина, город, где
прошло его детство, где поэт получил первые
впечатления, где впервые стал писать стихи. Здесь
Пушкин прожил около трети всей своей жизни. С 1826
по 1836 год он приезжал в Москву 16 раз.)
Как тема Москвы отразилась в
творчестве великого поэта? (Любовь к родному
городу, московские впечатления и страницы ее
славной истории питали его творчество. В романе
«Евгений Онегин», в повести «Рославлев», в драме
«Борис Годунов», во многих стихах Пушкин
запечатлел облик родного города.)
Читаем отрывки из произведений
Пушкина, посвященных Москве.
Многие дома на улицах Москвы хранят
воспоминания о Пушкине, в одних он жил, в других
бывал у своих друзей и знакомых. Рассмотрите еще
раз фотографии пушкинских мест в столице
(памятник Пушкину на месте рождения поэта,
церковь Богоявления в Елохове, дом Н.Б. Юсупова,
церковь Большого Вознесения у Никитских ворот,
музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате, памятник
поэту на Пушкинской площади и др.).
Мест, связанных с жизнью и творчеством
Пушкина, в столице очень много, около ста. Все они
бережно сохраняются. Мы вправе с гордостью
говорить о Пушкине как о москвиче. Писателю
Ю.Нагибину удалось в небольшом очерке создать
точный образ Пушкина-москвича. Послушайте очерк
«Москвич Пушкин».
III. Чтение текста изложения. Первое
слушание
IV. Анализ содержания и композиции
текста
Вопросы и задания.
Какова тема очерка? (Москва в жизни
Пушкина. Тему текста непосредственно отражает
его заголовок.)
Сформулируйте основную мысль текста
сначала кратко, а затем развернуто. (Москва –
город Пушкина. Москва разделила с Петербургом
честь считаться городом Пушкина.)
С кем мысленно спорит Ю.Нагибин? Как в
тексте отражена эта внутренняя полемика?
(Писатель спорит с теми, кто считает, что Москва
уступила Пушкина Петербургу. Позиция автора
видна в использовании приема антитезы (Москва –
Петербург), в употреблении синтаксических
конструкций, которые характерны для
полемических форм речи: А ведь был Александр
Сергеевич..., И все же пришло время...).
К какому стилю и типу речи относится
этот текст? (Текст относится к художественной
публицистике. Информативное повествование
сочетается в нем с изобразительным. Кроме того,
повествование включает несколько описаний
местности.)
Как построен очерк? (Композиционно
текст распадается на три части: вводную (скрытый
полемический зачин – 1-й абзац), основную часть, в
которой содержатся факты, свидетельствующие о
важной роли Москвы в жизни Пушкина, и довольно
большое заключение – два последних абзаца.)
Какова последовательность микротем в
основной части? Перечислите их с помощью
глаголов. (Пушкин родился в Москве, здесь
провел самые ранние годы, запечатлел Москву в
своем творчестве («Евгений Онегин»), женился, не
раз приезжал.)
Составьте план очерка. Один из
вариантов может быть таким:
I. Москва уступила Пушкина Петербургу.
II. 1. Пушкин – уроженец старой столицы.
2. Дом Юсупова. Детские впечатления.
3. Образ Москвы в «Евгении Онегине».
4. Женитьба.
5. В доме Нащокина.
III. 1. Москва вернула себе великого
уроженца.
2. Открытие памятника поэту на Тверском
бульваре. Речь Достоевского.
V. Сообщение творческого задания
Мы с вами пишем не просто изложение, а
изложение с элементами сочинения. Вам
предлагается на выбор несколько творческих
заданий различной степени трудности. Каждый
выберет себе задание по силам и по вкусу.
1) Ответьте на вопрос: «Почему Москву
называют городом Пушкина?»
2) Ответьте на вопрос: «Какие вы знаете
в Москве памятные места, связанные с жизнью и
творчеством Пушкина?» Опишите одно из таких мест.
Озаглавьте сочинение.
3) Напишите небольшое сочинение-эссе
«Пушкинской тропой по Москве».
4) Включите воображение. Напишите
небольшой этюд «Путешествие в Москву
пушкинского времени».
5) Твоя тема.
Кроме того, первая часть работы –
изложение – сопровождается общим для всех
творческим заданием: ввести в текст цитаты –
строки Пушкина о Москве; по возможности
подобрать эпиграф ко второй части –
собственному тексту.
VI. Второе слушание и анализ
лексико-стилистических особенностей текста
Известно, что во время письменного экзамена
учащимся разрешено делать пометы в черновике в
виде записи ключевых слов, фактов (дат, фамилий,
имен и др.), выразительных приемов,
использованных автором. Однако, как показала
практика, многие не знают, что и как нужно
записывать, и пишут все, что успеют записать. При
проведении обучающих работ оставлять
ученика один на один с чистым листом бумаги
нежелательно, гораздо целесообразнее показать,
как нужно отбирать материал, как лучше
разместить записи в черновике. Для удобства
возьмем двойной тетрадный лист и разделим его на
три части. Первая графа заполняется после
первого слушания текста, вторая и третья – во
время второго слушания. Особо трудные места
текста читаются третий раз. Кроме вступления, это
прежде всего фрагмент, в котором описывается долгое
и мучительное жениховство поэта, а также
микротекст, посвященный речи Достоевского о
Пушкине (учащимся ничего о ней не известно).
Вот как может выглядеть начало такой
работы (записи ведутся параллельно на доске и в
тетрадях учащихся, одновременно проводится
лексико-стилистический анализ текста).
Рабочий план
I. Москва уступила Пушкина Петербургу.
II. 1. А ведь был А.С. уроженцем старой
столицы.
2. Дом Юсупова.
3. Детские впечатления.
Факты
На Немецкой улице, 4 месяца, О.А.
Ганнибал
В 1801 г., окрестности Чистого пруда,
дом 21 во владении князей Юсуповых.
Слова и словосочетания
Пришелся ко двору, дело не заладилось,
к большому двору российской столицы, читатели и
почитатели Пушкина;
увидел свет;
облюбовали для жительства деревянный
желтенький особняк под боком каменных
юсуповских палат;
красные палаты, сад напротив, аллеи,
беседки, гроты, искусственные руины и статуи,
впечатлительный мальчик.
Здесь же, на схеме, отмечаем места
возможных цитат из Пушкина, в очерке Ю.Нагибина
цитаты имеются. После описания дивного
юсуповского сада следуют строки из
неоконченного стихотворения Пушкина «В начале
жизни школу помню я»:
...И часто я украдкой
убегал
В великолепный мрак
чужого сада,
Под свод искусственный
порфирных скал.
Эту цитату можно подсказать учащимся.
Остальные они находят сами. Так, слова из текста
«Самый развернутый образ Москвы присутствует,
конечно, в «Евгении Онегине» нужно подтвердить
строками из седьмой главы романа:
...Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Или более известными:
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
VII. Лексико-орфографическая работа
С помощью толкового словаря уточняем
значение трудных для понимания слов и оборотов
(см. ниже Справочные материалы для учителя).
Затем составляем орфографический
словарик к изложению:
почитатели, уроженец, окрестности,
коренной, особняк, как бы ни
загружала, последующий, в «Евгении
Онегине», обветшавший, судьбоносный, Мадонна,
словесность и др.
|