Цель урока. Комплексное повторение
изученного материала, развитие логического
мышления, навыков связной речи, воспитание любви
к природе.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Наш урок сегодня будет посвящен прекрасному
времени года – весне. Весна воспета поэтами и
художниками. Ни один весенний день не
повторяется. То, что не успел подсмотреть в
природе вчера, сегодня уже не увидишь. Как
хочется жить и работать с приходом весны.
2. Сообщение темы урока и постановка цели урока
перед учащимися.
3. Вспомните и прочитайте пословицы о весне,
представляющие собой простые двусоставные
предложения; простые односоставные предложения;
сложные предложения; предложения с прямой речью.
Учащиеся анализируют приведенные предложения.
4. Подберите однокоренные слова к слову весна.
Кто больше?
Весна – веснушка, веснушечка, веснушчатый,
весенний, по-весеннему, предвесенний, веснянка,
весной (наречие), веснушчатость.
Сделайте морфемный разбор слов: веснушечка,
по-весеннему, весной (наречие).
Сделайте словообразовательный разбор слов: веснушчатость,
предвесенний, веснушечка.
Как вы понимаете слово веснянка? Какие
веснянки вы знаете?
5. Сколько раз встречается в предложении звук:
[й] Кто первый сеет, тот первый и убирает. 4
[ж] Весна – зажги снега, заиграй овражки. 1
[в] Овес любит хоть в воду, да в пору. 1
Подчеркните буквы, которые обозначают
указанные звуки.
В каких словах количество букв и звуков не
совпадает? Подчеркните буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки.
6. Сделайте синтаксический разбор предложения: Русский
народ весенние ручьи ласково называет минуйки.
Какой смысл вложил русский народ в слово минуйки?
7. Отгадайте загадки:
Одно древо
двумя цветами цветет.
Стоит кузница –
Вся в пуговицах.
Платье потерялось,
Пуговицы остались.
Черненька, маленька,
всему свету миленька.
Отгадка к первым трем загадкам: черемуха,
отгадка к четвертой загадке: ягода черемухи.
Какие особенности дерева отражены в загадках?
Какие поэтические образы возникли у вас при
знакомстве с загадками?
8. Сделайте пунктуационный анализ текста (текст
отпечатан и роздан учащимся).
ЧЕРЕМУХА
На берегу ручья распустилась и цветет черемуха.
Это очень приятное, зеленое и веселое деревцо.
Оно всегда улыбается, а весною, когда душистые
белые цветы сплошь его покрывают, даже смеется.
Любуясь на цветущую черемуху, сам невольно
начинаешь улыбаться.
Весною мы всегда приглядываемся к черемухе. Если
на ней раскрылись почки, окончательно проснулась
и потеплела земля, а весна вошла в полную силу...
Когда на черемухе забелеют и запахнут пышные
кисти цветов, жук и комар в лесу появились.
Даже в самых глухих северных местах можно
увидеть черемуху. Там, где не растут сладкие
вишни и нет хороших садов, ребята лакомятся
ягодами лесной черемухи, а хозяйки пекут пироги
со сладкой черемуховой начинкой.
И.Соколов-Микитов
9. Продолжите рассказ. Определите стиль текста.
ЖИТЬ ВСЕГДА
Весенний поток, взыграв, рванулся с полей в
овраг и почти на выходе из него подмыл старую
черемуху. Не удержалось дерево. Комель остался по
одну сторону оврага, а весь ствол с ветками – по
другую. Легло дерево на землю, пропустив под себя
ручеек.
Пришла пора цветения. Подруги черемухи, стоявшие
на своих прежних местах, в одну короткую ночь
исполнили желанное – оделись в белое...
В.Бочарников
Затем учащиеся зачитывают работы. После
обсуждения отбираются наиболее удачные работы.
10. Определите главную мысль стихотворения.
Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке ветками шепча.
Легкая, как облако, чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки посидеть под ней.
Им могла цвести она много-много дней.
Это чья черемуха? Да она ничья,
Белая снегурочка около ручья.
Мимо бабка ехала. Оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи отломила сук.
Городские школьники шли в далекий путь,
Увидав черемуху, стали ветки гнуть.
Прибежали девочки, а снегурки нет,
Лишь в пыли валяется вянущий букет.
А была черемуха чистая, как снег,
Радовался деревцу каждый человек.
З.Александрова
Какие изобразительно-выразительные средства
использованы автором в стихотворении?
11. Прочитайте текст. Письменно ответьте на
вопрос: «Что переживает природа в мае?».
Весна оглядываться не дает. Мартовский снег
глаза слепит да только с вечера до утра лежит. У
Марта одна нога – в валенке, другая в сапоге, в
одном рукаве у него метель, в другом – дождь, а
под полой туман. Взмахнет он одним рукавом,
взмахнет другим, отвернет полу, поглядишь – и
появились на буграх среди снежных завалов первые
проталины для ранних жаворонков.
А тут как раз и подоспеет на смену ему
неугомонный Апрель – зажги снега, заиграй
овражки. У него легкая походка, он пройдет куда
надо без дорог, а где завязнет – грачи выручат,
вынесут на своих крыльях...
Настоящий, чистый запах земли можно
почувствовать только... пока не пошли в росы
травы, не распустились на деревьях листья, не
раскрылись цветы.
Правда, первые цветы – подснежники –
раскрываются еще в Апреле, но они не в счет. У них
нет запаха. В народном календаре это отмечено
совершенно точно: Апрель делает цветы, а красит
их и дает им запах Май. В средней полосе России
вторая половина Апреля – может быть, самое
трепетное время весны, пора счастливых
предчувствий и ожиданий...
Н.Рыленков
12. Словарная работа.
Замените прилагательные такими словами, чтобы
они не только называли признак, но и давали яркое,
образное представление о предмете. Поможет вам в
этом следующее стихотворение С.Маршака.
ЛАНДЫШ
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
Ландыш – милый, нежный, свежий, чистый, яркий,
чудесный, хрупкий и т.п.
Как вы понимаете словосочетание горькому
цветку? Какой смысл вложил автор в слово горькому?
13. Сделайте пунктуационный анализ предложений.
Проанализируйте орфографию предложений по
плану: орфограммы в корне, орфограммы в
приставках, орфограммы в суффиксах, орфограммы в
окончаниях.
МЕСЯЦЕСЛОВ
3 апреля (16 по н.ст.) – день святого Никиты,
Никиты вешнего. По свидетельству И.Сахарова, на
Никиту вешнего крестьяне угощали Водяного (он, по
их поверьям, просыпался к этому времени от зимней
спячки и с первого апреля уже ломал лед с досады и
голода) и в качестве подарка ему в реке лошадь
топили.
За Лазаревой субботой (шестая неделя Великого
поста) следовало Вербное воскресенье –
православный праздник, связанный с входом Иисуса
Христа в Иерусалим. Праздник носит еще названия
вербины, вербница.
В храмах в этот день освящают вербу,
предохраняющую, по народным представлениям,
человека от злых духов, а скот и посевы от
бедствий. Видимо, магические свойства
приписывались вербе потому, что она одной из
первых среди растений просыпается после зимней
спячки.
Существовало поверье, согласно которому в первый
день Пасхи солнце играет, то есть восход солнца
сопровождается игрой лучей, постоянно
передвигающихся и меняющих цвет.
14. Определите, к какому стилю речи относится
текст. Обоснуйте ответ.
Едва в лесах стает снег, зацветают подснежники.
Голубые глаза нашей весны. Таких нет ни к северу,
ни к югу от Черноземной зоны. Но недолго синеет
пролеска под пологом еще оголенного леса. Так же
быстро, как появляется, она отцветает.
Одновременно с подснежниками трогается в рост
хохлатка. Цветы у нее небольшие, собраны в
нарядную кисточку, и у каждого цветка будто
небольшой хохолок.
Трудно представить весну без одуванчиков,
любящих солнце. Одуванчик – сорняк и одно из
немногих растений, которое можно собирать в
любом количестве без всякого ущерба для природы.
А остальные? Каждую весну идет ничем не
оправданное уничтожение первоцветов. Цветы
собирают все: и стар, и мал – в неограниченных
количествах, для себя, на продажу, просто так...
Мало кто сознает, что каждый загубленный
цветок – это десятки и сотни невыросших новых.
Из семнадцати тысяч видов растений в нашей
стране изучено чуть больше одного процента. Это
значит, что полезные их свойства еще не выявлены,
и вся эта нужная и интересная работа впереди.
Если, конечно, будет, что исследовать.
Если вы любите природу и хотите ей помочь, не
рвите цветы, остановите других, пристыдите того,
кто сидит на рынках с корзинами первоцветов. И
тогда не только нас, но и тех, кто придет за нами,
смогут порадовать первые весенние цветы своей
нехитрой, но притягательной красотой.
А. Кузубов
15. Графический диктант.
Учитель. Перед вами картина «Март». А
знаете ли вы ее создателя? (И.Левитан.) «Март» –
одна из самых ярких, самых радостных картин
Левитана.
В истории русской живописи сохранились имена
прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова,
Васильева, Куинджи, Левитана и других.
16. Домашнее задание. Напишите
сочинение-миниатюру на одну из тем: «Идешь – и не
налюбуешься...», «Знаете ли вы, какое
наслаждение...», «Телеграммы из леса».
17. Подведение итогов урока и выставление
оценок.
|