Цели:
- образовательная: изучить различные избирательные системы,
выяснить, как проходят выборы по пропорциональной, мажоритарной,
смешанной системах;
- воспитательная: способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности;
- развивающая: развивать умения анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения.
После изучения темы учащиеся должны:
- знать, что понимается под избирательным правом и избирательной системой;
- знать, какие существуют формы участия граждан в политической жизни страны;
- понимать роль выборов в общественном развитии страны.
Форма урока - семинар.
Основные понятия: Выборы, референдум, избирательное
право, избиратель, процедура, избирательная система, избирательный
бюллетень, избирательный список.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
- Мотивация
- Целеполагание, определение прогнозируемых результатов.
- Работа над понятиями.
- Предоставление новой информации.
- Работа в группах.
- Рефлексия. Выбор собственной позиции обучающихся относительно участия в выборах.
МОТИВАЦИЯ
Учащиеся разделены на группы в соответствии с предложенными знаками.
Задание:
Прочитайте название темы "Выборы нужны ...” и поясните почему в
конце предложения возможны, по вашему мнению, знаки препинания (".”;
"?”; "...,но...”). Выбранные знаки записываются на карточках в каждой
группе. Результаты выполненного задания (количество выбранных знаков)
вывешиваются на доске по каждой группе отдельно.
".” - уверен(а) в необходимости выборов;
"?” - плохо понимаю тему, имею недостаточно знаний для определения своей позиции по этому вопросу;
".. .,но...”- считаю, что выборы нужны, но есть трудности или
препятствия для объективного участия в выборах. Разные знаки,
показывают, что эта тема в обществе до сих пор вызывает споры, она
актуальна, поэтому предлагаю рассмотреть ее в ходе урока.
Цель урока: формировать устойчивые потребности социально-активного поведения, гражданскую позицию.
ЭТАПЫ УРОКА
I. Работа над понятиями
1. Группы предлагают друг другу дать объяснение следующим терминам:
Выборы, референдум, электорат, избирательное право, избиратель,
процедура, избирательная система, избирательный бюллетень,
избирательный список.(работа по источнику ФЗ. «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации» (с изменениями на 2 октября 2012 года)
2. Каждой группе выдаются карточки с высказываниями известных людей, в которых пропущено одно слово.
Карточка № 1
"...Каким должен быть человек, коль скоро Сын Божий платит за его …высшей ценной?” - Папа Иоанн - Павел II. (достоинство)
"А если, однако, и Сократ, при всей высоте своего личного ... не
был, однако, в своей отдельности вполне, или совершенно, человеком,
если и он нуждался в восполнении, то конечно, не от гражданства или
отечества своего, которое окончательно наполнило ему только чашу с
ядом, а от чего-то другого” - В. Соловьев (достоинство)
Карточка № 2
"Но когда мыслители XVII века провозгласили естественную свободу
человека, то их христианской традиции вместе с этой свободой родилось
требование гражданского…” - В. Янков. (равенство)
"…в его исполнительном значении есть не что иное, как равенство
вышеописанной свободы, а именно: каждый человек одинаково
рассматривается как единая, замкнутая в себе монада …К. Маркс”
(равенство)
Карточка № 3
"Свобода человека и … поступать по его собственной воле основывается
на том, что он обладает разумом, который в состоянии научить его этому
закону, по которому он должен собой управлять” - Джон Мильтон
(свобода)
"…есть право делать все, что дозволено законами” - Ш. Монтескье (свобода)
Задание:
Вставьте пропущенное слово, которое, по вашему мнению, должно быть в данном предложении;
Подумайте, почему это слово? Как оно связано с темой выборов? Свяжите с Конституцией РФ.
(Группы предлагают варианты ответов с обоснованием своей позиции.
Делают вывод, что все эти термины отражают политические права личности,
особенности участия народа в управлении страной).
Блиц-опрос.
- Во сколько лет российские граждане получают право избирать? 18 лет.
- Документ, выдаваемый избирателю при проведении выборов, и содержащий имена кандидатов или названия партий называется... Избирательный бюллетень.
- Сколько депутатов избирается в Государственную Думу Российской Федерации? 450 депутатов.
- Как называется официальный документ, в который вносятся все
граждане данного избирательного участка, имеющие право участвовать в
выборах? Избирательный список.
- С какого возраста гражданин имеет право быть избранным в Государственную Думу? 21 год.
- Часть избирательного округа, где голосует определённое количество избирателей, называется... Избирательный участок.
- Возраст, с которого человек имеет право баллотироваться на пост Президента РФ? 35 лет.
- Что такое ценз оседлости? Условие 10 летнего постоянного проживания на территории РФ для кандидата в Президенты РФ.
- Как называется торжественная церемония вступления в должность вновь избранного главы государства? Инаугурация.
II. Предоставление новой информации
Вступительное слово учителя:
Выборы - центральный институт демократического государства. Выборы -
это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки
народа. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле
слова переходит к народу, идущему на избирательные участки, чтобы
подать голоса за своих представителей в органах власти.
Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя, принуждать
его приходить на избирательный участок. Но чем активнее и сознательнее
участвует в выборах население, тем скорее и лучше решает сложные
проблемы страна, тем устойчивее экономическое, социальное, политическое
развитие.
Задание №1. Предлагаю посмотреть презентации групп, которые подготовили опережающее задание, в котором должны были отразить:
- типы избирательных систем, существующих в мировом сообществе;
- что включает в себя избирательное право;
- необходимость выборов.
После просмотра презентаций вы должны ответить на вопрос: что
включает в себя избирательное право? В чем различия между
избирательными системами?
(Обучающиеся показывают презентации, дают пояснения)
III. Работа в группах
Задание № 2 .
Найти ошибки в тексте.
- «В соответствии с Конституцией РФ в Государственной Думе 450
депутатов. Половина, из которых избирается в одномандатных округах по
мажоритарной системе. Остальные по пропорциональной системе». (Все по
пропорциональной системе)
- «В законодательстве о выборах предусмотрен «процентный барьер»,
(например, как в РФ 5%), который позволяет делегировать кандидатов в
депутаты от данного объединения в парламент». (7% барьер)
- «В Российской Федерации на выборной основе существуют следующие
институты: Президент, депутаты Государственной Думы, губернаторы, главы
администраций муниципальных образований». (Губернаторов назначает
Президент)
- «В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех
кандидатов». Вы ставите крестик или другой знак в квадратике напротив
политической партии или в графе «Против всех кандидатов». (Графа
«Против всех кандидатов» отменена)
Задание № 3.
Из предложенного списка характеристик выберите признаки характеризующие:
- Мажоритарную систему избирательного права
- Пропорциональную систему избирательного права
- «Победитель получает всё!»
- Невозможность выдвинуть независимого кандидата
- Избранный депутат будет представлять абсолютное большинство избирателей
- Избиратели голосуют за партийные списки в масштабе всей страны
- После голосования определяется избирательная квота
- Часто её называют «системой первого пришедшего к финишу»
IV. РЕФЛЕКСИЯ
1. Интерактивное упражнение - "Выборы через призму политической
карикатуры”( на слайде). Рассмотрите предложенные политические
карикатуры (см. приложение). Выберите одну - две, которые, как вам
кажется, отражают самые актуальные проблемы, связанные с выборами, и
назовите проблему, которую они отражают.
Ответьте на вопрос: "Какую роль могут играть образовательные
учреждения в реализации политических прав в будущем, а именно право
избирать и быть избранным по достижению 18-и лет, в решении проблем, на
которых заостряет внимание политическая карикатура.
(Группы предлагают варианты ответов с обоснованием своей позиции).
2. Группам обучающихся предлагаются два высказывания известных людей о выборах.
Задание: высказать свою позицию, которая, по вашему мнению, соответствует современному представлению о выборах.
Высказывания известных людей о выборах:
- "Все диктатуры в истории отвергали принцип политического выбора
как таковой, и все то в политике, что в той или иной степени допускало
свободное волеизъявление при формировании власти или решении иных
краеугольных государственных проблем, было либо зачатком демократии,
либо ее непосредственным проявлением” (Л. Мизес, австрийский
экономист).
- "Избранность народом еще не гарантия непогрешимости. Не стоит
преувеличивать значимость происшедших на вершине власти перестановок.
На смену структурам, штат которых назначался "сверху”, пришли
структуры, в которых политики избраны народом. Разница лишь в источнике
получения власти, а не в ее природе” (В. Борисов, политолог).
Домашнее задание:
Составить сложный план темы «Избирательное право или «Избирательный процесс», по выбору.
Подведение итогов урока. Выставление отметок.
|