Тип: комбинированный урок с
использованием мультимедийной презентации.
Цели:
- раскрыть сущность и значимость для
международного права Всеобщей декларации прав
человека;
- сформировать ценностные ориентации и
убеждения, основанные на современных правовых и
моральных ценностях общества;
- воспитание правовой культуры учащихся;
- воспитание уважительного отношения учащихся к
правам и свободам человека, международным
документам, обеспечивающим их;
- воспитание чувства ответственности за свои
действия.
Оборудование: мультимедийная
установка; мультимедийная презентация, текст
Всеобщей декларации прав человека на каждой
парте.
ХОД УРОКА
I. Вводное слово учителя
– Каждый человек наделён правами. Но не все
люди знают, какими правами они обладают.
Большинство людей знает, что они имеют право на
жизнь, свободу, личную неприкосновенность. Но
ведь кроме этих прав существуют и многие другие.
Когда права человека плохо известны людям, могут
возникнуть такие нарушения прав человека, как
дискриминация, нетерпимость, несправедливость…
После злодеяний и многочисленных человеческих
жертв Второй мировой войны, в 1948 году была
подписана Всеобщая декларация о правах человека
ООН, чтобы обеспечить общее понимание того, что
же такое права человека. Она является
фундаментом для построения мира на основе
свободы, справедливости и мира.
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Беседа с учащимися
– Что такое права человека?
– Какие права имеете вы и ваши родители?
– В каких документах провозглашаются права и
свободы человека и гражданина?
III. Изучение нового материала
1. Задание на выявление причинно-следственных
связей
– Вспомните итоги Второй мировой войны. Какой
урок преподнесла мировой цивилизации эта
трагедия?
– Почему необходимо было принять универсальный
для всех стран перечень «естественных прав»
человека?
2. Рассказ учителя об истории принятия Всеобщей
декларации прав человека
Вторая Мировая война преподнесла человечеству
трагический и очень важный урок. Стало очевидно,
что ужасы геноцида и войны могут повториться,
если не начать разговор об универсальных правах,
которые должны принадлежать всем людям,
независимо от места рождения, социальных,
культурных, религиозных и прочих отличий. После
создания Организация Объединенных Наций члены
международного сообщества дали торжественное
обещание не допускать впредь совершения зверств,
подобных тем, что имели место в ходе Второй
мировой войны. Мировые лидеры решили дополнить
Устав ООН документом, гарантирующим права
каждого человека везде и всегда. Задуманный ими
документ, который позднее стал Всеобщей
декларацией прав человека, рассматривался на
первой сессии Генеральной Ассамблеи в 1946 году.
Ассамблея рассмотрела проект декларации об
основных правах человека и свободах и направила
его Экономическому и Социальному Совету для
передачи на рассмотрение Комиссии по правам
человека. Комиссия по правам человека состояла
из 18 членов, представлявших различные
политические, культурные и религиозные традиции.
Председателем Редакционного комитета являлась
Элеонора Рузвельт, вдова американского
президента Франклина Д. Рузвельта. Вместе с ней
работали Рене Кассэн (Франция), составивший
первый проект Декларации; докладчик Комитета
Шарль Малик (Ливан); заместитель Председателя Пэн
Чун Чан (Китай); и Джон Хамфри (Канада), директор
Отдела по правам человека Организации
Объединенных Наций, который подготовил набросок
Декларации. Первый проект Декларации был
предложен в сентябре 1948 года, причем в подготовке
окончательного проекта участвовало свыше 50
государств-членов. В своей резолюции 217А (III) от 10
декабря 1948 года Генеральная Ассамблея,
заседавшая в Париже, приняла Всеобщую декларацию
прав человека; восемь стран воздержались при
голосовании, но ни одна страна не проголосовала
против.
3. Задание на сравнение (рефлексия)
– Какой правовой статус имеет Всеобщая
декларация прав человека? (Обобщение и анализ
ответов учащихся)
– Сравните два документа, утверждающих права
человека, – Конституция РФ и Всеобщая декларация
прав человека. Что в них общего, а что особенного?
Вывод: Декларация является частью
Международного билля о правах человека;
Конституции РФ составлена на основе Декларации и
провозглашает основные права и свободы человека,
утвержденные в ней.
4. Работа с источником по группам
Работа в группах проводится по тексту
Декларации. Класс делится на три группы. На
каждой парте лежит текст Декларации.
Задание для 1 группы – ознакомиться с текстом
Декларации, выделить номера статей,
провозглашающие гражданские права человека.
Задание для 2 группы – ознакомиться с текстом
Декларации, выделить номера статей,
провозглашающие политические права человека.
Задание для 3 группы – ознакомиться с текстом
Декларации, выделить номера статей,
провозглашающие социально-экономические и
культурные права человека.
Защита мини-проектов (кластеров) каждой из групп.
Анализ ответов, обсуждение таблицы-схемы
5. Сообщение учащихся на следующие темы: «День
прав человека»; «Празднование 60-летия Всеобщей
декларации прав человека».
IV. Закрепление изученного материала
Работа с иллюстрациями
Учащимся предлагаются рисунки с «Выставки прав
человека». Необходимо назвать нарушенное право
человека, изображенное на них.
V. Подведение итогов урока. Оценка знаний и
умений учащихся
Общий вывод по теме сначала пытаются сделать
учащиеся, затем учитель обобщает все сказанное и
подводит итог.
VI. Домашнее задание
|