Цель: обобщить музыкальный материал по теме
«Осенины».
Задачи:
- учить исполнять традиционные русские обрядовые
песни-заклички,
жнивные песни; песни с элементами орнаментальной
техники;
- продолжить развитие навыков интонирования, чувства
ритма, чувства
стиля в музыке;
- формировать понятия о русских народных традициях и
воспитывать
чувство сопричастности к родной культуре.
Оборудование урока: аккордеон, шумовые
инструменты,
учебники и тетради по программе В.Алеева; элементы
фольклорной композиции
(каравай, рушник, венок «Осень»);
Музыкальный материал: композиция
«Ягодная песенка»
(В.Попов «Ягодная песенка», В.Бобров «Морошка»,В.Попов
«Морошка»),
р.н.п. «Осень», р.н.п. «Серпы золотые», р.н.п.
«Восенушка-осень».
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада
вас видеть!
Сегодня наш урок– праздничный! Посвящен он удивительно
прекрасному
времени года в жизни русских людей - осени. Чем же так
замечательна
осень? Дети
: Она красивая, золотая, урожайная.
Учитель:: Верно. Природа дарит людям
свое богатство,
плодородие. Даже наша северная осень радует нас своим
ягодным богатством.
Прослушайте «Ягодную композицию» в исполнении учеников 4
класса.
Дети слушают композицию.
Учитель: Как ребята пели?
Дети: Весело, задорно, громко.
Учитель: Они старались передать вам
радость.
А теперь и ваша очередь подошла показать свои умения. Я
знаю - у
вас получается также хорошо!
Как люди относились к осени?
Дети: Они осень ждали! Звали! Они
хотели, чтобы
был хороший урожай!
Учитель: А как же они звали?
Дети: При помощи песни! Например –
р.н.п. «Осень».
Дети поют песню.
Учитель: А чем сопровождалось
исполнение песни?
Дети: Движениями.
Дети поют песню с движениями.
Учитель: Молодцы! А какой мы с вами
знаем народный
обряд?
Дети: Хоровод вокруг уважаемой женщины,
которую
называли «Госпожинка-Осень».
Выходит девочка, ей повязывают платок на голову, ставят
вокруг нее
хоровод девочек.
Дети исполняют туже песню «Осень» в хороводе.
Учитель: Хорошо! Встречали осень
замечательно!
Но прежде чем обильные хлеба получить, нужно было много
потрудиться.
Нужно было собрать пшеницу. А легко это было?
Дети: Нет. Жать пшеницу было трудно,
жарко, долго.
Жали пшеницу женщины. И женщины помогали себе особой
песней - жнивной.
Учитель: Верно. Есть у нас такая песня -
«Серпы
золотые». А как она должна звучать, по-вашему мнению, и
почему так?
Дети: Она должна звучать весело,
ритмично, бодро,
чтобы была в помощь труженицам.
Учитель: Верно. Пожалуйста, девочки,
спойте!
Девочки исполняют песню.
Учитель: Молодцы! Конечно, с такой
песней работать
будет веселей! Ну, а что же было дальше? Собрали урожай.
Потом…
Дети: Маленькие дети подбирали
последние колоски,
кидали их на крыши домов, последний сноп приносили в дом,
украшали
лентами, пели песни - заклички. Звали осень приходить с
дождями.
Такая песня звучала весело, потому что был собран урожай и
люди
могли отдыхать. Ещё люди выбирали девушку, надевали ей на
голову
венок из осенних листьев и ягод и пели песни.
Выходит девочка, ее голову украшают осенним венком; она
читает стихотворение
про осень. Берет в руки каравай. Дети исполняют песню
«Восенушка-осень»
в быстром темпе, в характере.
Учитель: Я считаю, ребята, что и вы
хорошо потрудились
на уроке, много запомнили, и, конечно, узнали о нашей
русской осени
много интересного и музыкального. Каравай по праву – ваш!
Спасибо
за урок! До свидания! |