Цели:
Познакомить учащихся с биографией и творчеством Л.Н.
Толстого, продолжить обучение выразительному чтению, развивать устную речь
учащихся, любознательность, воспитывать чувство долга, ответственности,
трудолюбие, прививать любовь к природе, желание беречь все живое.
Оборудование:
Выставка книг Л.Н. Толстого, портрет писателя,
оборудование для кукольного театра.
ХОД УРОКА
Учитель
Сегодняшний наш урок-праздник посвящен творчеству Л.Н.
Толстого.
Выступления учащихся.
1-й ученик:
Частым гостем в Ясной Поляне был И.Е. Репин. Ему принадлежит
этот живописный портрет. Репин написал воспоминания о Толстом, в них есть
черты, дополняющие созданный им живописный образ.
Читает отрывок из книги И.Е. Репина «Воспоминания».
«Грозные нависшие брови, пронзительные глаза — это несомненный
властелин. Ни у кого не хватит духу подойти к нему спроста. Но это добрейшая
душа, деликатнейший из людей и истинный аристократ по манерам и особому изяществу
речи. Как свободно и утонченно говорит он на иностранных языках! Как
предупредителен, великодушен и прост в жизни. Не встречал я более заразительно
смеющегося человека...»
2-й ученик:
Родился и провел свое детство великий писатель в
имении Ясная Поляна. Там он организовал в 1859 г. школу для крестьянских детей.
Толстому хотелось, чтобы его ученики получили знания по многим предметам —
чтению, письму, арифметике, русской истории, математике и другим. Он хотел
также приучить их к труду на земле — ребята сеяли, выращивали лен, горох,
морковь, сами собирали урожай.
Одним из любимейших занятий яснополянских школьников
было написание и обсуждение сочинений. Лучшие из них печатались в книгах,
выпускавшихся приложениями к журналу «Ясная Поляна».
3-й ученик:
Лев Николаевич Толстой побывал во французских, английских,
немецких и швейцарских школах. Он убедился, что там никто не заботился о том,
чтобы дети из народа получили настоящее образование. «Школа, — писал Лев
Николаевич, — только тогда хороша, когда отвечает интересам народа». И он
попытался создать такую школу в своей усадьбе Ясная Поляна.
4-й ученик:
Там же Лев Николаевич написал«Азбуку», «Новую Азбуку»
и четыре «Русские книги для чтения». По этим учебным книгам обучались
несколько поколений русских школьников.
Они получали не только поэтические, художественные
впечатления, но и начальные сведения по истории, астрономии, ботанике,
зоологии, физике, химии, механике и другим наукам.
Учитель
А теперь мы послушаем басни, написанные Львом Николаевичем
Толстым.
Половину учебных книг Толстого занимают басни. Им писатель
придавал большое значение. Давайте посмотрим инсценировку басен «Отец и
сыновья», «Лев и Мышь», которую заранее подготовили ребята из нашего класса, а
затем побеседуем о том, чему учат эти басни.
Инсценировка басен заранее подготовленными учениками.
Учитель
Сейчас мы с вами познакомимся с одной из интереснейших
сторон творчества Толстого. Это сказки. Раздел сказок в учебных книгах Льва
Николаевича менее обширен, чем раздел басен, однако он очень разнообразен.
Составляя его, Толстой широко использовал произведения знаменитых немецких
сказочников братьев Гримм, датского сказочника Ганса Христиана Андерсена, а
также автора сборников французских сказок Шарля Перро.
Выступление кукольного театра со сказками «Белка и
волк», «Еж и заяц».
Учитель
Многие из рассказов Льва Николаевича Толстого состоят
всего из нескольких строк, он переделывал их десятки раз, добиваясь, чтобы в
них не осталось ни одного лишнего слова, Проведем викторину и проверим, хорошо
ли вы знаете рассказы Льва Николаевича о животных и растениях, о детях.
1) В каком городе происходили события рассказа «Лев и
собачка»? (В Лондоне.)
2) Почему Толстой в рассказе «Булька» называет собаку
— мордашка? (Мордашка — старинное название собак породы бульдог.)
3) Назови кличку собаки из рассказа «Пожарные собаки».
(Боб, Спас 12 детей в Лондоне во время пожаров.)
4) Как называется рассказ, в котором мальчик Ваня без
разрешения съел сливу? («Косточка».)
5) «— Куда ты собрался?
— В школу.
— Ты еще мал, не ходи, — и мать оставила его дома».
Откуда эти строки? Как называется? Послушался ли мальчик свою маму?
(«Филиппок».)
6) Как звали детей из рассказа «Котенок»? Кто из них
спас котенка и от кого? (Вася и Катя. Спас мальчик от собак.)
Учитель
Еще Л. Толстой писал познавательные рассказы.
«Дети — говорил писатель — строгие судьи в литературе.
Нужно, чтобы познавательные рассказы были для них написаны и ясно, и
занимательно, и нравственно».
«Что? Как? Почему?» — так называется следующий раздел
творчества великого писателя.
Чтение двумя учащимися рассказов-рассуждений «Осязание
и зрение», «От чего бывает ветер?»
Итоги уроков
Учитель
Понравился ли вам наш праздник? Что нового вы узнали.
Ответы детей.
|