Цель: формирование чувства сопричастности и
личной ответственности за всё живое на Земле.
Задачи:
- Формирование экологических знаний
нравственно-ценностного отношения к природе;
- Включение учащихся в разноплановую
творческую деятельность экологического
содержания;
- Воспитание любви к Родине.
Форма: интеллектуальная игра.
Методы: рассказ с элементами беседы, защита
проектов, игры, конкурсы,.
Подготовительная работа:
- изучить литературу,
- подготовить выступления учащихся,
- подобрать наглядные пособия, фонограммы,
- продумать вопросы викторин,
- придумать названия команд,
- девиз,
- эмблему,
- выбрать жюри и определить критерии оценок и
баллы каждого этапа.
1. Вступительное слово;
2. Основная часть:
- защита проектов;
- конкурс на лучший плакат по охране природы;
- работа с наглядностью;
- игровые моменты;
3. Итоговая часть.
Проблемы Земли - мои проблемы.
Ведущий.
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день весенний рада вас увидеть я!
Рада я приветствовать дорогих гостей!
Пригласить вас на прогулку
По экологической тропе хочу я поскорей!
В нашей жизни очень много интересных и
неразгаданных тайн. Вспомните, наша планета
родилась не вчера, её история насчитывает
тысячелетия, её тайны стремились постичь самые
светлые умы человечества: учёные, философы,
мыслители, писатели.
В каком веке мы живём? (ответы детей)
Удивительное время! И, наверное, можем считать
себя везунчиками, счастливчиками. Человечество
может гордиться своими достижениями в области
техники, искусства, образования. Человек покорил
океан, воздух, землю: но наряду с достижениями у
человека появились проблемы. Вы, конечно,
обратили внимание на эпиграф к игре. К числу
самых волнующих, несомненно, относятся проблемы
экологии.
Стихотворение "ЧЁРНЫЕ ПЯТНА".
А. Плотников
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине
Чёрные раскачивает пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно "освоили" планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету
Чёрные:
Сотрёшь ли, человек?
Ведущий.Что ждёт нас в будущем, если не
перестанем беспечно относиться к природе и к
тому, что она нам даёт? Выживет ли человек, если
лишится самого дорогого и необходимого на Земле?
(ответы детей) Экологический кризис коснулся
всех стран и народов. Всем неизбежно придётся
принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех,
кто идёт за нами, нашу прекрасную планету.
Эти вопросы мы обсудим на нашей игре,
задумаемся, сделаем выводы.
1. Игра "ПУТЕШЕСТВИЕ".
И мы с вами отправляемся в путешествие (ведущий
говорит слова и показывает движения, дети за ним
повторяют.)
* Выходим из дома и идём по тротуару (топают
ногами).
* Сворачиваем на просёлочную дорогу, опавшие
листья шуршат под ногами (скользящие движения
ногами).
* Впереди река, идём по песочку, песок под ногами
шуршит (трут ладонью о ладонь).
* А сейчас по деревянному мосточку переходим
через реку (хлопки ладонями по коленям).
* Речку перешли и снова идём по песочку (трут
ладонью о ладонь).
* А теперь по листьям (скользящие движения
ногами).
* Деревья вокруг большие, качаются (руки над
головой, как кроны).
* А впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям).
* А теперь кустик, прыгаем (хлопок по коленям).
(Звучит фонограмма "Голоса птиц". )
Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали?
Как легко и свободно дышится в лесу. Здравствуй,
природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озёра и
моря!
Здравствуйте, птицы - соловьи, воробьи,
жаворонки!
Здравствуйте, звери - волки, зайцы, лисицы,
медведи!
Если бы человек вот так здоровался каждый день
не только с родными , близкими, знакомыми, но и со
всеми живыми существами, может быть до сих пор на
Земле жили бы все животные и растения, которых мы
уже никогда больше не увидим, т.к. люди просто
уничтожили их.
Ученик.
Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм -
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
Ведущий. На экологическую тропу мы с вами
отправились в составе четырёх команд. Давайте
познакомимся с ними. Это команды:
- "Свежий ветер"- девиз: Мы ждём перемен
- "Экос"- девиз: Наша планета - наш общий дом.
- "Ромашка"- девиз:
Не приноси вреда земной красе.
Земля тогда на нас не обижайся,
Когда дома отражены в росе,
А в окнах их ромашки отражаются.
- "Гринпис"- девиз: Голубой мир - мечта планеты.
В ходе игры вы будете защищать свои проекты по
разным темам, плакаты, которыми вы говорите: "Нет
- разбою, нет - беспечности. Мы за природу, мы - дети
природы!". Своё выступление каждая команда
заканчивает конкурсом капитанов. Капитанам было
дано домашнее задание - подготовить
мини-сочинение на тему: А вот на какую тему, вы
узнаете чуть позже. Мы с вами будем проводить
различные конкурсы, а компетентное жюри всё это
будет оценивать. Сегодня судить игру будут: Ведущий. Проведём небольшую разминку. Хочу
проверить, знаете ли вы деревья и кустарники. Я
буду называть разные деревья и кусты. Если они
растут у нас - хлопок в ладоши, если нет - молчание.
Итак, да - хлопок, нет - молчок. Слушайте
внимательно.
Яблоня. Груша. Малина. Мимоза.
Ель. Саксаул. Облепиха. Берёза.
Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.
Липа. Клён. Баобаб. Мандарин.
Смотрите-ка, молодцы!
А сейчас быстро буду называть.
Слива. Осина. Каштан.
Кофе. Рябина. Платан.
Дуб. Кипарис. Алыча.
Тополь. Сосна. Каланча.
Молодцы, ребята! Про деревья вы всё знаете.
А сейчас защита первого проекта, который
называется "Биологическое разнообразие".
Слушаем команду "Ромашка".
Защита проекта "БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ". Ученик.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура и таблетки.
Ну а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Конкурс "ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА".
Ведущий. Я хочу проверить, знаете ли вы
лекарственные растения и предлагаю конкурс
"Зелёная аптека". А задание для вас вот какое. К
таблице с названиями болезней надо подобрать
карточки с лекарственными растениями, которые
знают дети.
5. Сценка.
Девочка-ромашка (сидит с букетом
лекарственных трав в руках):
Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма:
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет ещё цветок. (протягивает пучок
дурмана.)
Ромашка:
Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман -
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего
Забирай его назад!
(Травяная ведьма убегает. )
Ромашка: Ох уж эта травяная ведьма! Так и
норовит сделать гадость. То корешок ядовитый
подсунет, то траву несъедобную.
(Крадучись, возвращается Травяная ведьма.)
Травяная ведьма:
Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдём,
Соберём шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвём.
Дома их поставим в воду.
Ромашка:
Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел её.
(Загораживает ребят от ведьмы. Она грозит
Ромашке кулаками и убегает.)
Ромашка:
Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвём не на потеху,
Отнесём мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Ведущий: Ребята, а кто знает, что такое
Красная книга природы? (Это книга, в которую
заносят редкие виды растений и животных.
Представителей природы, занесённых в эту книгу,
охранять нужно особенно бережно.)
Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие
растения и животные стали редкими. Они занесены в
Красную книгу. Красной она называется потому, что
красный цвет - сигнал опасности.
Международную Красную книгу создали в 1966 году.
Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё
записаны животные и нашей страны.
В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране.
В неё записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.
6. Совместное выступление команд "БЕРЕГИТЕ
ПРИРОДУ".
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
И тревога за жизнь неустанна:
Гибнут звери, птицы, цветы.
И гибнут люди беспрестанно,
Унося с собой часть красоты.
Так скорее под звёздною синью,
Чтобы жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас!
Ведущий: А теперь мы переходим к проблемам
атмосферы, которые изучила команда "Свежий
ветер".
(Проверка задания конкурса "Зелёная аптека").
7. Защита проекта "АТМОСФЕРА".
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам следующий
конкурс, который называется "Отгадай-ка".
8. Конкурс "ОТГАДАЙ-КА".
Вам нужно угадать по подсказке различные
понятия. Если не сможете отгадать с первой
подсказки, попробуйте со следующей.
Вредные выбросы: - губят растения и животных,
разрушают здания;
- отравляют воду и воздух;
- от этого у человека развиваются болезни.
Земля:
- это наш дом;
- её воспевают в своём творчестве
писатели-фантасты;
- в своих приключениях Филлиас Фог и Паспарту
обогнули её за 80 дней;
- только на ней есть жизнь.
Костёр:
- служит защитой от хищников;
- спасает от голода;
- его разводят туристы и оленеводы;
- на нём можно кипятить воду и готовить еду.
Палатка:
- необходима в походе для туристов,
отправляющихся в лес на несколько дней;
- помогает спрятаться от зверей и насекомых;
- защищает от холода, ветра и дождя.
Ведущий. А сейчас послушаем участников
команды "Гринпис", которые изучили проблемы
загрязнения воды.
Защита проекта "ГИДРОСФЕРА".
Ведущий. Ребята, я думаю, вы все любите
купаться в реке или ходить на рыбалку. Следующий
наш конкурс - кроссворд с названием "Речные
загадки".
10. Кроссворд "РЕЧНЫЕ ЗАГАДКИ".
По горизонтали:
3.
На реке стена из нитей:
Кто войдёт - не может выйти. (Сеть)
5.
Плавает у мостика
Красный с белым хвостиком:
То потонет, то всплывёт -
Рыбаку сигнал даёт. (Поплавок)
6.
Недаром эта модница
Склонилась над водой.
Всё лето в речку смотрится -
Любуется собой. (Ива)
9.
В реках, старицах, озёрах
Много зарослей, в которых:
И в карьерах обитает,
И прудов не избегает
С промерзающей водой:
И серебряной бывает,
И бывает золотой. (Карась)
По вертикали:
1.
Не рубили дерево,
Не валили дерево,
Но достало дерево
До другого берега. (Тень)
2.
Без вешнего тепла
Не вырвется из-под стекла. (Река)
4.
За плечами в рюкзаке
Спит, мечтая о реке.
На реке бока раздует
И на волнах затанцует. (Лодка)
7.
То здесь - во льду окошко.
То там - во льду окошко.
У каждого окошка
Удачи ждёт Тимошка. (Лунки)
8.
В день крылатый водолаз
В полынью нырнёт не раз
И личинку не одну
Схватит, бегая по дну. (Оляпка)
10.
Большой, с усами
Под мостом перед грозою
Бьёт хвостом. (Сом)
Ведущий. Переходим к защите последнего
проекта. Слушаем команду "Экос".
11. Защита проекта "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА".
Ведущий. Очень важно, чтобы вы осознавали, что
людская беспечность - вот главная причина беды. К
сожалению многие рассуждают так: чего-чего, а уж
лесов на белом свете видимо-невидимо, никто их не
сеял, не сажал - сами выросли. Так всегда бывало,
так и впредь будет. Но будет ли?
Ученик.
Мы порой безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё сгубим,
А гордимся природой
И отечество любим.
(Проверка кроссворда).
12. Конкурс "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ".
Ведущий.
Бом-бом-бом!
Начинается погром.
Выезжаем на природу,
Сколько здесь в лесу народу!
Здесь костёр и там костёр,
Банки, склянки, всякий сор:
Шли мы с вами вдоль реки и вновь оказались в
лесу. Перед вами огромное количество
разбросанного мусора, а ведь в лесу живут
животные и птицы и это наносит им непоправимый
вред. Перед вами экологические знаки. Подумай те,
что же означает каждый знак и напишите правильно
их названия. Это и будет наш следующий конкурс.
Названия знаков:
1. Новое насаждение!
2. Осторожно, муравейник!
3. Не разводить огонь!
4. Дикие животные!
5. Осторожно, болото!
6. Осторожно - молодняк!
7. Не сорить!
8. Берегите животных!
9. Уступите дорогу!
13. Конкурс "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БЛИЦТУРНИР".
Ведущий. В этом конкурсе вам нужно за одну
минуту ответить на большее количество вопросов.
Если вы не знаете ответ, говорите: "не знаем",
отвечает кто-то один из команды. На сколько
вопросов ответите правильно, столько получите
очков.
Ведущий. Это был последний конкурс нашей игры
и нам пора возвращаться назад.
(Повторение игры "Путешествие" только в
обратном порядке).
Подведение итогов игры
Ведущий. Все мы - люди, звери, птицы,
микроорганизмы - живём на планете Земля. Это наш
общий дом. За миллионы лет все виды животных и
растений приспособились и притёрлись друг к
другу. И мы знаем, что человек - это часть
природы. Люди порой безрассудно вырубали леса,
осушали болота, распахивали степи. Они не
задумывались над тем, что при этом грубо нарушали
равновесие в природе, во благо одному делу
причиняли вред другому. Нужно очень бережно
относиться ко всему окружающему: и к лесу, куда мы
ходим за грибами и ягодами, и к болотам, где
растёт клюква и к речке, где мы купаемся в жаркий
день, и к берёзке, которая шелестит листвой. Пусть
всем хватит места на нашей планете. Давайте будем
беречь всё это, жить, не обижая друг друга, не
обижая братьев наших меньших и помнить, что
проблемы Земли - наши проблемы.
Песня
(Дети все вместе поют песню на мотив песенки из
м/ф "Бременские музыканты").
Ничего на свете лучше нету,
Чем спасти от гибели планету.
Будет лес любимый свеж и зелен,
Эту радость мы с тобой поделим. - 2 раза.
Береги ты всё живое рядом
И на всё смотри хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети -
Должен быть порядок на планете. - 2 раза.
Пусть вода всегда в реке струится,
Пусть всегда поют над нами птицы,
И Природе сами мы поможем,
Эту радость мы с тобой умножим. - 2 раза.
|