Цели урока: 1) Расширять и углублять природоведческие знания учащихся. 2) Развивать наблюдательность, мышление, память, внимание. 3) Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, бережное отношение к природе: животным, птицам, растениям. 7. Оборудование: проектор, компьютер, слайды. 8. Ход урока: I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
- Ребята! Вы любите путешествовать? Сегодня мы совершим путешествие в
лес. Красив наш русский лес! Лес полон диковинок. Хочешь увидеть –
поторопись. - Перед началом нашего путешествия давайте определим погоду, вспомним народные приметы, правила поведения в лесу. - Итак, мы путешественники. В прекрасном мире веток и теней, Всё то, что живо, музыкою дышит! Здесь всё поёт, здесь даже муравей Ползёт, поёт и сам себя не слышит. - Перед нами две команды: «Ёлочка» и «Берёзка». Они сейчас отправятся в увлекательное путешествие «По лесным тропинкам». II. Представление команд - Мы с вами, ребята, оказались в берёзовой рощице.
- Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен,
стихов сложено о ней. Берёза – одно из самых красивых деревьев нашей
страны. Белый ствол берёзы даже в жаркие дни остаётся холодным. До 40
литров берёзового сока даёт одно дерево до распускания почек. Из берёзы
делают мебель, фанеру. А береста (кора берёзы) – готовая природная
бумага. - Узкими тропинками мы переходим на другую полянку. -
Ель знакома нам всем с детства. Без нарядной елки и праздника нет.
Круглый год ель зелёная. А почему? Да потому, что листок-иголка живёт
два – три года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течение
всего года. Одни иголки опадают, а другие растут. Ель любят птицы. И
медведь чаще строит свою берлогу под елью. Живёт ель до 1200 лет. III. Разминка команд Команде «Ёлочка»: назовите 5 пород лиственных деревьев; почему хвойное дерево лиственницей назвали? Команде «Берёзка»: назовите 5 пород хвойных деревьев; чем отличается ель от сосны? IV. Физкультминутка Влез опёнок на пенёк, Тоненький, тоненький, Простоял один денёк. Ножка, что соломинка! На ветру качался, А потом склонился Резко наклонялся. И совсем свалился. - Бродили мы тропинками и забрели на новую полянку. Сколько здесь грибов! V. Конкурс «Грибная полянка» Учитель: Кто сидит на крепкой ножке Берём по лукошку В бурых листьях у дорожки? И скорее в путь дорожку. Встала шляпка из травы – Разбежались по полянке Нет под шапкой головы. Мухоморы и поганки, Что это? Рыжики, боровики, Чтобы сбить тебя с пути. - Ребята, соберите съедобные грибы в корзину, а несъедобные оставьте. - Почему грибы так называются: лисички, маслята, подберёзовики, подосиновики, мухомор? VI. Конкурс капитанов «Лесные жалобы»
- Вопрос команде «Берёзка»: Ох, не любят меня люди. Голос им не
нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Всё это
неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я? (Сова) -
Вопрос команде «Ёлочка»: А меня все боятся, поэтому столько небылиц про
меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз
головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку. А не
враг. Кто я? (Летучая мышь) VII. Конкурс «Птицы – наши друзья» Так весело в густом лесу. На ветках птицы распевают. Увидеть леса красоту пернатые нам помогают. Кто это? Днём молчит, ночью кричит. (Филин) Чёрный жилет, красный берет. Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел) Чёрнокрылый, красногрудый не боится он простуды, и зимой найдёт приют, с первым снегом тут как тут. (Снегирь) Длиннохвоста, белобока, а зовут её (Сорока) VIII. Физкультминутка На лужайке, на ромашке Я с ромашками дружу, Жук летел в цветной рубашке Тихо по ветру качаюсь, Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Низко-низко наклоняюсь IX. «А знаете ли вы, что?..» Все-все на свете, на свете нужны. И мошки не меньше нужны, чем слоны Нельзя обойтись без чудовищ нелепых И даже без хищников, злых и свирепых. Нужны все на свете, нужны все подряд: Кто делает мед, и кто делает яд! - Знаете ли вы, что самый большой лесной зверь в средней полосе России – это лось? - Знаете ли вы, что род такого дерева, как дуб, очень велик. На Земном шаре около 450 видов дуба? - Знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1т хлеба?
- Знаете ли вы, что зайца частенько называют «косым». И это не
случайно. Его чуть выпуклые большие глаза способны видеть одновременно и
впереди, и сзади, и сбоку? - Знаете ли вы, что возраст плодового тела некоторых трутовиков достигает 800 лет? - Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых - жук-носорог. Сам весом 14 г может тащить груз в 1 кг 580 г? - Знаете ли вы, что кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц? - Знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг мёда, надо облететь 1000000 цветков? IX. Совместное выступление команд «Берегите природу» Дерево, цветок, трава и птица Нор звериных, птичьего гнезда Не всегда умеют защититься. Разорять не будем никогда. Если будут уничтожены они, Пусть птенцам и маленьким зверятам На планете мы останемся одни. Хорошо живётся с нами рядом.
- C каждым днём вырубается всё больше лесов, загрязняются водоёмы,
воздух. Страдают многие растения и животные. Если раньше они встречались
часто, то сейчас некоторые виды исчезли совсем. - Природа гибнет и
просит у нас защиты, многие растения и животные стали редкими. Они
занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный
цвет – сигнал опасности. Охраняется Красной книгой столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы. Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы, Опустеют все поляны и не будет красоты. X. Итог урока - Подошло к концу наше путешествие. Жаль расставаться с лесом, с птицами, с животными. Скажем на прощанье лесу: «До свиданья, Ты расти на радость людям, Мы любить тебя ведь будем, Тёмный лес, чудный лес, Полный сказок и чудес! |