К литературному празднику ученики прочитали
рассказы «Зелёная лампа», «Корабли в Лиссе»; на
уроке внеклассного чтения анализировали феерию
«Алые паруса». Самостоятельно ребята читали
романы «Бегущая по волнам» и «Дорога никуда»; на
уроке развития речи писали изложение по рассказу
«Победитель».
Кроме того, познакомились с рассказом К.Г.
Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и
сделали любопытные наблюдения над близостью
сюжетных линий «Алых парусов» Грина и рассказа о
композиторе Эдварде Григе. Поэтому весь вечер на
празднике и звучала музыка Грига.
Готовясь к заключительному уроку творческие
группы учащихся выполняют задания: театральная,
музыкальная, группа чтецов, группа
исследователей биографии А.Грина, географы
Гринландии, художники и другие.
Эпиграф к уроку:
Я пишу — о бурях, кораблях, любви, признанной и
отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле
случая. (А.Грин)
1. Урок начинается с песни М.Пляцковского и
А.Зацепина «Ты слышишь, море?».
2. Первый ведущий. Сегодня мы приглашаем
вас в путешествие по стране, которую придумал
Александр Грин. Она была так непохожа на его
жизнь, полную лишений, страданий и потерь.
3. Композиция «Жизненный путь А.Грина».
Выступающие читают отрывки из «Жизни
Александра Грина» К.Паустовского, а также
размышления самого писателя из
«Автобиографической повести».
4. Второй ведущий. Перед вами Земля Грина
— Гринландия. Её не отыщешь ни на одной
географической карте мира, и всё-таки она знакома
тем, кто хоть однажды открыл книгу Грина. Это он
на страницах своих произведений выстроил города
со странными экзотическими названиями, населил
их сильными, мужественными людьми: охотниками,
путешественниками, моряками. Это он придумал эти
моря, острова, проливы.
«Остров Рено» — это первый романтический
рассказ Александра Грина, действие которого
происходит в вымышленной стране. Вот тропическая
часть гриновской страны — «Колония Ланфиер»,
«Синий каскад Теллури», «Пролив бурь». В центре —
город Суан, описанный в рассказе «Трагедия
плоскогорья Суан». Вся страна Александра Грина —
одно большое сердце, полное любви к людям и миру!
5. Первый ведущий. Тема моря — главная тема
романтического творчества Грина. Он был
романтиком по сути дарования, строю души, которую
не смогли поколебать в нём самые жестокие
условия реальной жизни.
А с каким городом связано действие большинства
гриновских произведений? Лисс — столица
Гринландии. О нём писатель рассказывает в
произведении «Корабли в Лиссе». Там же писатель
дал великолепное поэтическое описание города.
6. Звучит отрывок из рассказа «Корабли в
Лиссе» под музыку Грига.
7. Второй ведущий. Праздничные гриновские
моря бороздят необыкновенные корабли открытий и
корабли приключений — бриги, бригантины,
фрегаты, старинные парусники, — овеянные
воздухом морских мифов и легенд. Но море у Грина
— это не только место действия его произведений,
это образ-символ, олицетворяющий силу и мощь
человеческого духа.
Не случайно все любимые гриновские герои — это
добрые и отважные капитаны, для которых самое
лучшее дело на земле — "живописный труд
плаваний”.
8. Чтец. Романтика морских просторов,
сильные смелые люди, которые идут навстречу
любым испытаниям, таинственным, опасным, ревущим
широтам... Всё это сливается в великолепный гимн
человеческой красоте, силе и мужеству. Мир
гриновских книг перекликается здесь с миром
Н.Гумилёва — поэта "серебряного века”.
(Звучит стихотворение Н.Гумилёва «Капитаны».)
9. Первый ведущий. Мы продолжаем
путешествие по Гринландии и отправляемся в
деревушку Каперну, что находится в четырёх
вёрстах от Лисса. Там жила юная мечтательница
Ассоль в ожидании корабля под алыми парусами.
«Алые паруса» — книга, полная мечты об
"ослепительном случае”, утверждающая силу
человеческого духа, просвеченная насквозь, как
утренним солнцем, любовью к жизни и верой, что
человек способен своими руками совершать чудеса.
Таковы герои «Алых парусов», с которыми мы сейчас
встретимся.
10. Инсценировки «Встреча Ассоль с
волшебником»; «Грэй выбирает материю на паруса».
11. Второй ведущий. Страна Грина нужна
всем — не только детям, но и взрослым. Она
вызывает волнение — источник высоких
человеческих страстей. Она не даёт нам
успокоиться и показывает всегда новые,
сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и
заставляет страстно желать этой жизни.
12. (Звучит музыка Грига, по выбору учителя.)
13. Первый ведущий. Как хорошо мечтать под
эту мелодию!
(Читаются отрывки из рассказа К.Паустовского
«Корзина с еловыми шишками», а затем
стихотворение Н.Гумилёва «На мотивы Грига»).
14. Второй ведущий. Совершив путешествие
по Стране мечты писателя Грина, соприкоснувшись
с музыкальным миром композитора Грига, начинаешь
понимать, что человек не умирает в памяти людской
тогда, когда открывает сердце другим. И эти
другие следуют за мечтой, проникаясь верой,
надеждой, любовью...
"Белой точкой на горизонте в исчезающей
отдалённости моря появляется корабль, за ним ещё
один и ещё... Ветер и волны дружно влекут их, они
летят, слегка накренясь, у них почти живые
стройные формы; ветер воет в тонких снастях,
плещет вдоль борта тугая отлетающая волна,
загорелые весёлые матросы глядят за горизонт —
что там? И наше сердце стремится лететь за ними, к
тучам, полным зарева далёких и удивительных
городов, к цветам и скалам таинственных стран
воображения... Это корабли Александра Грина...” (М.Щеглов.
«Корабли Александра Грина»).
|