Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 13:29:57
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок-путешествие по теме «Основные классы неорганических соединений»
17.02.2011, 13:28:47
Тип урока: урок - соревнования

Цели урока:
систематизировать знания учащихся по теме «Основные классы неорганических соединений»;
научить быстро распознавать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
развивать познавательный интерес, с помощью игровых заданий
воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний;
развивать навыки работы в коллективе и чувство ответственности.

Задачи:

Образовательные: закрепить на практике знание признаков химических реакций; продолжить формирование умения записывать уравнения реакций и определять их тип.

Развивающие: продолжать формировать умения - обращаться с лабораторным оборудованием;
продолжить формировать навыки химического эксперимента закрепить;

Воспитывающие: продолжать формировать умение - работать в группах, помогать друг другу, а также культуру поведения на уроках.

Здоровьесберегающие: соблюдать правила техники безопасности на уроке при проведении эксперимента; добиваться оптимальной работоспособности в течение всего урока, за счет смены видов деятельности; создавать благоприятный психологический климат на уроке.

Оборудование: таблицы растворимости, карточки лото, карточки с заданиями, пробирки, вещества.

Подготовка к уроку. На первых уроках темы учитель объявляет о предстоящем уроке— соревновании. Класс делится на четыре экипажа. Каждый экипаж выбирает себе консультанта (ученика, имеющего прочные знания по предмету). В дальнейшем консультанты готовят свои экипажи к игре-путешествию. В целях подготовки к этому уроку в классе вывешиваются вопросы, на которые следует обратить внимание.
Ha данном этапе ученики должны:
— классифицировать неорганические вещества по составу
и свойствам;
— составлять генетические ряды металлов и неметаллов;
— иллюстрировать уравнения химических реакций, генетическую связь между членами ряда;
— охарактеризовать химические свойства веществ данного класса;
— уметь доказывать основной и кислотный характер свойств неорганических соединений;
— определять практически с помощью химических реакций растворы кислот, щелочей, хлоридов, сульфатов, карбонатов.
Ход урока

Каждый экипаж садится за отдельные столы во главе с консультантом. На вывешенной магнитной доске прикреплены номера групп-экипажей. После каждого задания на доске отмечают результаты с помощью разноцветных знаков (красный — экипаж следует далее в экспрессе, так как задание выполнено на пятерку, желтый — пассажирский вагон, задание выполнено на четверку, серый — общий вагон, задание выполнено на тройку, черный — дрезина).
Учитель. Экипажи готовы к путешествию? Тогда в путь! Сегодня мы с вами, ребята, побываем в удивительной и загадоч¬ной стране, Много у нее тайн и загадок. Страну эту населяют множество маленьких существ-веществ. Каждый химический народ имеет свой состав, особенности, обычаи, традиции. В этой удивительной стране живут вещества простые и сложные, спокойные, уравновешенные, беспокойные, просто буйные; ядовитые и безвредные; полезные и очень вредные; кислые и соленые, сладкие и горькие, вкусные и безвкусные; конфликтные и компромиссные, имеющие разные взгляды на отношение друг к другу, но живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении. Я приглашаю вас в страну Химию.

Жители этой страны прислали нам приглашение, под которым они оставили свои автографы. Отгадав каждый из них, мы сможем отправиться в путь.
Задание «Найти родственников»
А1(0Н)3, СО2, Mn2O7, HNO3, H2Si03, Na2HPO4, Mg(OH)2, CaCO3, RbOH, CuO, HBr, FeO, CsOH, Ca(OH)Cl, H2SO3, K2NaPO4, A1(OH)2C1, NaHCO3, KC1O3, V2O5, H2WO4, H2B4O7, H2Sе.

К доске выходят по одному участнику от каждой команды. Ученик из первой команды выписывает основные, кислотные и амфотерные оксиды. Ученик из второй команды — растворимые и нерастворимые основания. Ученик из третьей команды— кислые, основные, средние и двойные соли. Ученик и а четвертой команды — кислоты одноосновные, двухосновные, трехосновные; кислородсодержащие и бескислородные.
I
Учитель. Итак, вы справились с первым заданием, и мы можем отправляться в путь. Займите, пожалуйста, свои места согласно «купленным билетам».
Вот мы и в гостях у местных жителей. Но их так много. Давайте прочитаем, что же это за станция. (Оксиды.) Значит, мы на станции «ОКСИДЫ». А вот и ее начальник. По¬смотрите, что он нам принес. Это новое задание. Если мы с ним справимся, нам дадут «зеленый свет».
1. Известно ли вам, дети, Какие есть оксиды на планете? У оксидов пристрастия разные:
То кислоты им нравятся праздные, То к воде их душа склоняется — Скажите, как они называются?

(Основные оксиды.)
2. А эти спешат к основаниям, Растворимые, очень желанные, Но с водой дружбу водят не все, Уж, поверь.
Назовите оксиды теперь.
(Кислотные оксиды.)
3. Бывает двойственный оксид, Он, позабыв и честь, и стыд, То к сильной кислоте спешит, То где-то щелочь сторожит,
И тем и другим поклоняется. Как такой оксид называется?
(Амфотерный оксид.)
За каждый правильный ответ команда получает дополни¬тельное очко, которое учитывается после каждого задания при определении «класса» вагона.
Учитель. Мы едем дальше. Чтобы нам не было скучно, давайте поиграем в лото.
Задание «Лото»
Команда первая закрывает соли, вторая — кислоты, третья — оксиды, четвертая — основания.
Ca2(PO4)2 H2SiO3 N2O5
ZnCL2 H2S PbO
CuO ALPO4 H3BO3

Подводятся итоги игры.
Учитель. Мы с вами и не заметили, как пролетело время и мы подъехали к новой станции. О! Да это станция экспериментов, а называется она «Основания». А вот и начальник станции с заданием. Я зачитываю вам стихотворение о свойствах оснований. После каждого четверостишия вы будете выполнять эксперимент. Прошу консультантов приступить к работе, ваша цель — проверить технику эксперимента и помочь своей команде в выполнении опыта.
Практическое задание
Изучим свойства оснований поскорей. Начнем эксперимент со щелочей. Сольем сначала щелочь с кислотой, Из них получим только соль с водой.
Школьники проводят реакцию нейтрализации едкого натрия с серной кислотой и записывают уравнение реакции в тетрадях.
А если с солью щелочь взять, Получатся другая соль и основание опять. Но правилу сему не стоит доверять, Коль два условия не будешь соблюдать!
Вопрос: Какие это условия?
Ответ: Любая растворимая соль меди реагирует со щелочью с образованием нерастворимого основания гидроксида меди. Любая растворимая соль железа реагирует со щелочью с образованием нерастворимого основания гидроксида железа (III).

Теперь возьмем оксид кислотный
И растворимый гидроксид,
И под водой на дне стакана —
Очередная соль лежит.
Ученики выполняют эксперимент. Получают углекислый газ и пропускают через него раствор гидроксида кальция. Возьмем любой нерастворимый гидроксид, Который с кислотой любезничать спешит, А в результате — соль с водою.
Школьники выполняют эксперимент: проводят по вариантам реакции Си(ОН)2 и Fe(OH)3, полученных ранее, с кис¬лотами.
Ну и последнее, о чем хочу я доложить: При нагревании их можно разложить.
Внимание! Следующая станция — КИСЛОТЫ.
Задание
После каждого четверостишия необходимо записать на доске уравнение реакции или провести опыт. Право ответа имеет экипаж, участник которого первым поднял руку.
Кислота, кроме азотной,
И металл до водорода,
Образуют соль охотно
И, конечно, водород.
Кислота и синий лакмус —
Лакмус сразу станет красным.
Обнаружим так кислоты
В день хороший и ненастный.
Кислота и основание
Образуют соль и воду.
Именно вот это свойство
Взяли все кислоты в моду.
В кислоту внесешь оксид ты
Настоящего металла,
Без сомненья, соль и воду
Ты получишь, если надо.
После подведения итогов этого задания учитель объявляет: Ребята мы прибываем к последней станции этой страны — «Соли». Посмотрите-ка, что написано на здании станции:
О, Соль! Как много в этом звуке
Для сердца химика слилось,
Как много в нем отозвалось.
А здесь нас с вами встречает гид — натрия хлорид. (Входит хлорид натрия — ученик, одетый в белый халат с надписью NaCl.)
Хлорид натрия. Здравствуйте, ребята! Я проведу небольшую экскурсию для вас по нашей станции. Раз вы до нас доехали, значит, вы хорошо с нами знакомы. И я расскажу вам немного о себе.
Во всех странах употребляют соль. И это неудивительно. Без соли не могут жить люди и животные. Взрослому человеку для поддержания жизнедеятельности необходимо получать 8 — 10 г соли ежесуточно. Недостаток соли (как, впрочем, и ее избыток) пагубно сказывается на здоровье. Соль содержится в слюне, желудочном соке; наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление.
Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат, особенно раненых, при отступлении была обусловлена нехваткой поваренной соли. У древних народов нередко были войны из-за соляных источников, а некоторые народы Африки платили когда-то за соль золотым песком. Римские1 легионеры времен Цезаря часть жалования получали солью. Соль заменяла деньги во многих странах. У многих народов соль — символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают дорогих гостей.
Жители нашей станции приготовили для вас всего одно несложное задание.

Задание «Назови соль»
В производстве и быту часто пользуются техническими названиями солей. Заполните клетки кроссворда названия¬ми солей, формулы которых приведены.
l. Na2B4O7 • 10H2O
2. К2СО3
3. CuSO4 • 5Н2О
4. NaCl
5. Cu2(OH)2CO3

Ответы:

1. Бура.
2. Поташ.
3. Медный купорос.
4. Поваренная соль.
5. Малахит.
Учитель. Ну, вот и закончилось наше путешествие, и мы отправляемся домой. На досуге жители страны «Химии» расширяют свой кругозор. Чтобы быстрее прошло время, я взяла в этой стране несколько интересных вопросов, на кото¬рые мы с вами и будем отвечать в дороге.
Право ответа принадлежит тому экипажу, участник которого первым поднял руку.

Вопросы
1. Каков химический состав голубого опрыскивателя плодовых деревьев?
2. Какой вкус имеют растворы оснований?
3. В архиве пожарной части города Бенд (США) хранится запись о пожаре, который был вызван снегом. Возможно ли это?
4. Отвары каких растений можно использовать в качестве индикаторов? Какую окраску они имеют в кислой и щелочной среде?
5. Если растереть в ступке таблетку фенолфталеина и добавить несколько гранул щелочи, то между этими веществами реакция не наблюдается. Что надо сделать, чтобы реакция произошла?
6. В минеральной воде я бурлю, В топочном газе летаю, Растениям пользу несу, Пожар затухать заставляю.
Кто я?
7. Какая соль серебра используется в медицине?
8. Как назывались в старину разновидности корунда — сапфир, рубин?
9. Какая кислота содержится в желудочном соке человека, какова ее роль?
10. Что такое царская водка?
11. Какую соль называют глауберовой?
12. Что такое сиккативы и с какой целью их применяют?
13. Как объяснить происхождение фресковой живописи?
14. Какую кислоту называют «купоросное масло»?
15. В воде она родится, Но странная судьба: Воды она боится
И гибнет в ней всегда.
16. К какому классу неорганических веществ относятся вещества, входящие в состав железной руды?
Ответы:
1. «Голубое» опрыскивание — опрыскивание бордоской жидкостью плодовых деревьев, когда они находятся в фазе «зеленного конуса» почек, для борьбы с паршой.
2. Разбавленные водные растворы оснований горькие на вкус.
3. Снег действительно может быть причиной пожара. В данном случае у стен дома были ямы с негашеной известью. Под действием воды, которая образовалась из снега, началась экзотермическая реакция образования гашеной извести. При этом выделилось такое большое количество теплоты, что начался пожар.
4. В качестве индикаторов могут быть использованы отвары черники, черной смородины, краснокочанной капусты, столовой свеклы, шелухи подсолнуха.
5. Налить в ступку воду.
6. Углекислый газ,
7. Нитрат серебра (самое раннее название его — «адский камень», затем «ляпис») известен как одно из древнейших лекарственных препаратов. Обладает дезинфицирующим и прижигающим действием.
8. Окрашенные кристаллы оксида алюминия красного цвета — рубины, синего цвета— сапфиры в старину назывались яхонтами.
9. В желудочном соке человека содержится соляная кислота. В присутствии соляной кислоты фермент пепсин хорошо расщепляет белки на более простые соединения, усваиваемые организмом.
10. Смесь концентрированной азотной и соляной кислот называется «царская водка». Такое название она получила потому, что растворяет «царя металлов» — золото.
11. Немецкий химик И.Р. Глаубер в 1648 году нагреванием смеси поваренной соли и серной кислоты получил соляную кислоту и сульфат натрия Na2SO4 • 10 Н2О, который впоследствии был назван глауберовой солью.
12. Сиккативы — вещества, ускоряющие процесс высыхания масляных красок. Это — соли кобальта, марганца, свинца. Лучшим считается кобальтовый сиккатив, не оказывающий влияния на цвет красок.
13. Роспись выполняют водорастворимыми красками по сырой штукатурке. Качеству штукатурки придается большое значение. На Руси известь для фресок проходила многолетнюю обработку: в течение трех — восьми лет ее выдерживали в особых ямах, постоянно перелопачивая. Для получения штукатурки известь смешивали с гипсом, мелом, мелкотолченым кирпичом, рубленым льном. Грунт обычно делали двухслойным. На хорошо просохший первый, достаточно толстый слой штукатурки непосредственно перед началом работы художника наносили тонкий второй слой. По нему и выполняли роспись.
14. Серная кислота из-за масляного вида называется «купоросное масло». Это название осталось еще со времен алхимиков, когда серную кислоту получали из железного купороса.
15. Соль.
16. К классу оксидов.

Итог урока.

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

Категория: ХИМИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: поурочные планы, открытый урок, урок химии, конспект урока, в помощь учителю, Химическая реакция, педсовет, химия в школе, методическая копилка
Просмотров: 2716 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0